Как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе

Как проверить аккумулятор мультиметром — емкость, заряд, напряжение и утечку тока

как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе

При проблемах с заводом автомобиля, следует убедиться в том, что это связано не с аккумулятором. Наиболее простым и эффективным способом проверки состояния АКБ можно назвать использование мультиметра.

Можно выделить следующую последовательность действий при проверке аккумулятора мультиметром:

  1. Проводим установку прибора в необходимый режим. Мультиметр позволяет проверять несколько показателей, в зависимости от того, какой способ используется для вычисления необходимых данных.
  2. Устанавливаем диапазоны выше, чем указаны в спецификации АКБ. В противном случае, измерить необходимые показатели нельзя.
  3. Щуп, который имеет черный цвет, устанавливаем в гнездо минуса. Все подобные приборы имеют 2 щупа – красного и черного цвета.
  4. Красный щуп подключаем к гнезду красного цвета.
  5. В течение нескольких секунд происходит фиксация основных показателей.
  6. После того, как были получены необходимые данные, разъединяем цепь.

Подобным образом можно провести проверку работу АКБ. Однако, важно не только получить данные, но и знать, что они могут обозначать. Примером можно назвать определение заряда. Мультиметр не может измерить подобный показатель, его нужно получить исходя из полученного напряжения при проверке цепи.

Проверка заряда и емкости

Заряд аккумулятора можно проверить, только переведя полученные данные от мультиметра. Проверять рекомендуется при условии, что с момента его отключения от автомобиля или подзарядки прошло около 5 часов. Это позволит получить более точные данные. Стоит отметить, что температура окружающей среды не может оказать влияние на точность показаний.

При рассмотрении показателей отметим следующую закономерность:

  1. Напряжение 12.8 В говорит о полном заряде аккумулятора. Данное значение может быть даже несколько выше. Однако, значительное превышение говорит о серьезных неисправностях.
  2. Показатель 12.6 В соответствует 75% заряда.
  3. Напряжение 12.2 В – АКБ имеет только половину заряда.
  4. 12 В на мультиметре говорит о заряде 25 %.

Если напряжение в созданной цепи менее 12 В то заряд опустился ниже 25%.

Еще одним важным показателем можно назвать емкость аккумулятора.

Провести проверку емкости можно следующим образом:

  1. Следует провести полную зарядку АКБ.
  2. Для того, чтобы получить необходимые данные на аккумулятор, следует подать нагрузку, для чего можно соединить несколько автомобильных фар в одну цепь.
  3. Тусклое свечение при показателе меньше чем 12.4 В говорит о том, что в зимнее время возможны проблемы с заводом автомобиля.
  4. Если показатель опустился менее 12 В, значит следует провести замену АКБ.

Регулярная проверка состояния источника питания автомобиля позволяет исключить вероятность того, что на момент движения возникнут проблемы. Своевременная подзарядка на момент простоя автомобиля позволяет продлевать срок службы АКБ.

Показатели мультиметра

Мультиметр – востребованный инструмент не только у автомобилиста. Он используется в любых сферах, где приходится проводить измерения тока: напряжения, сопротивления и его силы.

Его многофункциональность характеризуется тем, что в состав прибора входят следующее:

  1. Вольтметр.
  2. Амперметр.
  3. Омметр.

Устройство компактное, его легко можно переносить и хранить в автомобиле. Благодаря постоянному использованию для проверки состояния АКБ, его можно поддерживать в рабочем состоянии на протяжении длительного времени.

Существует несколько вариантов исполнения подобного прибора.

При его выборе рекомендуется обратить внимание на следующее:

  1. Проводится измерение постоянного напряжения показателей в пределах от 0 до 200 мВ, а также 2 В, 20 В, 200 В, 1000 В.
  2. Постоянный ток может измеряться в пределах 2 мА, 20 мА, 200 мА.
  3. Переменное напряжение имеет разбег от 0 до 200 В, 750 В.
  4. Сопротивление можно измерять в пределах от 0 до 200 Ом.

Существуют более сложные варианты исполнения мультиметра.

Измерение напряжение аккумулятора

Важным показателем АКБ является его напряжение. Именно поэтому многие проводят замер именно этого показателя.

При работающем двигателе, есть возможность провести замер напряжения. Нормальным напряжением считается показатель от 13.5 до 14 В. А вот напряжение выше этого показателя на момент работы двигателя говорит о том, что АКБ имеет низкую зарядку и регулятор напряжения подает с генератора большее количество энергии для его зарядки. Стоит учесть, что зимой это частое явление, так как аккумулятор за ночь может серьезно разрядиться.

Повышение напряжения на аккумуляторе – явление, которого не стоит бояться. Если с техническим состоянием электрооборудования автомобиля все в порядке, через 10 минут показатель напряжения стабилизируется и будет в пределах 14 В.

Однако, если через 10 минут этого не произошло, тогда стоит задуматься о состоянии регулятора напряжения. Постоянная работа при подобных показателях может привести к выкипанию аккумулятора. Еще одно явление, которое определяет проблему с неправильным показателем напряжения – прохождение процесса окисления на контактах.

Для предотвращения подобного явления, нужно зачистить контакты. При падении напряжения ниже 13 В, следует провести замену АКБ, так как подобные данные говорят о его неисправности.

При проведении измерений на момент заглушенного двигателя, можно выделить следующие нюансы:

  1. Напряжение менее 12 В может привести к тому, что автомобиль не заведется, особенно на момент холодов. При падении температуры окружающей среды, масло в двигателе загустевает, также меняются свойства топлива. Поэтому АКБ не может провернуть коленчатый вал, так как требуется больше усилий при подобных условиях.
  2. Нормальным напряжением, которого будет достаточно для завода двигателя, можно считать 13 В.
  3. Измерение следует проводить не сразу после окончания движения, а перед его началом.
  4. Высокий уровень заряда говорит о способности аккумулятора держать напряжение на протяжении длительного времени. Чем меньше уровень заряда, тем быстрее проходит его потеря. Поэтому новые аккумуляторы или те, которые находятся в хорошем техническом состоянии, способны на протяжении длительного промежутка времени сохранять свою работоспособность даже без подзарядки.

