Достоинства и недостатки гелевого аккумулятора
Любой двигатель автомобиля состоит из систем и механизмов, тесно взаимодействующих между собой. Но чтобы все системы и механизмы пришли в действие, и двигатель заработал, требуется принудительно привести в действие их.
Это в любом авто выполняется электростартером, входящего в систему электрообеспечения. Также при помощи этой системы производится воспламенение рабочей смеси в цилиндрах бензинового силового агрегата.
Дополнительно система электрообеспечения отвечает за работу всех электроприборов авто.
Популярный гелевый аккумулятор Varta Ultra Dynamic
Когда двигатель запущен, энергообеспечение производится от генератора авто, которые приводиться в действие от коленчатого вала. Но если двигатель остановлен, генератор электроэнергию не вырабатывает, и обеспечение электроэнергией авто ложиться на внешний источник электропитания – аккумуляторную батарею, сокращенно АКБ.
АКБ – источник питания электроэнергией бортовой сети, которая вырабатывается и накапливается в самом аккумуляторе за счет химических процессов. Является устройством многоразового пользования, аккумулятор при надобности отдает энергию на источники бортовой сети авто. Больше всего заряда батареи расходуется на запуск мотора, после запуска аккумулятор восстанавливает свой заряд от генератора.
Часто даже уже на запущенном двигателе, АКБ приходится частично отдавать свой заряд на поддержание напряжения в бортовой сети. Происходит это, когда помимо системы зажигания бензинового мотора, которая запитывается при работающем двигателе, подключено дополнительно большое количество электроприборов бортовой сети. Генератор в таком случае уже не способен полностью обеспечить энергией сеть и часть ее забирается из аккумуляторной батарей.
Самыми распространенными являются кислотные аккумуляторы. Химическая реакция в них происходит с использованием электролита – смеси кислоты с водой. Но эти АКБ обладают рядом недостатков, среди которых требуемое обслуживание, постоянный контроль за состоянием заряда, выделение опасных паров при подзарядке, соблюдение положения АКБ в авто для предотвращения вытекания электролита, и возможное вытекание его при пробое корпуса.
Гелевые аккумуляторы. Плюсы и минусы
data-full-width-responsive=»true»>
Недавно появились на авторынках новые вид аккумуляторов – так называемый гелевый аккумулятор. Принцип действия гелевого аккумулятора идентичен кислотному, разница лишь в электролите. В гелевых аккумуляторах в электролит добавлены химические элементы, которые обеспечивают ему состояние геля. То есть данный электролит находится в желеобразном состоянии.
У гелевых аккумуляторов немало достоинств по сравнению с обычными кислотными АКБ
Конструктивно у гелевых АКБ имеется ряд преимуществ перед кислотными:
- Гелевые аккумуляторы не требуют обслуживания (корпус их запаян, какие-либо технологические отверстия отсутствуют);
- В случае пробоя корпуса электролит через трещину не вытечет;
- При их зарядке, благодаря запаянному корпусу, не происходит выделение ядовитых паров;
На данный момент производятся два типа гелевых аккумуляторов.
Конструкция автомобильного аккумулятора BOSCH с использованием технологии AGM
- Первый тип означается как GEL аккумуляторы. У этих АКБ желеобразное состояние электролита вызвано добавлением в него двуокиси кремния. Данные аккумуляторы обладают большим циклическим ресурсом. В некоторых случаях GEL аккумуляторы способны выдержать до 800 циклов заряда-разряда без потери энергоемкости.
- Второй тип гелевых аккумуляторов обозначается как AGM аккумуляторы. У этих батарей электролит тоже используется кислотный, но сам электролит находится в специальном сепараторе, сделанном из стекловолокна. Данный сепаратор удерживает в себе электролит, чтобы он не мог растекаться. Этот аккумулятор полностью безопасен от паров, поскольку он удерживается в порах сепаратора и дальнейшем снова используется в химических реакциях. Данные АКБ способны выдержать цикл заряда разряда свыше 400 раз.
Гелевые аккумуляторы Duracell и их устройство
Рабочие положительные качества гелевых аккумуляторов таковы:
- Большой цикл заряда-разряда этих батарей, следовательно, и большой срок службы – 10-12 лет;
- Не обязательная срочная подзарядка АКБ после глубоко разряда. У этих батарей не произойдет осыпание пластин электродов в случае глубокого разряда без быстрого восстановления заряда, как это бывает у обычных кислотных батарей;
- Если батарея простаивает без работы, потеря энергии у данных АКБ происходит значительно ниже, чем у кислотных. Потеря энергии бездействующего АКБ за год – примерно 20%.
Это все, конечно хорошо, но в гелевых аккумуляторов есть и недостатки, причем существенные.
- Первым недостатком является их чувствительность к напряжению заряда. Напряжение, подаваемое на гелевый аккумулятор должно быть не больше 14,4 вольта. При превышении этого значения происходит необратимое разрушения желеобразного электролита, если просто сказать – то электролит тает и восстановить его будет невозможно. А поскольку у многих авто диапазон напряжения в бортовой сети составляет 13-16 вольт, то применять гелевые батареи на них не рекомендовано.
- Вторым недостатком является чувствительность гелевого электролита к низким температурам. При значительном снижении температуры электролит еще больше застывает, что приводит к снижению его показателей в два и более раз. Так что при сильных морозах этот АКБ может силовую установку авто и не запустить.
- Также эти батареи очень «бояться» короткого замыкания. Даже незначительное и кратковременное кратковременное замыкание может полностью испортит батарею.
Гелевые аккумуляторы. Технические характеристики
Гелевый аккумулятор технические характеристики имеет такие же, как и обычный кислотный. При выборе такого АКБ важно учитывать некоторые показатели.
Рабочее напряжение – это напряжение электроэнергии на клеммах полностью заряженного АКБ. В гелевых батареях, предназначенных для использования на авто, обычно рабочее напряжение составляет 12 вольт.
Схематичное устройство гелевого аккумулятора
Емкость – характеристика батареи, указывающая на максимальное количество энергии, которая способна удерживать в себе батарея после полной зарядки. Данная характеристика измеряется в ампер-часах, и указывает на время, в течение которого батарея способна обдавать энергию с силой тока в 1 Ампер потребителям. Гелевые автомобильные аккумуляторы емкость обычно имеют, как и кислотные – от 55 до 150 ампер-часов.
Максимальный ток заряда – значение силы тока, которое можно устанавливать при подзаряде батареи. Превышение данного значения ведет к повреждению батареи. Данный показатель зависит от емкости батареи. К особенностям гелевых аккумуляторных батарей также относиться и возможность заряда при больших показателях силы тока, чем кислотные. У некоторых батарей максимальный ток заряда может достигать отметки в 30 ампер.
Максимальный ток разряда – показатель, который характеризует какую максимальную силу тока способен обеспечить аккумулятор в течение 30 секунд. Эту характеристику также называют пусковым током. Данный показатель тоже зависит от емкости АКБ. Пусковой ток у автомобильных гелевых АКБ варьируется от 550 до 950 ампер.
Это основные у гелевых аккумуляторов технические характеристики. Хотя часто в документации к АКБ указывается также и температурный диапазон, при котором эти батареи без проблем.
Выбор гелевого аккумулятора
Перед приобретением гелевого аккумулятора нужно поинтересоваться, сможет ли он без проблем работать на авто. Для этого нужно замерить напряжение, которое подается от генератора на батарею для ее подзарядки. Если данный показатель превышает допустимый, в 14,4 вольта, лучше от приобретения отказаться.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Гелевые аккумуляторы Как выбрать гелевый аккумулятор
Далее в технической документации автомобиля следует узнать, батарея какой емкости и силы пускового тока оптимально подходит для авто. Аккумулятор с большими показателями использовать на авто можно, а вот с меньшими – не рекомендуется.
Важно у приобретаемой батареи проверить выходное напряжение на клеммах, оно должно соответствовать заявленному в документации.
И хоть обычно гелевые аккумуляторы по габаритным размерам меньше кислотных, все же лучше замерить, подойдет ли он в аккумуляторную нишу автомобиле.
Следует также учитывать расположение клемм на батарее, иначе придется впоследствии удлинять провода, идущие к батарее, чтобы ее подключить.
Источник: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/dostoinstva-i-nedostatki-gelevogo-akkumulyatora/
Гелевый аккумулятор для автомобиля
Владельцы автомобилей с обычными кислотными аккумуляторами вынуждены не реже одного раза в квартал проверять уровень электролита. В противном случае велика вероятность, что электролит выкипит и, свинцовые пластины электродов начнут разрушаться. Гелевые аккумуляторы лишены этого недостатка. Прочитав статью, вы узнаете об устройстве таких аккумуляторов, их плюсах и минусах, стоимости и условиях эксплуатации.
Устройство гелевого аккумулятора
Принцип работы гелевого аккумулятора такой же, как и у обычного свинцово-кислотного.
При подключении нагрузки к полностью заряженному аккумулятору сульфат свинца анодной пластины отдает кислород в электролит и атмосферу, превращаясь в просто свинец, а свинец на катоде окисляется до сульфата с выделением водорода. При зарядке происходит обратный процесс.
Единственное отличие гелевых аккумуляторов в том, что электролит в них не жидкий, а желеобразный (гель). При этом все химические и физические процессы полностью идентичны традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам.
Существуют два вида гелевых аккумуляторов:
- GEL — от английского выражения Gel Electrolite. Жидкий электролит превращают в гель добавлением двуокиси кремния. Это вещество не вступает в реакции, происходящие в процессе заряда или разряда, но позволяет превратить электролит в густое желе.
- AGM — от английского выражения Absorptive Glass Mat. В этих аккумуляторах гель образуется благодаря стекловолокну, из которого изготовлены сепараторы (элементы, разделяющие полярные свинцовые пластины). Они впитывают электролит, превращаясь в желе (гель).
Отличия GEL и AGM
Во время зарядки и разрядки аккумуляторов типа AGM свободные водород и кислород не уходят в атмосферу, а заполняют поры стекловолокна. В процессе заряда происходит впитывание кислорода и выделение водорода. В процессе разряда наоборот, кислород заполняет поры стекловолокна, а водород впитывается в электролит.
Благодаря этому соотношение свинца, диоксида свинца и электролита остается неизменным в течение многих лет. Во время зарядки и разрядки аккумуляторов типа GEL часть свободных газов остается в электролите в виде пузырьков, другая часть испаряется в атмосферу.
Поэтому ресурс таких аккумуляторов ниже, чем у AGM, хотя в несколько раз превосходит ресурс традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов.
Преимущества и недостатки гелиевых аккумуляторов
Как и любому другому типу аккумуляторов, гелевым батареям присущи определенные достоинства и недостатки. Это вызвано конструкцией аккумулятора. Если вы знаете о сильных и слабых сторонах гелевого аккумулятора и понимаете причины этих явлений, то сможете самостоятельно решить, в каких ситуациях такая батарея эффективна, а в каких сильно уступает обычным аккумуляторам.
Оба типа гелевых аккумуляторов обладают серьезными преимуществами. Они не боятся повреждений корпуса, ведь желеобразный электролит не вытечет через трещины. Они не требуют доливки дистиллированной воды и проверки плотности электролита. Они выдают более сильный пусковой и рабочий ток, а также выдерживают более сильный зарядный ток.
Гелевые аккумуляторы эффективно работают в любом положении, в отличие от свинцово-кислотных, которые при переворачивании на бок резко теряют емкость и рабочий/пусковой ток. Гелевые аккумуляторы не боятся полного разряда и большого зарядного тока.
У гелевых аккумуляторов очень мал ток саморазряда, поэтому при хранении вне автомобиля они в течение года теряют не больше 25% заряда.
Хватает у гелевых аккумуляторов и недостатков, главный из которых – высокая чувствительность к перезаряду или повышенному напряжению заряда. Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы не боятся небольшого перезаряда, да и максимально допустимое зарядное напряжение у них выше.
При превышении напряжения или сильном перезаряде электролит начинает закипать, в результате чего испаряется вода и повышается плотность. При этом никаких повреждений аккумулятор не получает (если пластины полностью покрыты электролитом).
Гелевые аккумуляторы даже при небольшом перезаряде или превышении зарядного напряжения начинают необратимо терять емкость.
Аккумуляторы типа GEL плохо переносят отрицательные температуры. Если машина ночь стояла на улице при температуре минус 5 градусов, то пусковой ток падает в 1,5-2 раза, поэтому не получится завести автомобиль без установленного предпускового подогревателя.
Аккумуляторы типа AGM менее чувствительны к морозу, но все равно уступают традиционным свинцово-кислотным батареям. Еще один недостаток гелевых аккумуляторов – боязнь короткого замыкания.
Традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам короткое замыкание продолжительностью 1-2 секунды не повредит, а гелевый аккумулятор испортится.
Еще один серьезный минус гелевых аккумуляторов – цена. Их стоимость в 3-6 раз выше, чем у традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов и в феврале 2016 года составляет 20-30 тысяч рублей.
Как заряжать гелевый аккумулятор
Гелевые аккумуляторы можно устанавливать лишь на автомобили, оборудованные качественным стабилизатором напряжения. Ведь повышение напряжения бортовой сети до свыше 13,3 вольта представляет опасность для гелевых аккумуляторов. А при напряжении 14-15 вольт их срок службы сокращается в сотни раз. В гелевые аккумуляторы невозможно долить дистиллированную воду или электролит, поэтому все изменения, вызванные высоким напряжением, необратимы.
Гелевые аккумуляторы нельзя заряжать с помощью обычных зарядных устройств, предназначенных для свинцово-кислотных батарей. Напряжение заряда, которое выдают эти устройства, гораздо выше, чем необходимо аккумулятору. В результате зарядки обычным устройством срок службы аккумулятора сокращается в десятки раз. Для зарядки таких аккумуляторов нужно купить специальное устройство. Или использовать зарядные устройства с автоматическим регулированием тока и напряжения по выставленным параметрам.
Как выбирать аккумулятор типа Gel
Если вы сопоставили все плюсы и минусы гелевых аккумуляторов и решили приобрести его для своего автомобиля, то учитывайте следующее. Гелевые аккумуляторы выпускают в корпусах таких же размеров, что и свинцово-кислотные. Поэтому выбирайте тот размер, который соответствует вашему автомобилю.
Если вы не знаете, какой размер вам необходим, возьмите с собой руководство по эксплуатации вашего автомобиля и покажите его продавцу. Не забывайте, что клеммы многих аккумуляторов для американских автомобилей установлены не сверху, а сбоку корпуса.
И для подсоединения к ним не подходят клеммы, предназначенные для европейских и азиатских машин.
Все предприятия, которые официально производят гелевые аккумуляторы в России или легально поставляют их из других стран, исполняют требования закона о защите прав потребителей.
Поэтому указывают на этикетке аккумулятора не только его название, но и полное наименование производителя и поставщика, адрес завода, почтовый и электронный адрес для направления претензий и стандарты, в соответствие с которыми изготовлен аккумулятор.
Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы не подлежат обязательной сертификации, все серьезные производители всегда получают сертификат соответствия на свою продукцию. Этот документ подтверждает высокое качество аккумулятора.
Осмотрите выбранный аккумулятор. На корпусе качественного гелевого аккумулятора нет никаких неровностей или следов некачественной штамповки. Надписи на этикетке (наклейке) очень четкие, включая те, что сделаны мелким шрифтом. Сама этикетка наклеена ровно и аккуратно. Если этикетка не четкая, мелкий шрифт плохо различим или наклеена неровно, перед вами подделка. Попросите продавца показать вам сертификат соответствия на аккумулятор.
Внимательно осмотрите сертификат. Настоящий сертификат выдан организацией, зарегистрированной в федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Наименование и модель аккумулятора на прилавке и в сертификате должны совпадать. Сертификат должен быть действующим, не просроченным.
Если сертификата нет, или он выдан организацией, не имеющей никакого отношения к федеральному агентству, или срок его действия закончился, перед вами подделка.
Источник: https://vipwash.ru/elektrika/gelevyy-akkumulyator-dlya-avtomobilya
Аккумуляторы гелевые, мультигелевые и AGM — в чем разница?
Впервые озадачившись выбором аккумулятора для ИБП, наши клиенты сталкиваются с тем, что в классификацию даже такой простой вещи производители смогли внести существенную путаницу.
В связи с этим возникает множество вопросов, к примеру:
- Какая батарея лучше: свинцово-кислотная или гелевая?
- Чем мультигелевый аккумулятор отличается от гелевого?
- Что такое AGM VRLA?
Для удобства поиска в нашем интернет-магазине мы обозначаем аккумуляторы так, как их маркирует производитель — чтобы вы могли легко найти нужную модель. Но если вы пока не определились с конкретной моделью и просто пытаетесь понять: какую аккумуляторную батарею для ИБП лучше приобрести, то вам поможет эта статья.
Виды аккумуляторов для ИБП и термины
Прежде всего нужно запомнить, что ВСЕ аккумуляторы, выпускаемые на данный момент промышленностью для ИБП являются свинцово-кислотными. Еще одни «пугающие» аббревиатуры — VRLA и SLA — обе относятся к аккумуляторам, которые применяются в источниках бесперебойного питания. Также такие батареи называются необслуживаемыми и герметизированными.
VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid, в вольном переводе это означает Регулируемые клапаном свинцово-кислотные.
SLA означает Sealed Lead Acid, т. е закрытые (герметизированные) свинцово-кислотные.
Необслуживаемые — означает, что в АКБ этого вида не требуется следить за уровнем электролита и доливать воду, как, например, в автомобильных.