Вышеуказанные нюансы рекомендуется учитывать при проверке состояния АКБ автомобиля.

Замер утечки тока

Минимальный ток утечки можно найти практически в любом автомобиле, даже в новых моделях. Это связано с тем, что некоторые системы автомобиля проводят минимальное потребление электричества даже на момент выключенного двигателя или когда ключа нет в зажигании.

В разных источниках показатель подобного тока колеблется в пределах от 10 до 80 мА. Большое значение утечки говорит о том, что электрооборудование автомобиля находится в неисправном состоянии. Значение утечки 60 мА определяет то, что аккумулятор в подобном состоянии может прослужить многие годы при правильной эксплуатации.

Куда более негативное влияние оказывает ситуация, когда аккумулятор не заряжают на протяжении нескольких дней. Провести измерение утечки можно также при помощи мультиметра.

Процедура измерения заключается в следующем:

  1. Устанавливаем режим измерения на 10 А или 20 А. Лучше всего установить больший показатель, если это позволяет используемый прибор.
  2. Проверять рекомендуется при разрыве массы с точки зрения безопасности.
  3. Снимаем минусовую клемму.
  4. Один из щупов подключаем к минусу АКБ.
  5. Другой подсоединяем к снятому проводу.
  6. Получаем определенный результат.

Для точного показателя следует правильно подготовить автомобиль:

  1. Отключаем освещение в салоне, выключаем магнитолу и другие потребители.
  2. Вынимаем ключи из зажигания.

Если полученный результат находится в пределах 60 мА, то с электрооборудованием автомобиля все в порядке. При получении большего значения, нужно провести поиск цепи, которая потребляет большее количество тока. Для этого можно проводить поочередное снятие предохранителей и измерение значения в каждом из положений.

Другие способы проверки аккумулятора мультиметром

Классическим способом проверки емкости аккумулятора можно назвать применение контрольного заряда:

  1. Для начала проводят полную зарядку аккумулятора.
  2. Затем придают нагрузку так, чтобы ток разрядки был расчетным согласно данным с паспорта.
  3. После этого в цепь включают измерительный прибор.
  4. Измеряют время, которое понадобится для снижения показателя силы тока менее чем 50% от нужного показателя. Подобное время указано в паспорте АКБ.

Современные аккумуляторы в хорошем состоянии теряют силу тока при прохождении примерно указанного расчетного времени. Если этот процесс происходит быстрее, значит аккумулятор теряет свою емкость.

Источник: https://slarkenergy.ru/instrument/izmeritelny/kak-proverit-akkumulyator.html

Как измерить силу тока мультиметром

как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе

Измерение силы тока в цепи домашней электропроводки – важный этап определения ее характеристик. Одно из применений данного вида замера – выяснение допустимой мощности подключаемых приборов. Проще всего решить вопрос, зная, как измерить силу тока мультиметром – этот универсальный прибор есть в большинстве домов.

Тип проводки и ее параметры

В домашних условиях чаще всего приходится иметь дело с переменным током, гораздо реже – с постоянным. Обычно постоянный ток замеряется в аккумуляторах и батареях, домовая проводка всегда работает на переменном. Даже если электросеть запитана от аккумуляторов (резервный источник питания, основной при отсутствии централизованного энергоснабжения), в ней обязательно присутствует «переходник» – устройство, преобразующее постоянный ток в переменный.

Разбираясь, как измерить ток мультиметром, надо четко уяснить: для работы с постоянным током используют сегмент DCA (A-) мультиметра, для замеров переменного – сектор ACA (A~). Обозначения связаны с аббревиатурами английских терминов: direct current amperage (DCA) и alternating current amperage (ACA) – это обозначение переменного тока на мультиметре.

Обычно мультиметры позволяют замерять микротоки – до 200 мА – и более сильные (до 10А). Приборы, допускающие замеры в более мощных электросетях, имеют дополнительное гнездо для штекера (щупа) с обозначением 20А. Обычно в моделях с четырьмя разъемами два предназначены для измерения силы тока в разном диапазоне, одно – для остальных измерений (напряжение, сопротивление).

Общий (универсальный) для всех видом замеров разъем COM (COMMON) предназначен для минусового (черного) щупа мультиметра.

Таким образом, чтобы замерить ток мультиметром, необходимо включить черный щуп в разъем COM, а красный – в гнездо для проверки микротоков или обычных токов. Для розеток и выключателей регулятор прибора выставляется в сектор переменного напряжения, для аккумуляторов и батарей – постоянного. При неизвестном заранее уровне выбирается самое большое из допустимых устройством значений.

Важно: если в розетку (на выключатель) не подключено никакое энергопотребляющее устройство, электрическая цепь разомкнута и тока в ней нет!!! Замерять силу тока непосредственно в розетке или на контактах выключателя бесполезно и опасно! При этом происходит короткое замыкание.

Как правильно проверить ток в розетке мультиметром

Засовывать щупы в розетку к контактам фазы и ноля нельзя, для выполнения проверки необходимо подключить «нагрузку», то есть любой электроприбор.

Ниже показана схема для замера тока трансформатора, в качестве нагрузки к его контактам подключена обычная лампа накаливания. Как видно по показаниям дисплея, ток составляет 1,14 А. Важно понимать – в домовой электросети показатели выше, поэтому не стоит рисковать, напрямую «закорачивая» фазу и ноль щупами мультиметра.

Фактически для проверки выполняется такая последовательность действий:

  1. отключается ток в выбранной для замеров розетке (автоматом на щитке). Проверить, подключена розетка или нет, можно с помощью замера напряжения мультиметром. Эта процедура безопасна даже под нагрузкой;
  2. с розетки снимается лицевая (защитная часть) так, чтобы был прямой доступ к контактам. После этого к одному из них, например, фазному, подключается контакт через клеммник от вилки (провода) любого маломощного электроприбора – настольной лампы, например; 
  3. далее, как показано на иллюстрации, также через клеммники, свободный штырек вилки (провод лампы) к одному из щупов, свободный контакт розетки – к другому. В большинстве современных мультиметров полярность подключения (куда подключать плюсовый щуп, куда минусовый) не важна, показания на дисплее будут одинаковыми. При перепутанной полярности рядом с цифрами появится знак «-»;
  4. после выполненных подключений розетку снова включат в общедомовую цепь автоматом. После перевода выключателя лампы в положение «ON» можно проводить замер. Для разных приборов-потребителей ток будет различаться. Так, при подключении обычной лампы накаливания ток составить около половины ампера.

Как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе

Для маломощных аккумуляторов и батареек замер силы тока проще, чем для сети с переменным током.

Измерение силы тока мультиметром в этом случае проводится на диапазоне измерений «постоянный ток», величина выставляется с учетом маркировки аккумулятора или, при отсутствии данных, на максимально допустимое значение диапазона.

Замеры также, как и в случае с переменным током, производятся в присутствии «нагрузки», контакты подключаются параллельно.

Схема для замера тока в автомобильном аккумуляторе приводится ниже. Важно: здесь измеряется ток утечки.

Заключение

При работе с мощными энергопотребителями при замерах любого типа проводки – с постоянным или переменным током – необходима предельная осторожность и соблюдение правил безопасности. В противном случае лучшим исходом будет выход из строя мультиметра.

Источник: https://stroy-okey.ru/house/instrument/kak-izmerit-silu-toka-multimetrom/

Как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе автомобиля?

как измерить силу тока мультиметром на аккумуляторе

Одни из самых первых устройств такого типа заменяли сразу три прибора и служили для измерения напряжения, силы тока и сопротивления проводников. Для измерения же постоянного и переменного токов он не подходил, раньше не было возможности совершать такие действия аналоговыми приборами.

Можно подумать, что прошлое тут совершенно не причем и повествование уходит куда-то вглубь истории мультиметра, но нет. Дело в том, что в некоторых бюджетных приборах до сих пор отсутствует вышеупомянутая функция.

Мультиметр в свою очередь включает в себя необходимый миниму, а именно — вольтметр для переменного и постоянного токов, измеритель сопротивления переменного и постоянного токов, а так же его силы.

В зависимости от класса некоторых устройств, меняется и функциональные возможности. Кроме вышеперечисленных возможностей там могут быть — измерители частот, схемы для проверки диодов (которые в основном совмещены со звуковым сигналом), транзисторов, конденсаторов, измерители температуры и т.д. Но каждый человек приобретает нужный ему прибор исходя из потребностей, поэтому такой набор подходит не всем.

Как измерить напряжение мультиметром?

Для начала нужно понять, как можно применять прибор в быту. Можно измерить состояние батарейки, лампочки. Когда отключаете электричество, то через щиток вы можете понять, обесточена ли вся квартира или нет.

Теперь перейдем к применению прибора. Практически в ста процентах случаев вам понадобится только источник переменного или постоянного токов и сам мультиметр. Функция, которая будет использоваться для измерения напряжения — вольтметр. Для использования прибора в быту подойдет простейший прибор стоимостью в 200 рублей.

Вольт — единица измерения тока. Он может быть переменным и постоянным — это мы уже знаем. Дома, в проводке, ток всегда бывает переменным, как и в розетке. А там, где есть плюс и минус он постоянный. Для начала вам нужно определиться с тем, какой ток вы будете замерять. На приборе есть переключатели для измерения различных типов тока. DCV — это постоянный ток. ACV — переменный.

Цифровые значения на табло мультиметра — максимально замеряемые показатели. Если вы не имеете представления о том, какое напряжение будете измерять, то выберете максимальное значение показателя.

Важно помнить, что новейшие приборы способны сами вычислять какой ток на них приходит — постоянный или переменный. Если вы счастливый обладатель такого мультиметра, то можете забыть про ACV и DCV. Просто выберите V.

С теорией разобрались, а это значит, что настал момент для практики.

Для начала стоит разобраться куда вставлять щупы и как это сделать правильно. У большинства устройств данного типа есть три разъема для проводов и два собственных — красный и черный. Красный вставляется в гнездо с символом V, а черный в гнездо с надписью СОМ. Третье гнездо необходимо для измерения напряжения и замера высоких токов. Нам оно без надобности, а вообще в него втыкается (если нужно) красный провод, а черный остается в одном гнезде.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему не горит панель приборов

Измерение напряжения аккумулятора или батарейки

Батарейки, аккумуляторы, а также все, у чего есть плюс или минус — источники постоянного тока. Измерение напряжения в данном случае не сложнее, чем в предыдущей ситуации.

Возьмем обычную батарейку. Пусть она будет пальчиковая, к примеру. Соединяем красный провод с плюсовым контактом на батарейке, черный с минусовым. Если вы вдруг ошиблись и все перепутали, то ничего непоправимого не произойдет. В таком случае на табло мультиметра будет показано отрицательное значение со знаком минус.

Напряжение на батарейках маленькое, можно смело прижимать щупы пальцами. Маловероятно, что вы что-то почувствуете.

После всех манипуляций смотрим на табло мультиметра и видим напряжение нашей батарейки.

Что ж, измерение вольтажа батарейки не такое уж и сложное занятие, тем более с таким прибором.

Как измерить емкость?

С напряжением разобрались. Переходим к емкости.

Для измерения этого параметра существует несколько известных способов. Очень редко применяется способ замера при помощи контрольного заряда. Измерение емкости производится при нагрузке, которая может забрать половину тока аккумулятора.

При осуществлении такой манипуляции владельцу транспорта следует учесть плотность электролита.Показатель составляет 1,24 г/см³ , если конечно аккумулятор заряжен полностью. В случае, когда он разряжен на 1/4, показатель будет равен 1,2 г/см³. Ну и как вы уже догадались — при половине заряда в АКБ показатель будет 1,16 г/см³.