Обозначение герметизированные (герметичные) говорит о том, что из батареи этого типа не прольется электролит, даже если она опрокинется набок или будет испытывать тряску. Также герметичность позволяет эксплуатировать их в жилых помещениях: горючие пары, выделяющиеся в процессе работы аккумулятора, остаются «запертыми» внутри, и только при нарушениях условий работы может открыться аварийный клапан.
И все эти определения — не разные типы аккумуляторов, а один и тот же: VRLA / SLA необслуживаемые герметизированные (герметичные). Именно этот тип получил наиболее распространение в источниках бесперебойного питания. В других системах могут использоваться стартерные обслуживаемые и стартерные необслуживаемые, но о них мы сегодня говорить не будем.
Гелевые и AGM
Для того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его «связывание» во избежание выплескивания.
В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми.
Распространено также бытовое название «гелИевые аккумуляторы», что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям.
Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:
- В результате химической реакции вода в батарее распадается на водород и кислород.
- Ионы водорода и кислорода остаются в замкнутом пространстве батареи и, перемещаясь по микропорам и трещинам в геле, соединяются и снова образуют воду.
- Вода впитывается гелем, восстанавливается первоначальный объем электролита.
В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях.
В AGM-аккумуляторах пространство между пластинами заполнено стекловолокнистыми матами, которые впитывают в себя электролит.
На фото — вскрытый AGM-аккумулятор, в котором можно рассмотреть те самые «Glass Mat» — стекловолоконные маты.
Благодаря этому достигаются практически те же цели, что и в гелевых: электролит не выплескивается и в порах наполнителя происходит рекомбинация газов, т. е. перед нами такая же необслуживаемая герметичная батарея, как и гелевая. Разве что при повреждении корпуса электролит, скорее всего, вытечет и повредит расположенное рядом оборудование. Именно поэтому в дорогих телекоммуникационных системах часто предпочитают использовать АКБ типа GEL VRLA.
Технология AGM — более новая, чем GEL.
Обратите внимание, что:
- И GEL, и AGM батареи являются свинцово-кислотными.
- Это две разные технологии.
А как же мультигелевые?
Мультигелевые аккумуляторы, по сути не являются отдельным типом источников питания. Чаще всего производители и торговые точки используют это название для AGM батарей.
Например, на фото ниже — аккумулятор Luxeon LX12120MG 12Ah (обратная сторона). В очень многих интернет-магазинах он продается под маркой «мультигелевый», о чем свидетельствует и маркировка «MG» в наименовании, однако производитель на самой батарее указывает что это: «Технологія: AGM, необслуговуєма батарея» (укр.) (Технология AGM, необслуживаемая батарея).
А учитывая что цена на мультигелевые аккумуляторы всегда ниже чем на гелевые, и это при том, что гелевая технология довольно дорогая — в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с AGM.
Отличия гелевых и AGM аккумуляторов
Показатель | Гелевые | AGM |
Циклический ресурс | В 2-3 раза выше, чем в AGM (около 600 циклов) за счет вязкого электролита. Пластины остаются покрытыми им во время глубокого разряда, поэтому меньше подвержены коррозии. | Около 300 циклов заряд-разряд. |
Заряд | Очень требовательны к точности заряда, его превышение может привести к вспучиванию батареи. | Не так критичны к заряду, хотя превышение напряжения при заряде также может привести к кипению и вздутию батареи. |
Саморазряд | Величина саморазряда небольшая, поэтому подходят для применения там, где разряд происходит малыми токами в течение долгого периода | Саморазряд интенсивнее, чем у гелевых. |
Перегрев | Перегрев может вызвать взрыв батареи. | Перегрев не так критичен, но тоже опасен. |
Глубокий разряд | Хорошо выдерживают глубокий разряд. | Желательна эксплуатация при глубине разряда не более 30%. |
Пусковой и максимальный ток | Неспособны дать большие токовые величины, особенно стартовые, из-за высокого внутреннего сопротивления. | Пусковые токи больше. |
Короткие замыкания | Очень чувствительна к коротким замыканиям. | Менее чувствительна. |
Эксплуатация | В любом положении, кроме «вверх дном», мелкие повреждения корпуса не вызывают утечку электролита, за счет вязкости последнего. | В любом положении, кроме «вверх дном». |
Или коротко, в картинке:
Итак, в общем гелевые аккумуляторы прослужат дольше, чем AGM, в системах:
- где чаще происходит цикл разряд-заряд,
- где чаще допускается глубокий разряд,
- где до разряда проходит долгое время,
- где может быть критичным пролив электролита во время случайного повреждения корпуса.
Так как эти батареи более капризны и дороже стоят, в остальных случаях их можно с успехом заменить AGM АКБ.
А главное, — обязательно обращайте внимание на технические характеристики конкретной модели, которые заявлены производителем, они могут существенно отличаться для аккумуляторов разных торговых марок и ценовых категорий.
Источник: https://lantorg.com/article/akkumulyatory-gelevye-multigelevye-i-agm-v-chem-raznitsa
Гелевый аккумулятор: устройство, особенности и свойства
12601 7 апреля 2017
Гелевые аккумуляторы появились на рынке совсем недавно. Наиболее часто их используют в мотоциклах, скутерах, квадроциклах,
так как при перевороте устройства гель не растекается, а устройство может продолжать движение. Кроме этого, гелевики используют в газовых котлах и в солнечных батареях.
Обзор корпусов гелевых аккумуляторов
К плюсам гелевых аккумуляторов можно отнести возможность перезарядки до 1000 раз. При этом даже во время сильных морозов аккумулятор самопроизвольно не разряжается.
Устройство аккумулятора
Устройство гелевого аккумулятора отличается от устройства привычных батарей. В обычных свинцово-кислотных АКБ аккумуляторах ток проводят электролиты (водный раствор серной кислоты).
А вот гелевые аккумуляторы содержат в своем составе меньшее количество электролитов и в другой консистенции – желе- или пастообразной. Для гелевых аккумуляторов придумали и соответствующее название, так как желе похоже на гель. В промежутках между электродами аккумулятора находятся сепараторы, изготовленные из стекловолокна. Поры данного материала не позволяют растекаться гелю.
Особенности
Мелкие повреждения на корпусе батареи не приводят к выходу из строя самого устройства. Это можно отнести к их плюсам. В то время как у обычных аккумуляторов небольшие повреждения приводят к поломке всей батареи.
Газы «гелевиков» практически не выходят наружу, поэтому чистоту отверстий контролировать не обязательно. Емкость батареи практически не изменяется при наиболее неблагоприятных условиях и в сильный мороз. Расчеты показали изменение всего на 19%.
Во время хранения аккумуляторы сохраняют свой заряд надолго. Риск осыпания пластин отсутствует практически в полной мере в отличие от кислотных аккумуляторов. Гелевый аккумулятор имеет более высокую цену, если сравнить ее с аналогичными устройствами.
Зависимость емкости гелевого аккумулятора от температуры окружающей среды
Сроки службы и эксплуатации гелевых аккумуляторов значительно выше, нежели у обычных кислотных аккумуляторов. Обычно в 3-4 раза. Аккумулятор сохраняет работоспособность в любом положении. А вот обычный АКБ этим похвастаться не может, так как зачастую перестает работать на высокий спусках или подъемах. У гелиевых аккумуляторов более высокие показатели пускового тока. Поэтому скорее всего с запуском двигателя проблем не возникнет даже в самые сильные морозы.
Минусы гелевых аккумуляторов
Гелевый аккумулятор (плюсы и минусы) устройства:
- Существенным минусом можно назвать то, что они более чувствительны к параметрам сети зарядки.
- Для них придумали особое зарядное устройство, которое не всегда можно установить на какой-либо автомобиль.
- Если раньше у вас был установлен свинцово-кислотный аккумулятор, то придется докупать и монтировать в систему автомобиля промежуточный блок.
- Степень зарядки аккумулятора придется проверять регулярно. Обычные аккумуляторы не так прихотливы в этом плане.
- Избыточно заряжать гелевые аккумуляторы нельзя – они могут просто-напросто взорваться.
- Также отрицательно скажется на гелевых батареях и длительное воздействие отрицательных температур – мягко говоря, они не созданы для использования в условиях достаточно суровой и длительной русской зимы. Поэтому гелевые аккумуляторы приходится утеплять в зимний период года.
- Но самый весомый недостаток гелевого аккумулятора – цена, которая является необоснованно высокой.
- К плюсам можно отнести то, что малейшие повреждения на корпусе АКБ не приводят к выходу из строя.
- Риск осыпания пластин отсутствует практически в полной мере в отличие от кислотных аккумуляторов.
- Перезарядка до 1000 раз.
Срок эксплуатации зависит непосредственно от корректности работы устройства и реле-регулятора. Если будут большие и резкие скачки напряжения, то пластины окислятся очень быстро. Максимальное напряжение – 12 Вольт. Если оно будет больше, то гель начнет постепенно утрачивать свои свойства, а устройство быстро придет в негодность.