Важно помнить, что проверяется автомобиль в том случае, если он плохо заводится. Заряд, а так же емкость АКБ должны соответствовать рамкам, установленным производителем. В противном случае работа такого оборудования будет неполноценной.

Для измерения емкости подготавливаем мультиметр. Кстати, для замера на АКБ должна действовать нагрузка , которая забирает половину тока. К примеру, если емкость вашего аккумулятора равна 7 А-ч, то нагрузка должна быть в 3,5 В.

Нам будет нужна лампочка от автомобильной фары ( это 35-40 В). Нагрузка пошла, ждем пару минут. С помощью данной нагрузки почти сразу определяется низкий заряд АКБ. Тусклый свет? Батарея не подлежит эксплуатации. Лампочка светит ярко? Производим замер.

Если напряжение на клемах равно 12,4 В — АКБ исправна, а емкость полная. А если какие — то проблемы с запуском, значит дело не в аккумуляторе. Если же емкость меньше 12,4 В, значит, что батарею пора менять.

Как проверить внутреннее сопротивление?

Для проверки внутреннего сопротивления стоит знать не только вольты, но и амперы. Поскольку мы уже бывалые в деле замеров, то сразу перейдем к действиям.

Берем галогеновую лампу в 60 Вт, которая потребляет 5 А. Если ампераж равен ста амперам, то потеря не может быть более 1 В. Это значит, что для 5 А показатель напряжения должен составлять 0,05 В.

Подключаем нашу лампу к батарее. После того как она засветилась, определяем напряжение на клеммах аккумулятора. Замеряем вольты, выключаем лампу, определяем напряжение повторно.

В итоге, если разница между значениями будет составлять не более 0,05 В, то наша батарея исправна. Если значение больше, значит сопротивление повысилось. Исходя из этого можно судить о состоянии АКБ.

Как проверить ток утечки?

Это достаточно часто совершаемая с АКБ процедура. Разряжание аккумулятора вполне может протекать, как самостоятельный процесс. И тут не играет роли — есть ли подключение к электропотребителям или нет. В документации к АКБ можно посмотретьдопустимую утечку.

Процесс этот естественен, в большинстве своем для аккумуляторов кислотного типа. Но помимо этого естественного процесса есть и другие — влажные участки, проблема с изолирующим слоем и так далее. В немногих случаях может произойти воспламенение участка с повреждением.

В таком случае важно знать, как проверять утечку тока.

Нужно узнать тока для конкретной АКБ. Такое действие можно выполнить переключив мультиметр в режим — 10 А. Так же выполняется переключение на 10 ADC. Красный щуп на плюс, черный к отсоеденительному элементу. Если какие-либо показания отсутствуют, то это хорошо. Если мультиметр высвечивает на табло определенное значение — происходит утечка.В таком случае нужна оценка состояние бортовой сети. Такие же действия производятся при поиске утечки тока в других системах.

Датчик ABS

Тут все просто. Выбираем на приборе соответствующий режим. В данном случае мы можем узнать сопротивление и напряжение.

Нормальный показатель сопротивления — 1.2 — 1.8 кОм.

Для начала замера нужно подключить прибор к датчику. При этом следует пошатать провода, которые ведут к элементу. Если цифры сменяя друг другу становятся выше или ниже установленной нормы, то с датчиком что-то не так.

Процесс измерения напряжения выглядит сложнее. Нам понадобится домкрат. После этого, самостоятельно или в автосервисе, раскручиваем колесо до 40-50 оборотов/мин и внимательно следим за табло мультиметра. На всех машинах он должен быть равен 2 вольтам.

Датчик коленвала

Без коленвала далеко не уедешь. Если что-то пошло не так, а с виду он выглядит исправно, то лучше прибегнуть к помощи мультиметра. Подключаем его и измеряем сопротивление. Нужная нам норма — 550-750 Ом. Но следует помнить, что эти цифры могут быть не актуальны для вашей марки автомобиля.

Датчик кислорода

Перед применением прибора осмотрите датчик. Если он поврежден, то мультиметр будет бесполезен.

Если все исправно, то действуйте так же как с ABS. Измеряйте напряжение и сопротивление. При подключении прибора показатели должны быть 0,1 — 0,2 В. Когда машина прогреется — 0,8 — 0,9 В. Если ничего не изменилось, датчик не работает.

При успешном раскладе постарайтейсь узнать сопротивление. Его норма — от 10 до 40 Ом.

Датчик детонации

Он измеряет ударную волну, которая образуется при сгорании топлива. Тут можно измерить сопротивление, но показатели для каждого автомобиля свои, поэтому вам придется поискать.

Напряжение так же можно измерить и тут все проще. Снимаем датчик, красный щуп к сигнальному проводу, черный к массе. Дальше слегка ударяем датчик о что-нибудь твердое. На табло высветится показатель напряжения. Норма — от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Порядок действий тот же, что и с датчиком детонации, вот только ударять его не нужно. Достаточно просто его раскрутить или же потрясти. Если мультиметр никак на это не отреагирует — датчик неисправен.

Источник: https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/kak-izmerit-silu-toka-multimetrom-na-akkumulyatore-avtomobilya

Как работать

Перед началом рассказа о том, как измерить силу тока мультиметром, необходимо дать ряд рекомендаций, как работать:

Первым делом, следует изучить инструкцию о порядке работы таким прибором, чтобы не вывести его из строя. Чтобы уверенно работать с электрической цепью, необходимо потренироваться на слабых элементах питания – батарейках. Если опыта работы маловато, строго соблюдайте инструкции и изучите все функции вашего мультиметра:

Такой простой моделью пользуются автомобилисты, когда возникают проблемы с зарядкой аккумуляторной батареи.