Зарядка гелевого аккумулятора
Для подзарядки гелевых аккумуляторов обычные зарядные устройства от свинцово-кислотных батарей не подойдут. От них «гелевик» может просто-напросто выйти из строя. Подойдут только зарядные устройства с возможностью регулирования силы напряжения и тока.
Это является немаловажным фактором, если вы хотите пользоваться гелевым аккумулятором не один сезон. Если вы решите зарядить аккумулятор неверным зарядным устройством, то есть риск не только быстрого выхода из строй из-за разности напряжений, но и взрыва батареи.
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор
Гелевый или кислотный аккумулятор — не важно, их все равно рано или поздно придется заряжать. Гелевые АКБ зарядить гораздо труднее, чем обычные кислотные.
Чтобы правильно зарядить гелевый аккумулятор, необходимо выполнить следующие действия:
- Выкрутите пробки с банок устройства. Это очень важно, если ваш аккумулятор обслуживаемый.
- На правильно подобранном зарядном устройстве выставьте соответствующее напряжение и нулевой ток.
- Подключите клеммы зарядки непосредственно к аккумулятору. Обязательно проверьте, соблюли ли вы полярность.
- Установите параметры тока зарядного устройства.
- Не оставляйте аккумулятор, постоянно следите за всеми показателями. Если напряжение начнет скакать, то немедленно отключите зарядное устройство от источника тока.
Большинство специалистов рекомендуют заряжать аккумулятор около суток, при этом постепенно снижая силу тока и контролируя показатели напряжения. Это поможет значительно увеличить срок службы аккумулятора. В этих условиях аккумулятор должен будет полностью зарядиться уже через 12-15 часов.
Зарядное устройство Optima для гелевого аккумулятора
Обратите внимание, что в продаже можно найти устройства, которые могут самостоятельно отслеживать показатели силы тока и напряжения, и при их изменении сами отключаются. Такие зарядные устройства являются наиболее безопасными. За ними следить не обязательно, а обслуживание гелевого (АКБ) аккумулятора будет более эффективным.
Срок службы гелевых батарей в зависимости от срока эксплуатации
Во время зарядки гелевого аккумулятора напряжение будет расти. Если оно будет превышать допустимые значения, то попробуйте уменьшить силу тока, насколько это будет возможно. В таких условиях батарея может полностью зарядиться примерно за 12-13 часов. Не забудьте, что необходимо следить за напряжением (не более 12 Вольт).
Некоторые эксперты рекомендуют постепенно уменьшать силу тока в два раза и заряжать аккумулятор около суток. Это поможет увеличить срок эксплуатации гелевого аккумулятора.
Зарядное устройство Bosch
Вообще, на рынке можно найти современные зарядные устройства, способные самостоятельно отслеживать напряжение и понижать силу тока, если в этом есть необходимость. К тому же появились модели, которые компенсируют значения напряжения в зависимости от погодных условий(температуры воздуха).
Благодаря такому зарядному устройству можно произвести восстановление гелевых аккумуляторов. Перед покупкой зарядного устройства читайте его характеристику.
Заряженный аккумулятор старайтесь не хранить слишком долго, так как возможно, что он в скором времени выйдет из строя, поэтому пользуйтесь им — не бойтесь.
Источник: https://tcip.ru/blog/battery/gelevyj-akkumulyator-ustrojstvo-osobennosti-i-svojstva.html
Гелевый аккумулятор
Аккумулятор является основным элементом автомобиля, когда тот находится на стоянке. Без этого автономного источника энергии вы не сможете запустить двигатель и оживить своего железного коня. Поэтому выбор аккумуляторной батареи является важным моментом при эксплуатации авто.
В роли стартерных АКБ на автомобилях используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Их разновидностями являются аккумуляторы AGM и GEL, которые часто называют гелевыми. В этой небольшой заметке мы поговорим о гелевых аккумуляторах, а полную версию статьи можно прочитать по ссылке http://akbinfo.
ru/gelevye/gelevyj-akkumulator.html.
Конструкция
Принцип действия гелевых аккумуляторов ничем не отличается от обычных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей с жидким электролитом (WET). Это неудивительно, поскольку в их конструкции присутствуют электроды из сплава свинца с легирующими добавками, но электролит находится в связанном виде.
В случае AGM аккумуляторов электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает пластины электродов. Если аккумулятор относится к разновидности GEL, то там электролит переведён в гелеобразное состояние благодаря добавлению соединений кремния. Электродные пластины в аккумуляторах AGM и GEL могут быть прямоугольными или свернутыми в рулон в зависимости от конструкции.
Функционирование
В корпус гелевых АКБ электролит закачивается в виде геля, где он усаживается и происходит образование пор. В процессе функционирования аккумуляторной батареи на положительных электродах накапливается кислород, который через поры геля передвигается с отрицательным электродам.
Ионы кислорода взаимодействует с частицами водорода (H+). Результатом протекающей реакции становится вода. В конструкции предусмотрены специальные клапаны, открывающиеся при образовании избыточного давления.
Таким образом, получается, что процесс, происходящий внутри, является замкнутым.
В процессе работы аккумуляторные батареи AGM и GEL не требуют обслуживания и доливки воды.
Особенности AGM
Аббревиатура расшифровывается, как Absorptive Glass Mat. Конструкция этих АКБ предусматривает наличие между электродами сепаратора, пропитанного электролитом. Здесь таким сепаратором является стекловолокно. Поскольку при химической реакции выделяются газы, то в структуре стекловолокна предусмотрены поры для его рекомбинации.
Особенности GEL
Эти аккумуляторной батареи специалисты называют более совершенными. Здесь наполнителем между электродами является гель. Так же, как и в случае с AGM, здесь исключено протекание, даже если корпус батареи будет повреждён.
Они также не требуют обслуживания и могут устанавливаться практически в любом положении. По сравнению со стандартными свинцово-кислотными аккумуляторами достигается существенно больший пусковой ток. К тому же, эти аккумуляторные батареи устойчивы к глубокому разряду.
Электродные пластины окисляются меньше, за счёт чего увеличивается срок службы.
Источник: http://usolie.info/articles1/yanvar2019-3/gelevyy-akkumulyator.html
Гелевый аккумулятор плюсы и минусы. Полезно, читай + видео версия
После моей статьи AGM или GEL (гелевый) аккумулятор, посыпались вопросы именно про второй более совершенный тип, как вы наверное уже догадались с электролитом в виде «ГЕЛЯ» внутри, многие рассматривают его для установки на свой автомобиль и для замены штатной АКБ, но пугают цены. Люди хотят больше знать про такие батареи, а именно об их плюсах и минусах. Может игра просто не стоит свеч. И вправду у GEL технологии, не смотря на свою совершенность, есть ряд недостатков, про это сегодня подробнее
Давайте вспомним, как работает обычный кислотный аккумулятор — это герметичный корпус, разделенный обычно на шесть отсеков, в которых погружено по пакету свинцовых пластин (плюсовые и минусовые).
Чтобы они начинали вырабатывать электричество, их заливают электролитом, позже заряжают – это способствует накоплению заряда.
Но эта конструкция уже давно устарела! Хотя бы потому что она не всегда может запустить двигатель в мороз, пускового тока банально может не хватить, да и при разряде она может полностью замерзнуть, если ударят минусовые температуры.
Про технологию GEL
Это технология шагнула далеко вперед, если не переходили по ссылке на верху, то я здесь немного повторюсь:
- В ней нет — жидкого электролита, здесь используется гелевый вариант (просто «гель»), на основе двуокиси кремния. Он заливается между пластинами и служит своеобразным диэлектриком (который держит их от замыкания), электролит в нем находится как в губке (если сильно утрировать), подается вплотную ко всей площади элементов.
- Стоит отметить, что гель также не дает пластинам разрушаться, он как бы их держит от осыпания.
- Здесь применяется очищенный свинец, с малым сопротивлением, что дает возможность быстро зарядить гелевый аккумулятор и быстро его разрядить.
- Батарея не то чтобы необслуживаемая — ее разбирать нельзя! Она внутри имеет свой микроклимат и специальный газ, который оберегает пластины от окисления и улучшает работу на 100%. Конечно если разрушить корпус и нарушить герметичность, АКБ полностью не умрет, но работоспособность его снизится, по различным показаниям на 30%. Также уменьшиться и срок службы.
Такие АКБ по максимуму не требуют вмешательства «из вне» — не нужно мерять плотность электролита, не нужно откручивать какие-то пробки и смотреть уровень электролитической жидкости внутри, здесь это все лишнее. Просто ставим и «правильно» пользуемся на весь срок службы автомобиля – это конечно несомненные плюсы.
Пару слов об гель — электролите
Знаете, многие меня спрашивают — а что такое этот гель? Как в нем находится электролит? Или это сам гель – электролит?
Если честно – то информации в свободном доступе не так много, понять принцип можно, однако это коммерческая тайна, но что-то мне удалось найти.
В этих аккумуляторах используется обычный кислотный электролит – только он «заперт» в геле, как я уже подчеркнул выше (основа двуокиси кремня).
Если конструкцию разобрать на составляющие, то становится понятно:
Это своего рода «губка», в которой находится электролитическая жидкость, но она там заперта, то есть не может испариться, не может замерзнуть и т.д. Но она прекрасно прилегает к пластинам АКБ, что дает защиту и быстрый заряд – несомненный плюс.
С этой жидкостью разобрались, хотя информация может быть не 100 процентной, но суть остается такова. Все же если инфа была бы в открытом доступе — наш рынок бы просто завалили китайские гелевые аккумуляторы, но сейчас такого «бума» нет, значит пока тайна.
Плюсы GEL аккумуляторов
Вот плюсов этой технологии действительно много, я бы даже сказал — что это «реально прорыв», некоторые положительные моменты я уже несколько раз перечислял, но повторюсь еще раз, все же должно у вас отложиться в мозгу:
- Абсолютно необслуживаемая технология — не нужно туда лезть, там и без вас хорошо.
- Гель между пластинами, который держит электролит, является диэлектриком, и защитой от осыпания.
- Нет испарения электролита, он всегда находится в геле – как пишут производители газ рекомбинируется обратно внутрь.
- Поэтому можно применять хоть в салоне автомобиля, хоть дома в системах альтернативного энергоснабжения, ведь водород и кислород не улетучиваются.
- Прочная конструкция – можно ставить и на бок, и хоть вверх ногами (хотя производители не рекомендуют).
- Еще один плюс это чистый свинец в конструкции, у него меньшее внутреннее сопротивление, это значит быстрая зарядка.
- Но и разрядка быстрая, может дать большие токи запуска. Плюс в этом такой – зимой авто запускается практически всегда (если двигатель и АКБ исправны).
- Увеличенный срок службы – скажем так, если сравнить с обычным кислотным АКБ, то разница может достигать трех раз. То есть обычный работает в среднем два — три года, гелевый 6 – 10 лет.
- Устойчив к глубоким разрядам, выдерживает до 400 нулевых циклов (разряжен в ноль), для сравнения обычный – не более 20 – 30 циклов.
- Да и вообще количество циклов разряда — заряда больше стандартных «кислотников» в 5 – 10 раз, если сравнивать с AGM то в 2 – 3 раза.
- В режиме простоя может сохранять заряд очень долго, например за год разряжается на 15 – 20%.
Если перевести плюсы в плоскость обычного языка, то получается – «вроде как надежно», не требует знаний по батареям, поставил и забыл! Все так? А вот не совсем — минусы есть и некоторые просто могут убить вашу супер – батарею за считанные месяцы.
Минусы гелевых аккумуляторов
Почему же эти супер технологии не получают такого широкого распространения, ведь если верить заверениям производителей, то они как минимум в три раза эффективнее чем обычные АКБ, а вот не все так просто именно в наших суровых условиях.
- Самый первый минус, про который прямо-таки «кричат» эти варианты – это цена. Нереально высокая, начинаются от 15 – 16000 рублей. ЗА такие деньги стандартных батарей купишь 3 или 4 штуки.
- Точный заряд! Это еще одна негативная ситуация, такие аккумуляторы очень существенно реагируют на перезаряд. Ваше реле регулятора генератора, должно выдавать от 14 до 16Вольт (максимум), если реле регулятора «накрылось» – то зарядка постоянно будет идти на АКБ, с большими показателями, будет достаточно даже 17Вольт, что просто убьет батарею. Как это происходит – гель, который находится внутри, начинает таять как «снег», а вот восстановиться он уже «не умеет», соответственно это потеря емкости, потеря электролита, да и вообще выход из строя. Так что такие АКБ я бы не ставил на наши старые ВАЗЫ, в которых реле регулятора ломается довольно часто.
- Опять же сильный мороз, также губителен для геля. При температурах от минус 30 градусов, он теряет свои способности – становится хрупким, также не может держать электролит со всеми «вытекающими». Быстро выйдет из строя.
- Некоторые владельцы, чтобы не угробить их «гель – тип», ставят на клеммы специальную электронику, которая отслеживает перезаряды, и отключает их если они возникают. То есть своего рода дубль реле-регулятора, но более точный и продвинутый. Стоит он не дешево, а это также можно отнести к минусам.
Так нужен ли вам такой тип АКБ?
Вопрос риторический – смотря, для чего вы его используете. Если у вас новая крутая иномарка, есть лишних 15 – 20 тысяч, реле регулятора работает как часы, холодов в вашем регионе «отродясь» не было — то почему бы и нет?
Если у вас «старая копейка» (ВАЗ 2101), реле регулятора дает то 12 до 17Вольт, а морозы бывают такие что до «сороковника» доходит! То однозначно — НЕТ! ДА и стоить он будет как вся это «копейка» вместе взятая, возьмите лучше обычный АКБ.
Вот вроде бы и все, как видите плюсов аж 11 пунктов, минусов конечно меньше, но они существеннее. Думать, конечно вам!
Сейчас видео версия статьи.
НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ, будет интересно.
(9
Источник: http://avto-blogger.ru/akb-avto/gelevyj-akkumulyator-plyusy-i-minusy.html
Гелевые аккумуляторы DOMINATOR
Продаваемые на сегодняшний день гелевые аккумуляторы торгового бренда DOMINATOR из серии MARINE MASTER приписаны к морским видам. Они изобретены для работы в условиях, когда батареи на жидком электролите применяются с большими сложностями или вообще не могут работать.
Гелевые батареи DOMINATOR выпускаются в Америке
Современный гелевый аккумулятор считается аналогом свинцово-кислотной батареи, и имеет отличия:
- отсутствие надобности в сервисном обслуживании;
- улучшенная герметизация клапанов
- не открывающиеся клапана;
- отсутствие выделения кислорода и водорода (включая глубокий цикл). Причиной этого является использование реакции рекомбинации; ·возможность применения как тягового аккумулятора; ·невозможности вытечки электролита при применении в любом положении (долгая установка в перевернутом положении нежелательна).
К числу главных преимуществ в использовании элементов питания на гелевом электролите (в отличие от обычных батарей) относят следующие:
- ·невозможна утечка электролита;
- ·не требуются техническое обслуживание;
- ·допускается использование рядом со сверхчувствительным электронным устройством;
- ·повышенная надежность, что считается важным свойством для применения в море/трюме, так как выделение газов совершенно отсутствует;
- ·быстрый заряд и возможность его стопроцентного восстановления при полном разряде в период до одного месяца;
- ·отличное удобство эксплуатации гелевой батареи и легкость в монтаже даже в труднодоступных местах;
- ·отсутствует привычная вибрация пластин;
- ·отсутствует полностью сульфатация;
- ·на работу влага не влияет, может легко эксплуатироваться под водой (даже на десяти метровой глубине);
- ·для поддержки уровня требуемого электролита не нужен ни контроль, ни постоянный долив;
- ·при глубоком разряде отличные свойства если сравнивать с аналогами;
- ·быстрая возможность перезарядки; ·модели незаменимы как тяговые батареи;
- ·компьютерная, современная дизайнерская разработка решеток пластин, выполненных из запатентованного вещества, позволяет отдавать вырабатываемую максимальную мощность;
- ·гелевая батарея имеет малый саморазряд, не превышающий 1 % за месяц;
- ·уникальное соотношение качественных и ценовых показателей и времени безотказной эксплуатации (от десяти лет);
- ·утопленность в корпусе клемм, окисление батареи и ее протечку делает не возможным;
- ·производится только в Америке;
- ·разнообразие емкостных свойств, форм и габаритов.
Основные рабочие параметры, которыми обладают гелевые аккумуляторы DOMINATOR, заключаются в том, что вольтаж при заряде должно составлять 13,8 Вольт -14,1 Вольт при температуре 20-ть градусов. То есть в этом варианте есть необходимость в использовании восприимчивого к перепадам температур автоматического зарядного оборудования, обладающего регулируемым напряжением заряда.
Марка АКБ | Ном. ёмкость А/Ч | Пусковой ток, A | Размеры, мм ( длина х ширина х высота ) | Вес, кг | ||
ССА Пусковой ток при–18°С | СА Пусковой ток при 0°С | RC Резервная ёмкость | залитый | сухой | ||
12 вольт – гелевые (глубокий разряд + старт) герметичные – с гелевидным электролитом | ||||||
32 | 215 | 310 | 44 | 197х130х184 | 11,0 | — |
32 | 215 | 310 | 44 | 211х130х184 | 11,0 | — |
51 | 245 | 350 | 82 | 238х 140х235 | 17,1 | — |
74 | 410 | 575 | 132 | 260x171x232 | 24,3 | — |
86 | 505 | 700 | 160 | 305x171x232 | 28,7 | — |
98 | 550 | 780 | 180 | 330x171x236 | 32,5 | — |
98 | 550 | 780 | 180 | 330x171x236 | 32,5 | — |
183 | 970 | 1245 | 375 | 527х216х254 | 58,9 | — |
8 G 8 DM | 225 | 1150 | 1470 | 475 | 527x279x254 | 71,1 |
ССА — ток холодного запуска при -18 °C. Обозначается в Амперах. Ток, который по максимуму может отдавать заряженная батарея в течение полуминуты при напряжении от 7,2 Вольт и при -18 °C.