Измеряем силу тока

Многие интересуются вопросом, как измерить силу тока зарядного устройства. Примеры могут быть различными – аккумулятор, батарейка и даже обычная комнатная розетка. Такой вопрос не совсем правильный, и этому есть причина – для источника питания определить силу тока не представляется возможным, так как такой показатель определяется только в электроцепи. Поэтому придется ее создать, взяв источник питания, любой прибор и мультиметр. Примерная схема будет выглядеть таким образом:

Проверяем зарядку в аккумуляторе

Чтобы выполнить такие действия мультиметром, следует переключить его в режим замера постоянного напряжения, установив диапозон несколько выше наибольшего показателя напряжения на аккумуляторной батарее. После этого подключаем щуп мультиметра. Окрашенный в черный цвет, к минусу батареи, а красный, соответственно, к плюсовому полюсу. На дисплее прибора появляются интересующие нас показания:

Если аккумулятор полностью заряжен, то его напряжение не должно быть ниже 12,6 В. В ином случае, уровень зарядки батареи не превышает пятидесяти процентов, требует срочной подпитки. Показатель, не превышающий 11,6 В сигнализирует о том, что аккумулятор разряжен полностью.

Чтобы зарядки батареи хватало долго, следует выявить причины потери тока, которая бывает в любом автомобиле. Способствуют этому сигнализация, магнитола, приборная панель и устройство центрального замка.

Если в общей сложности потери тока не превышают 80 мА, то аккумуляторная батарея будет без проблем эксплуатироваться в течение нескольких лет.

Для работы мультиметр выставляется в режим замера тока на 10 или 20 ампер:

Источник: http://avtoshef.com/kak-izmerit-silu-toka-multimetrom/

Цифровой мультиметр измерение силы тока и напряжения, проверка — измерение тестером силы тока и напряжения батареек, аккумуляторов (проверка их работоспособности)

Краткая инструкция по использованию мультиметра.

Графическая инструкция по измерению напряжения, силы тока на примере проверки батареек мультиметром — тестером: Постоянное (DCV или V=) и переменное (ACV или V~) напряжение: 2В, 20В, 200В, 800В

Ток (mA): 2мА, 20мА, 200мА, 10A

Измерение напряжения: (постоянка)- мультиметр слева

Измерение силы тока (мультиметр справа) переносим предварительно щуп мультиметра в положение ADC — с правого гнезда в левое, переключатель режимов — как на фото

На фото выше приведены измеренные цифровым мультиметром значения нормального — рабочего напряжения и силы тока для новых батареек и аккумуляторных батарей, необходимых для нормального функционирования аппаратуры аппаратов (аккумуляторные батарейки AAA, AA) самих мультиметров — батарейка крона, системных плат компьютера — батарея таблетка.

6 вольтовый аккумулятор для ККТ (касс) рабочая сила тока от 13 до 20 А. (мин. 10А при одновременной работе с блоком питания)

Сила тока измеряется кратковременным прикосновением на контакты в течение 1,5-2 секунд, так как в противном случае возможно полное разряжение измеряемого элемента питания.

Внимание!!! Переменный ток — в розетки — не измеряется!!!

Так как даже для измерения силы тока в 12 вольтовых автомобильных аккумуляторных батарей необходим сверх — мощный мультиметр, приведенный на фото мультиметр с максимальным значением 10А — скорее всего просто сгорит!

Прозвонка кабеля, цепи, проверка дидов и лампочек — тестер прозвонка (наиболее частая операцию при использовании прибора)

Для проверки проводника — цепи на разрыв тестер переводится в режим прозвонки — на фото пиктограмма на корпусе внизу чуть правее середины — в виде точки и нескольких закрывающихся скобочек. Щупы перетыкаем если нужно в режим измерения напряжения, т.е. втыкаем в правые гнезда мультиметра.

После чего при замыкании щупа мультиметра на щуп будет раздаваться писк тестера. Таким образом, можно проверить любой провод, схему на наличие разрывов — не контакта.

Если при замыкании щупов — концов например провода не раздается писка — следовательно, провод, где то поврежден — и он не проводит электрический сигнал.

Прозвонка сверх простая и в тоже время кране полезная штука позволяющая элементарно устранять какие либо разрывы в цепи или сужать поиск неисправности в сложном оборудовании.

В общем мультиметр — самый простой и удобный прибор для проверки проводов, кабелей, лампочек, предохранителей, эл. цепей и других более сложных элементов устройств.

Проверка годности батарейки — измерение емкости элемента питания мультиметром является наиболее простым для вычисления не работающей батарейки — аккумулятора. Понятно, что измерения на обычном мультиметре достаточно не точны. Но правильно сориентироваться он всегда поможет.

Как правило, новая батарейка — аккумулятор Ni-MH должна давать не менее 11 Ампера.

Мой Canon PowerShot (имеющий блок питания 3,15 вольт — 2 ампера) работающий на 2 пальчиковых батарейках типа AA, не запускается уже при 5-6 А с одной батарейки.

Т.е. рабочий диапазон для требовательной аппаратуры является 7-12 А с Ni-MH батарейки при измерении с помощью амперметра на замыкание. При 4,5А у Canon PowerShot постоянно горит индикатор разряда и камера через пару снимков выключается.

Конечно же как уже говорилось — данное измерение имеет значительную погрешность, так как включаемого в разрыв цепи ток в значительной мере определяется именно сопротивлением амперметра (токоизмерительного шунта и щупов). Сопротивление щупов длиной 80 см может составлять около 0,06 Ом при сечении провода 0,5 мм2.

Canon PowerShot, работающий двумя элементами типа АА, потребляет как правило 800 мА.

Но при включении — работа видоискателя, выдвижение объектива, фокусировке потребление тока вырастает в 2 раза и составляет 1,2 — 1,4 А.

Далее в режиме ожидания потребление опускается вновь до уровня до 800 мА.

Т.е. например, в данной модели камеры главное запустить объектив, после чего отключаем в камере видоискатель и снимаем далее, сколько нужно уже как старым добрым советским фотиком — в глазок. С отключенным видоискателем удается практически в — трое-четверо увеличить количество снимков. Так как срабатывание затвора, и запись на флеш карту потребляют совсем не много в сравнение с работающим видоискателем — монитором.