СА — ток пуска. Обозначается в Амперах. Показатель тока, который полностью заряженный аккумулятор способен отдавать на протяжении 30 секунд при напряжении от 7,2 Вольт и при нуле градусов.
RC — резервная емкость. Обозначается в минутах. Время разряда гелевой батареи 25 Ампер при +27 °С, за которое напряжение падает не меньше чем на 10,5 Вольт.
Конструктивные особенности гелевых источников питания
Гелевые аккумуляторные батареи считаются одним из видов элементов питания для оборудования разного предназначения. В первую очередь гелевые элементы питания используются в водной технике и стоят на яхтах, катерах, моторных лодках и других маломерных судах, способных самостоятельно передвигаться по водной поверхности. Корпус таких батарей выполняется полностью герметизированным, и в нем залит электролит гелевидный (электролит выполненный в виде геля).
Аккумуляторы гелевые имеют почти одинаковое конструкторское решение. При производстве корпуса батареи используется качественный твердый пластик и VLRA клапана, благодаря этому создатели добились прекрасной герметичности элемента. В качестве электродов установлены специальные пластины, в которых при выпуске применяют свинец/сплав свинца с другими специальными металлами.
Как и во всех батареях, электроды размещены внутри корпуса, и погружены в гелевидный электролит, представляющий из себя кислотную среду. За счет прямой связи электролита и пластин выполненных из свинца и получается выработка тока. После того как извне начинается подача напряжения на электроды, процесс химических взаимодействий начинает выполняться в обратном порядке.
На основании этого батарея может заряжаться.
Для недопущения замыкания свинцовых пластин между собой, между ними помещены сепараторы имеющие множество специально сделанных пор. Для гелевых элементов питания выпускаются сепараторы из материала — дюропластик. К одним из видов гелевых аккумуляторов относятся батареи, выпускающиеся с применением технологии AGM.
В элементах созданных этим методом применяется электролит взаимосвязанный со стекловолоконным веществом (когда электролитом материал пропитывается). Поэтому электролит из-за этого не может вытекать из корпуса аккумулятора при его переворачивании вверх дном. Ткань насыщенная раствором электролита располагается между электродами выполненными из свинца.
Плетеный материал и хорошие свойства волокон дает возможность задерживать в себе частицы раствора, не допуская их слив, а также увеличить эффективность процесса гидролиза.
Обслуживание гелевых аккумуляторов
Работа аккумуляторов данного вида связана с целыми факторами отличительных условий. Сначала надо понимать, что такого типа элементы имеют немалую цену, поэтому обслуживание аккумуляторов следует осуществлять с учетом всех правил установленных производителем и учитывая их конструктивные характерные черты.
Гелевые аккумуляторы DOMINATOR имеют полную герметизацию. При первых выпусках такие элементы питания создавались, как необслуживаемые элементы. Гелевый электролит на самом деле нельзя не дозалить или вылить из корпуса.
С этим связана отличная функциональная выносливость аккумулятора, возможность работы в любом положении при его установке на автомобиль.
Такие элементы питания хорошо зарекомендовали себя при применении на водной технике. Но имеются и недостатки такого элементов питания – ее перезаряд.
Несмотря на возможность гелевых аккумуляторов выдержать около 700 полных циклов разряд/заряд, что во много раз превышает параметры большинства кислотных аккумуляторов, отрицательное воздействие на них проявляет процесс перезарядки и воздействие большого вольтажа в этот момент.
При желании купить гелевый элемент питания, надо знать, что его техобслуживание будет немного отличаться от использования обычных аккумуляторов. В первом варианте для заряда необходимо специальный прибор, предназначенный именно для батарей этого класса.
И, невзирая на явно выраженные преимущества АКБ такого вида, они еще не очень пользуются популярностью у нас в стране, и не все обслуживающие компании могут правильно дать консультацию относительно зарядки указанных элементов. Главным моментом при их заряде является не допущение увеличения требуемого показателя напряжения зарядки больше порогового.
Создатели батареи указывают максимальный параметр на уровне 14,1-14,4 Вольт, и его увеличение потянет за собой неприятности. Элементы питания такого типа могут храниться длительный период в абсолютно разряженном виде, а также при минусовых градусах окружающей среды.
Но при их подзарядке при подаче большого напряжения осуществляется большое выделение газов, которые не могут возвратиться назад в таком, же количестве.
При работе в оптимальном порядке гелевые аккумуляторы DOMINATOR не выделяют газы, так как улетучиваться им наружу не дают специальные VLRA клапана и электролит (густой). В связи с этим применять эти аккумуляторы можно почти с любой техникой.
Даже когда произойдет сквозное повреждение целостности корпуса, батарея способна удерживать свою жизнедеятельность.
Но при подключении напряжения, больше нормы, от пластин, начинает отслаиваться гель, в итоге чего может возникнуть невозвратимый процесс, когда электролит уже не имеет возможности вернуться на назад, что не даст возможности АКБ из-за нарушения работоспособности отдавать ток.
Осуществлять заряд аккумулятора рекомендуется хотя бы один раз в полгода. Существенным является, то что нельзя останавливать процесс заряда до его полнейшего окончания. При его обрыве в последующем цикле заряда будет уже нельзя добиться требуемого заряда емкости аккумулятора. Также очень пристально надо следить за работой бортовой электроники и точности выработки генератором вольтажа.
Источник: http://www.sandar.ru/helium
Что такое гелевый аккумулятор? Какая разница между гелевым и обычным АКБ
Гелевые аккумуляторы относительно недавно появились на рынке, поэтому неудивительно, что о них почти никто ничего не знает. В сети довольно часто можно встретить запросы типа: что такое гелевый аккумулятор (или как некоторые пишут гелиевый)? Также довольно часто «Гуглят» как зарядить гелевый аккумулятор или как выбрать зарядное к гелевому АКБ.
Немного покопавшись в Интернете, я так и не нашел исчерпывающего ответа на все вышеперечисленные вопросы. Мне встречались краткие статейки, заметки и предположения, но как по мне этого мало, поэтому решил восполнить пробел и дать полный исчерпывающий ответ на каждый из вышеприведенных вопросов. Сегодня, прежде всего, хочу разобраться, что такое гелевый аккумулятор и чем он отличается от обычного АКБ, короче о плюсах и возможных минусах гелевого аккумулятора.
На сегодняшний день, среди специальных «звуковых» аккумуляторных батарей наиболее популярными считаются — герметичные свинцово-кислотные АКБ (VRLA). Их изготавливают по двум технологиям:
1. Gelled Electrolite (GEL) или как их еще называют гелевые аккумуляторы, то есть как вы понимаете электролит в этих аккумуляторах находится в состоянии геля, это происходит за счет содержания в нем соединений кремния.
2. Absorptive Glass Mat (AGM) — пожалуй самая распространенная технология, на ее базе построены аккумуляторы «Optima», за счет чего они могут похвастаться прекрасными электрическими характеристиками. Данная технология базируется на использовании пористого стекловолоконного заполнителя-сепаратора, который пропитан электролитом, позволяющего содержать его в безжидкостном состоянии.
Теперь давайте более детально поговорим о каждом из них, а также о том, чем отличается гелевый аккумулятор от обычного свинцово-кислотного АКБ.
Обычный свинцово-кислотный аккумулятор
В обыкновенной аккумуляторной батарее двуокись свинца является активной массой положительного электрода, чистый свинец — отрицательного, в качестве электролита выступает — водный раствор серной кислоты. В случае разряда батареи активные массы превращаются в сульфат свинца, кислота интенсивно расходуется, при этом выделяются молекулы воды.
Во время заряда происходит обратная реакция — решетки электродов, которые удерживают активную массу, легируют 5,5-6,5% сурьмы и 0,1-0,2% мышьяка. Благодаря добавкам улучшается технологичность литья, улучшается твердость и стойкость электродов к коррозии. При этом за счет сурьмы увеличивается расход воды и снижается ЭДС батареи во время ее эксплуатации.
Спустя много лет аккумуляторы эволюционировали и доля сурьмы снизилась до 2,5%, а иногда и меньше.
Малосурьмяные аккумуляторы оправдали себя т. к. их обслуживание было менее хлопотным, вместе с тем увеличился их срок службы. Следующим словом в прогрессе аккумуляторов стал кальций, который вытеснил сурьму из отрицательных пластин. В «гибридных» батареях долив стал еще более редким явлением.