Тестер — инструкция по использованию на этом почти завершена, далее расскажем об аккумуляторных батареях, а отдельные аспекты наиболее часто используемых функциональных возможностях тестера — мултиметра рассмотрим в следующих статьях: измерение силы тока блока питания — проверка его работоспособности и проверка мультиметром и тестором сопротивления проводника.

NiMH (никель-металгидридные) аккумуляторы

Первым 1999 году Panasonic презентовала новую модель элементов питания —

NiMH (никель-металгидридные) аккумуляторы в форм-факторе SC (диаметр 22 мм, высота 43 мм) емкостью 3000 ма/ч.

Как и в случае с NiCd батареями, во время зарядки температура батареи NiMH не должна превышать 45 градусов. Так же не допускается резких перепадов температур.

NiMH аккумуляторы так же достаточно сильно боятся как перезарядки.. Поэтому их нельзя подпитывать слабым током по окончании заряда (режим «trickle charge»).

Следовательно, заряжающие батарейки нужно сразу же вынимать из зарядника сразу после завершения зарядки.

NiMH батарейки при необходимости добивают в заряднике повторно, непосредственно при использовании за полчаса-час от использования. Это даёт возможность по max-мому использовать заряд батареек.

Как и сколько заряжать NiMH батарейки аккумуляторы?

Часто задают вопрос, сколько заряжать NiMH батарейки — ответ прост, заряжаются они, как правило, при напряжении зарядника в 1,5 вольт, силой тока

Для батареек AA = 160-185 mA (100-200 mA)

Для батареек AAA= 60-75 mA

Следовательно, берем ёмкость вашего конкретного никель-металгидридного аккумулятора и делим на зарядный ток зарядного устройства (написано на зарядном устройстве), получаем время.

2100 mAh / 185 mA = 11.5 h

(одиннадцать с половиной часов)

Расшифровываем надписи на батарейках и зарядниках:

на батарейках: mah- это «миллиамперы в час», единица измерения ёмкости,

на заряднике: ma- это просто миллиамперы, единица измерения эл. тока. Эти ma должно выдать зарядное устройство на батарею.

Т.е. получается, что среднее время зарядки для Ni-MH равняется — 9 -16 часов.

Чем больше ток зарядки, тем быстрее заряжаются аккумуляторы. Но есть и обратная сторона медали — быстрый заряд, во-первых, недозаряжает, во-вторых, быстрее выводит аккумуляторы из строя.

Автомобильный аккумулятор:

Ёмкость аккумулятора, как правило, ровна = 55 Ач (Ампер/Часы). Т.е. аккумулятор

проработает 55 часов при силе тока в 1 ампер, или наоборот он попытается выдать 55А/ч — обеспечивает силу тока в 55 ампер в течении одного часа.

При напряжение в 10,5 В — при такой разности потенциалов на клеммах аккумулятор принято считать полностью разряженной.

Нормальный показатель более 100 минут, в течение этого времени автомобильный аккумулятор будет обеспечивать работу без генератора

Ампер-часы у всех аккумуляторов, как правило, одинаковые, но сила тока достаточно разная, производители ставят в наклейках от 460 до 610 А!

В теории большой ток говорит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом совершенстве, но на практике данные показатели выдерживаются достаточно редко.

Ампер-час

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подключать электро автоматы

Ампер-час — это заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение одного часа при наличии в нём тока силой в 1 Ампер.

Производители аккумуляторов, как правило, указывают в технических характеристиках значение или мА·ч(mAh), или в Вт·ч(Wh). Для перевода из мА·ч в Вт·ч нужно знать значение напряжения в вольтах и воспользоваться формулой

Ватт =Вольт * Ампер

Напряжение аккумулятора умножаешь на ампер час получишь ватты

Аккумулятор =55а/ч*12в=650 ватт

Батарейка NiMH = 2,1а/ч*1,2в=2,52 ватт

Краткая справочная информация из открытых источников по форматам батареек:

Батарейка «Крона» (также 6F22 (солевая), 6LR61 (щелочная), PP3, E-Block, 9V Brick Battery) — типоразмер батареек. Название происходит от марки выпускавшихся в СССР угольно-марганцевых батареек этого типоразмера «Крона ВЦ».

Батарейка AA (также: R6, 316, А316, Mignon, в просторечии «Пальчиковая») — один из наиболее популярных типоразмеров гальванических элементов питания (батареек) и аккумуляторов. Номинальное напряжение — 1,5 В у батареек, 1,2 В — у никель-кадмиевых и 1,55 В у серебряно-цинковых аккумуляторов.

Возможные значения электрической ёмкостиУгольно-цинковая (солевая) батарейка: 150-550 мАч.Щелочная батарейка: 1700—3000 мАч.Никель-кадмиевый аккумулятор: 650—1000 мАч.

Никель-металл-гидридный аккумулятор: 1400—3000 мАч.

AAA (также: R03, 286, Micro, в просторечии «Мизинчиковая») — типоразмер батареек и аккумуляторов. В разговорной речи часто называются «мизинчиковыми» или «минипальчиковыми»

Типичная ёмкость солевой батарейки — 500мАч, щелочной батарейки — 1250 мАч. Типичная ёмкость аккумулятора этого стандарта — 300—1100 мАч.

Немного теории:

Последовательное соединение:
При последовательном соединении проводников сила тока в любых частях цепи одна и та же: I = I1 = I2

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи: U = U1 + U2

Параллельное соединение:
Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках: I = I1 + I2

Напряжение на участках цепи АВ и на концах всех параллельно соединенных проводников одно и то же: U = U1 = U2

Источник: http://rs232.net.ru/doc/multimeter/multimeter.php

Замерить амперы аккумулятора. Проверяем автомобильный аккумулятор мультиметром

Время от времени необходимо проверять автомобильный аккумулятор, так как от него зависит работа автомобиля. Проверять аккумулятор можно разными методами и устройствами, одним из которых является мультиметр.

Это устройство — универсальный прибор, который всегда пригодится как в домашних условиях, так и в наборе любого автомобилиста. И для тех людей, которые еще не знают, как проверить аккумулятор мультиметром, пригодиться данная статья.

Ниже я расскажу, как правильно проверить емкость и заряд автомобильного аккумулятора.

Современные производители автомобильных источников питания комплектуют свои изделия датчиком, который показывает количество заряда изменением цвета. Это, конечно же, удобно. Но для того, чтобы убедиться соответствует ли зарядка аккумулятора действительности, можно применить старый, проверенный способ – диагностика мультиметром.

Так же он применяется, когда нужно проверить источник энергии без специального датчика. Проверка этим измерительным прибором заключается в определении напряжения на клеммах. Если табло устройства покажет в результате измерения 12.6 В, это говорит о том, что батарея заряжена полностью. Когда на этом же табло будут другие показания, к примеру 12.

2 В, это значит, что аккумулятор частично разряжен и его не мешало бы подзарядить. Если мультиметр покажет цифры меньше двенадцати, то он абсолютно разряжен и его срочным образом надо зарядить. Необходимо помнить, что показания прибора ниже отметки одиннадцать очень критичны как для блока питания, так и для автомобиля.

Такие цифры говорят о том, что он уже необслуживаемый и эксплуатировать его нельзя. В противном случае вы рискуете навредить автомобилю и сжечь зарядное устройство или генератор.

Этапы проверки автомобильного аккумулятора:

Основываясь на данных с экрана мультиметра, можно делать вывод о том, в каком положении находиться заряд устройства.

Как проверить емкость?

Немного о емкости автомобиля. Данная характеристика автомобильной батареи показывает, какое количество заряда отдаст источник питания за определенный промежуток времени при определенном напряжении. Эта характеристика измеряется в ампер-часах. Емкость автомобильной батареи можно проверить несколькими способами.

Рассмотрим, как проверить емкость аккумулятора. Для этого способа необходимо запастись самим мультиметром, и еще нам понадобится нагрузка. Если емкость мы можем посмотреть в паспорте, то нагрузку необходимо высчитать.

Нам нужно подобрать такую нагрузку, что бы она забрала половину тока батареи. Если емкость 7А/ч, то нам нужно подобрать что-то с нагрузкой в 3.5 В. Возьмем лампу от автомобильной фары, мощность которой 35-40 Вт (лучше всего использовать лампочку, далее поймете).

Первым делом нужно подключить нагрузку. После этого подождать пару минут.

В том случае, когда в роли нагрузки выбрана лампочка, во время проверки может происходить ее постепенное потускнение. Это явный признак того, что он необслуживаемый и на этом можно заканчивать проверку.

Но, в том случае, когда этого не произошло, можно узнать напряжение на клеммах и при этом не отключать нагрузку. Результаты на табло в диапазоне 12.4 и выше говорят о том, что емкость полная и аккумулятор исправен.

Значит, если у вас есть проблемы при запуске, то ищите неполадки в других системах авто. Емкость считается низкой, если мультиметр покажет 12 – 12.4 В.

При таких показаниях он долго не прослужит, а это значит, что пора задуматься о приобретении нового автомобильного источника питания.

Емкость источника питания можно измерить более современными устройствами, а значит более эффективно. Работа этих приборов заключается в подаче на батарею специальных сигналов. Такие устройства являются незаменимыми помощниками для водителя. Так как, измеряя батарею этими устройствами, можно получить точные показания. И для этого не нужно отключать ее от автомобиля. Преимуществом является то, что они компактны, при работе не вносят никаких изменений в электронику авто.

Несколько советов перед покупкой блока питания. Прежде чем покупать источник питания для автомобиля, необходимо его изучить. Первоначально необходимо сделать визуальный осмотр на наличие повреждений (это не пустые слова, ведь они часто продаются с дефектами).

Второе, что вы должны сделать — это самостоятельно или при помощи продавца измерить плотность его электролитов. Нормальная плотность должна быть 0.03 г/см³ (это соответствует восьмидесяти процентам заряда батареи). Финальную проверку нужно выполнить – данные должны быть не ниже 12.

5 без нагрузки, а с нагрузкой не должны быть ниже 11 В после проверки в течении пяти секунд.

Я рекомендую хоть иногда диагностировать источник питания. Узнать его характеристики можно с помощью различных измерительных приборов, учитывая, что их на сегодняшний день достаточно. Они просты в использовании, так что вопросов в работе возникнуть не должно.

«Проверка аккумулятора при помощи мультиметра»

На записи показано, как легко можно проверить автомобильный аккумулятор.

Длительная эксплуатация автомобиля приводит к выходу из строя некоторых его деталей. Аккумулятор не стал исключением в этом плане. Его замена происходит с разной периодичностью, которая зависит от условий и частоты эксплуатации авто. Но перед владельцами машин часто встает вопрос, как проверить аккумулятор? То есть, к примеру, после четырех или пяти лет эксплуатации, в каком состоянии он находится. Не подведет ли он в неподходящий момент.

Способы определения технического состояния аккумулятора

Если несколько способов определить состояние аккумуляторной батареи. В основном для этого используются специальные приборы, которые в наличии могут у владельца авто не оказаться. Хотя эти приборы можно приобрести в любом магазине, и стоят они недорого. Но, что необходимо сделать в первую очередь, это обратить внимание на внешнее состояние агрегата. Он сам должен быть чистым (или содержаться в чистоте), клеммы не должны быть покрыты коррозийным налетом.

Простые способы

Самый простой способ – это проконтролировать температуру аккумулятора. Если он сильно греется, то это значит, что внутри него пробиты перегородки между секциями. То есть, секции становятся замкнутыми. Исправить это никто не может, поэтому правильное решение – заменить старый прибор новым.