Использование кальция в положительных пластинах положило начало новой генерации АКБ, которые вообще не требуют долива на протяжении всей своей «жизни». Однако и они несовершенны и способны выйти из строя в случае глубокого разряда.
С целю повышения стойкости аккумуляторов, в состав свинцово-кальциевых положительных пластин добавили серебро.
Гелевые аккумуляторы несмотря на свою новизну появились еще во времена когда человечество только осваивало космос. Гель, который образовался в результате внедрения в состав серной кислоты двуокиси кремния, дал возможность получить полную герметичность батареи, поскольку любое газовыделение происходит внутри геля, точнее в его порах.
Гелевым АКБ нет равных в стойкости к глубокому разряду, в этом плане они намного долговечные по сравнению с традиционными аккумуляторам.
Даже несмотря на очевидные преимущества гелевых батарей они так и не получили признания среди автомобилистов, причиной этого стали — высокие требования к бортовому электрооборудованию и из-за резкого снижения пускового тока в условиях холода.
Самая популярная на сегодняшний день технология AGM (Absorptive Glass Mat) — вернулась к использованию жидкой кислоты, однако теперь удерживание электролита происходило в порах сепаратора, состоящих из ультратонких стекловолокон. Благодаря этой конструкции ученым удалось не только добиться герметичности корпуса, но и к тому же обеспечить работоспособность АКБ даже в случае его нарушения.
AGM-батареи могут похвастаться стойкостью к перепадам температур, глубоким разрядам и вибрациям, они имеют большой срок службы и могут работать в любом положении, как вертикальном, так и горизонтальном. Несмотря на такую, казалось бы, уникальность и неуязвимость. есть у AGM-батареи и слабые места — они боятся перезаряда. В настоящее время по технологии AGM выпускается два вида батарей, как с плоскими так и со спиральными электродами.
Спиральные электроды могут похвастаться более высокими характеристиками токоотдачи, при намного меньшем внутреннем сопротивлении. Этого удается достичь за счет большей рабочей поверхности пластин при одинаковых габаритах. Гелевые аккумуляторы воспринимают глубокий разряд как — штатный режим работы.
Такого эффекта удалось достичь благодаря сжиженному состоянию электролита, которое не позволяет ему испариться в случае глубокого разряда, следовательно не произойдет и окисления пластин, которому подвержены практически все обычные аккумуляторные батареи.
Даже при самом глубоком разряде, напряжение не упадет ниже отметки 10,5 В, а срок эксплуатации AGM-аккумулятора гарантированно составит не менее 400 циклов разряд/заряд. Более того, если не доводить АКБ до степени глубокого разряда, количество циклов можно увеличить в целых 10 раз, то есть до 4000 циклов.
Впечатляет, не так ли? А если к тому же учесть, что в обычных свинцово-кислотных аккумуляторах этот параметр не превышает нескольких десятков циклов, а иногда и того меньше, то гелевые аккумуляторы и вовсе можно считать супер-изобретением.
К положительным качествам гелевого аккумулятора можно отнести также его герметичность. Благодаря тому, что во время работы не выделяются пары электролита, такую АКБ можно смело располагать в салоне машины, кроме того можно не переживать о том, в каком положении он будет находиться, как вы помните это не имеет никакого значения.
Гелевый аккумулятор имеет поразительно низкое внутреннее сопротивления примерно (3–4 мОм), что само собой исключает необходимость использования больших емкостных конденсаторов. Внутреннее сопротивление на самом деле очень важно, от него зависит скорость отдачи тока аккумулятора, она почти равна скорости конденсаторов.
Это в большей мере заслуга плотно сложенных пластин-электродов, которые выполнены из свинцовых материалов высокой чистоты.
Подведем итоги
Учитывая вышеизложенное и ознакомившись со всеми особенностями гелевых аккумуляторов, можно сделать вывод, что их применение позволяет «одним махом убить нескольких зайцев». Если использовать гелевый АКБ в паре со свинцово-кислотным можно существенно снизить нагрузку на последний.
Например, если первый будет обеспечивать питанием мощную аудиосистему, это позволит минимизировать вероятность непредвиденного полного разряда, а также продлит «жизнь» второму, то есть обычному аккумулятору. Кроме всего прочего, гелевый аккумулятор можно использовать в домашних целях, т. к.
он не имеет вредных испарений его можно применять практически в любой нужной вам отрасли.
Рекомендуем посмотреть видео об аккумуляторах и их отличиях друг от друга
Автопульсар
Источник: https://avtopulsar.ru/chto-takoe-gelevyj-akkumulyator-kakaya-raznica-mezhdu-gelevym-i-obychnym-akb/
Особенности гелевых аккумуляторов
:
В настоящее время популярность использования гелевых аккумуляторов существенно выросла. Значительное количество преимуществ этого типа батарей привело к использованию гелевых АКБ в устройствах различного типа.
Гелевые аккумуляторы применяются на автомобильном и железнодорожном транспорте, в системах питания охранных и пожарных систем, для питания оборудования наблюдения и компьютерного оборудования.
Эффективность использования гелевых АКБ для обеспечения бесперебойного питания систем отопления и водоснабжения также высока.
Особенности конструкции гелевого аккумулятора
В отличии от привычных нам свинцово-кислотных аккумуляторов, в конструкции гелевого аккумулятора используется не жидкий электролит, а специальный гель. Гель образуется путем введения специального стабилизатора в жидкий электролит.
Особенности конструкции и технологических решений гелевого аккумулятора определяет отдельный список особенностей эксплуатации таких АКБ.
Гелевые аккумуляторы. Особенности эксплуатации
Многие пользователи считают, что гелевый аккумулятор не может кипеть. Это — миф. Гелевый аккумулятор может кипеть, но визуально это происходит несколько иначе. По причине того, что в гелевых АКБ электролит находится в состоянии геля, то сильного выделения газа на поверхности электролита наблюдать сложно.
Однако, если нагрузка на гелевый АКБ выше номинальной, то процесс кипения аккумулятора начинается. На первом этапе пузырьки газа образуются в местах контакта с металлическими пластинами. В отличии от АКБ с жидким электролитом, в этих аккумуляторах пузырьки сразу не могут подняться к верху, они начинают собираться в группы и разрастаться.
При этом растёт давление внутри гелевого аккумулятора. При превышении критического давления срабатывает защитный клапан, лишний газ вырывается наружу с характерным громким звуком. Для моделей гелевых АКБ без защитного газового клапана такая ситуация может закончиться взрывом.
По этой причине необходимо следить за уровнем заряда АКБ и режимами заряда батареи.
Вторая отличительная особенность эксплуатации гелевых аккумуляторов — это высокая чувствительность АКБ к нарушениям режимов заряда. Превышение силы тока заряда или превышение значения напряжения заряда приводит к быстрому выходу гелевых АКБ из строя.
По этой причине для заряда гелевых аккумулятор требуются специальные зарядные устройства, учитывающие особенности строения и режимов работы таких батарей. Как правило, такие зарядные устройства используют многоступенчатый режим заряда аккумулятора.
Мы рекомендуем для эффективного заряда, восстановления и тренировки гелевых аккумуляторов использовать специальный прибор SKAT-UTTV.
Третья отличительная особенность гелевых аккумуляторов — это возможность работы при низких температурах. При низких температурах гелевые аккумуляторы достаточно долго могут держать заряд. Однако возможность выдать сразу большой ток в условиях низких температур резко падает. Поэтому при работе с большими пусковыми токами следует использовать специальные устройства для подогрева аккумуляторных батарей.
Четвертая отличительная особенность гелевых аккумуляторов — это возможность работы длительное время, большой срок эксплуатации, возможность осуществлять большое число циклов заряда и разряда.
Чтобы ваш гелевый аккумулятор прослужил много лет, необходимо содержать его в полной чистоте и своевременно осуществлять тренировку аккумулятора.
Для тренировки можно использовать принудительный разряд АКБ путём принудительного включения нагрузки или применять специальное оборудование за тренировки АКБ.
Пятая отличительная особенность гелевых аккумуляторов — это высокая чувствительность к короткому замыканию. Даже очень небольшое короткое замыкание может полностью вывести гелевый аккумулятор из строя. Поэтому при использовании таких АКБ необходимо осуществлять надёжную защиту аккумулятора от короткого замыкания. В случае использования гелевых аккумуляторов в источниках бесперебойного питания, такие ИБП должны иметь эффективную электронную защиту от короткого замыкания в цепи.
Источник: https://skat-ups.ru/articles/gelevye-akkumulyatory-osobennosti/
Плюсы и минусы гелевого аккумулятора
Все автолюбители прекрасно понимают назначение аккумулятора, но далеко не все понимают принцип его работы и какими же они бывают. Итак, рассмотрим принципиальную схему устройства любой аккумуляторной батареи для автомобиля.
Аккумулятор, каким мы его привыкли видеть — это пластиковая герметичная коробка, которая обеспечивает целостность устройства. Внутри неё расположены пластины-электроды, изготовленные из свинца или его особых сплавов. Вся эта система залита жидким электролитом — водным раствором сильной кислоты.
В результате химической реакции между электродом и электролитом образуется электрический ток, жизненно необходимый для функционирования автомобиля. При подаче внешнего электрического напряжения на клеммы пластин происходит процесс восстановления батареей первоначальных свойств, то есть её зарядка.
Итак, почему же описываемое устройство называется именно гелевый аккумулятор? Всё очень просто — в отличие от обычной автомобильной АКБ раствор кислоты имеет консистенцию желе, иными словами, геля. Гелевые аккумуляторы — это не требующие обслуживания батареи, изготовленные по двум технологиям:
- GEL — Gel Electrolite. В раствор кислоты добавлена двуокись кремния, которая вызывает загустение.
- AGM — Absorptive Glass Mat. В переводе на русский «поглощающее стекловолокно». В качестве электролита используется привычный раствор серной кислоты, чаще всего. Но пространство между электродами заполнено материалом-сепаратором, изготовленным из микроскопического стекловолокна. Это волокно удерживает в себе кислоту и не даёт ей растекаться. В итоге получается гелеподобная единая масса.
Итак, почему же такой тип батарей называют также необслуживаемыми? Дело в том, что приезжая на плановый технический осмотр на машине, оснащённой обычной АКБ, её каждый раз проверяют на предмет плотности электролита.
Как правило, каждый раз в устройство заливают некоторое количество дистиллированной воды. Гелевый аккумулятор не требует долива для сохранения необходимой плотности электролита.
К тому же даже при повреждениях пластикового корпуса он никогда не протекает по причине более плотной консистенции электролита.
о том, какие разновидности аккумуляторов существуют и как их выбрать:
Теперь вы знаете о том, что гелевые аккумуляторы бывают нескольких типов. Рассмотрим более подробно каждый из них.
Аккумуляторы технологии AGM
их особенность — чуть ли не стопроцентная рекомбинация газов. В отличие от обычного аккумулятора, продукты химических реакций (водород, кислород) между электродами и электролитами не выбрасываются во внешнюю среду, а «прячутся» в порах стекловолокна.
Эти газы при подзарядке батареи вновь становятся частью электролита, тем самым позволяя намного дольше сохранять изначальную энергоёмкость батареи. Гарантированный жизненный срок такого аккумулятора составляет 400 циклов полной разрядки — зарядки. Причём это минимальный показатель.
К тому же такое устройство очень медленно разряжается в неподключенном виде — за год примерно на 20% энергоёмкости.
Аккумуляторы технологии GEL
В отличие от вышеописанного типа этот обладает чуть меньшей степенью рекомбинации газов. И это, пожалуй, единственное, что делает его хуже. Аккумулятор такого типа гарантированно выдерживает в 2 раза больше циклов разрядки — зарядки и не требует подзарядки сразу же после глубокого израсходования накопленной энергии. Для таких моделей типичен гарантированный срок службы 10 лет.
Нужен ли такой аккумулятор именно вам?
Итак, стоит заметить существенный минус такого типа устройств. Их можно применять лишь в автомобилях с очень точным механизмом заряда.
Идеально работающее реле-регулятор как в отечественных, так и в зарубежных автомобилях поддерживает напряжение в пределах 13–16 вольт, а для подзарядки этого аккумулятора напряжение выше 14,4 вольта губительно. Гель просто тает и обратного процесса не получится добиться.
К тому же сильный мороз также недопустим, потому что гель застывает, теряя свои характеристики и сразу же становясь в 2 раза менее мощным.
Подведём итоги
Плюсы гелевого аккумулятора:
- не требует обслуживания;
- работает в любом положении, хоть на боку, благодаря состоянию электролита;
- не протекает даже при повреждении корпуса;
- огромный срок службы при исправной электронике;
- высокий пусковой ток.
Минусы гелевого аккумулятора:
- не выдерживают перезаряда, нужно следить за индикатором;
- не переносит сильных морозов;
- высокая стоимость;
- требует «навороченной» электроники в автомобиле.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что это хороший вариант для системы аварийного энергоснабжения, но никак не для автомобиля. Обладая множеством преимуществ, этот тип с трудом сможет выдержать наш климат и наверняка раньше положенного срока придёт в негодность. Но, если вы, к примеру, счастливый обладатель шикарной аудиосистемы, этот аккумулятор как нельзя лучше сможет удовлетворить вашим энергопотребностям.
Источник: http://365cars.ru/tovari/gelevyie-akkumulyatori.html
Гелевый аккумулятор. Технология. Устройство. Применение
Технологии в развитии аккумуляторной мысли не стоят на месте. Как и всё вокруг они развиваются столь же стремительно. Кто постарше помнят ещё деревянные ящики с пластинами внутри, затем черные «эбонитовые» аккумуляторы с клеммами, залитыми смолой, и отличающиеся особой тяжестью.
Многообразие сегодняшнего аккумуляторного мира не может не впечатлять. Всё больше ёмкости, меньше размеры, дольше служба, шире применяемость, выше возможности.
В традиционном понимании аккумулятор это короб, в котором два электрода в виде свинцовых пластин помещены в раствор серной кислоты (электролит), где протекает окислительно-восстановительная реакция и выдаётся электроэнергия на гора.
При этом аккумулятор устройство достаточно небезопасное, любое неосторожное обращение с которым грозит невосполнимыми последствиями для наших джинсов. Но как сказано было выше, технологии не стоят на месте и всё бОльшее распространение получают аккумуляторы, в которых вместо привычного жидкого раствора кислоты электролит в гелеобразном состоянии.
Итак, что такое Гелевый аккумулятор?
В широком и обывательском понимании гелевый аккумулятор это аккумулятор, где электролит в виде геля. А ещё интересное бытует мнение, что аккумулятор гелИевый от слова гелий.
На самом деле есть две конкурирующие друг с другом технологии применения «густого» электролита в аккумуляторах
Первая, наиболее распространенная технология – Absorptive Glass Mat (AGM). . В данном случае путем применения пористого заполнителя-сепаратора из стекловолокна, пропитанного электролитом, добиваются его безжидкостного состояния.
Такой сепаратор представляет собой пористую систему, в которой каппилярные силы удерживают электролит. При этом количество электролита дозируется так, чтобы мелкие поры были заполнены, а крупные оставались свободными для свободной циркуляции газов.
Таким образом, AGM батареи не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации.
Вторая – Gelled Electrolite (GEL), так называемые гелевые аккумуляторы, электролит в которых имеет гелеобразное состояние благодаря добавлению в него соединений кремния. Гелевый электролит позволяет добиться полной герметичности батареи, так как все газовыделение происходит внутри сильно развитой системы пор в массе геля. Это решает проблему необслуживаемости АКБ.
Итак, такое достоинство «гелевых» аккумуляторов как безжидкостное состояние электролита вылилось в ряд существенных преимуществ этого типа аккумуляторов перед их классическими собратьями.
- Гелевые аккумуляторы и аккумуляторы AGM могут эксплуатироваться в любом положении – вот почему они популярны на экстремальных и спортивных видах техники – самолёты, мототехника, лодки .
- Аккумуляторы GEL и AGM отличаются безопасностью – нет рисков протекания электролита, исключается возможность выделения газов и опасность взрывов – детские электроигрушки, инвалидные коляски, медицинское оборудование
- Повышенная виброустойчивость – благодаря тому, что в пространстве между пластинами находится пористый твёрдый наполнитель – стекловолокно или силикагель – в таких аккумуляторных батареях практически невозможно осыпание свинцовых пластин и как следствие, закорачивание и выход из строя.
- Аккумуляторы GEL и AGM максимально эффективны даже в нештатных режимах работы, что позволяет эксплуатировать их в жарких погодных условиях, при температуре до +50°C, или в низкотемпературных режимах, например до -35°C и ниже.
- За счёт своих уникальных технологий аккумуляторы GEL и AGM выдерживают большое количество циклов заряда-разряда, могут продолжительное время находиться в разряженном состоянии, имеют низкий саморазряд. Продолжительность службы таких аккумуляторных батарей 8-10 лет.
Применение
В силу своих характеристик, качеств и достоинств аккумуляторы, изготовленные по GEL и AGM технологиям, находят самое широкое применение:
- Телекоммуникации.
- Системы энергоснабжения.
- Бытовое потребление электроэнергии.
- Системы искусственного охлаждения.
- Транспорт.
- Энергопроизводство.
- Медицина.
И там где надёжность на первом месте.
Ваш ЭнергоМет, аккумуляторная компания.
Источник: https://akb-moscow.ru/gelevyj-akkumulyator-texnologiya-ustrojstvo-primenenie/