Второй вариант – это создать на аккумуляторной батареи нагрузку, которая будет равна половине емкости установки. К примеру, батарея емкостью 60 ампер, значит, к ней надо будет подключить нагрузку, равную около 30 ампер или чуть выше. Что для этого можно использовать. Вариантов масса, один из них – это соединить параллельно между собой шесть или семь лампочек ближнего света. Каждая из них создает нагрузку – 4,5 ампера.

Теперь эту цепь присоединяем к клеммам аккумулятора, соблюдая обязательно полярность. Понятно, что лампочки загорятся. В таком состоянии они должны простоять минут пять. Если яркость свечения цепочки не изменится, значит, аккумуляторный прибор в хорошем состоянии. Если они начинают постепенно снижать яркость, значит, зарядка у аккумулятора плохая.

Приборные способы измерения

Есть несколько приборов, с помощью которых можно измерить емкость аккумулятора. Первый – это мультиметр (тестер). С его помощью измеряется напряжение между клеммами.

Внимание! Проверку аккумулятора мультиметром надо проводить утром, так сказать, на холодный прибор, перед тем как запускать двигатель. Выставляется режим на постоянный ток.

После замера надо проверить результат. Вот таковы у вас могут получиться итоги:

  • Если проверка тестером показала 12,6-12,9 вольт, значит, ваш аккумулятор заряжен на все сто процентов. Его техническое состояние прекрасное.
  • Если показания варьируются в диапазоне от 12,3 до 12,6 вольт, то батарея заряжена на 75%.
  • Если мультиметр показывает 12,1-12,3 В, то емкость составляет половину от максимального уровня.
  • 11,8-12,1 В – это всего лишь 25%.
  • 11,5-11,8 – это полностью разряженный аккумулятор.

Специалисты отмечают, что проверить аккумулятор мультиметром – это неточное определение состояния аккумуляторной батареи. Поэтому существуют другие более точные способы.

В первую очередь зарядку определяет плотность залитого электролита. Для проверки этим методом вам понадобится ареометр, который очень похож на спиртометр. То есть, это такой поплавок, который помещается в жидкость, уровень его погружения определяет плотность раствора.

Для тестирования вам необходимо будет слить из аккумулятора в небольшую емкость немного электролита и поместить в него ареометр.

Обратите внимание на тот факт, что аккумуляторы разных моделей имеют разную плотность электролита, поэтому перед тестированием необходимо ознакомиться с инструкцией.

Итак, вот что должно получиться в процессе проверки:

  • Сам заливаемый электролит имеет плотность 1,26.
  • Если замеры показали величину от 1,27 до 1,29, то это стопроцентная зарядка.
  • 1,23-1,25 – это зарядка на 70%.
  • 1,11-1,13 – это ноль.

И еще один прибор, с помощью которого можно протестировать состояние аккумуляторной батареи, это нагрузочная вилка. По сути, это обычный вольтметр с нагрузкой в виде сопротивления.

Здесь все очень просто. Надо подсоединить концы вилки к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность подключения. После чего на клеммы подается нагрузка. Ее действие не должно превышать пяти секунд. В конце замера снимается показание. Если оно не меньше 9 вольт, то состояние вашего аккумулятора отличное.

Но учтите, что нагрузочной вилкой делать проверку часто не стоит. Нагрузка, равная пуску двигателя, может снизить емкость агрегата. И еще один момент – в процессе подключения вилки к клеммам может появиться искрение. Ничего страшного в этом нет, ведь, по сути. К аккумулятору сразу подключается нагрузка.

Заключение по теме

Итак, мы постарались в этой статье ответить на вопрос, как проверить аккумулятор разными способами? Конечно, какой способ выбрать, каждый решает сам. Но лучше, если этим будет заниматься специалист, который не только проверит его, но и по мере надобности подзарядит устройство.

Источник: https://sibay-rb.ru/power-supply/measure-the-amperes-of-the-battery-we-check-the-car-battery-with-multimeter.html

Виды мультиметров

На современном рынке электроприборов представлено две разновидности тестеров:

Основными элементами аналоговых приборов являются шкала с нанесенными на ней делениями, по которой определяются показатели электрических величин, и стрелка-указатель. Такие мультиметры пользуются высоким спросом у новичков благодаря своей низкой стоимости и простоте в использовании.

Но, наряду с этими положительными сторонами, аналоговые тестеры имеют и ряд недостатков, основным из которых является высокая погрешность измерений. Ее можно несколько уменьшить за счет настроечного резистора, конструктивно входящего в состав прибора. Тем не менее, при необходимости замерить электрические параметры с высокой точностью, лучше воспользоваться цифровым прибором.

Цифровые мультиметры

Единственным внешним отличием цифрового аппарата от аналогового является экран, на котором в виде цифр отражаются измеряемые параметры. Старые модели оборудованы светодиодным дисплеем, приборы нового типа – жидкокристаллическим.

Они отличаются высокой точностью измерений и простотой в эксплуатации, поскольку не нуждаются в подгонке градуировки.

Недостатком этих устройств можно назвать цену, которая в разы превосходит стоимость аналоговых тестеров.

Особенности конструкции

Независимо от количества гнезд в мультиметре, любой из этих приборов имеет два типа выходов, которые обозначаются разными цветами. Общий выход (масса) окрашен в черный цвет и имеет обозначение либо «com», либо «–». Выход, предназначенный для измерений (потенциальный), имеет красный цвет. Для любого из измеряемых параметров электроцепи может быть свое гнездо.

Не стоит опасаться перепутать его с другими, поскольку каждое из этих гнезд обозначено соответствующей единицей.

Еще одним внешним элементом прибора является рукоятка для установки предела измерений, которая может вращаться по кругу. На цифровых мультиметрах этих пределов больше, чем на аналоговых, кроме того, в них могут быть включены дополнительные опции, например, звуковой сигнал и другие. Поскольку мы говорим о том, как с помощью тестера произвести измерение силы тока, речь пойдет о шкале с амперами.

Каждый мультиметр имеет свой максимальный предел по току, и при выборе электросети для тестирования, проверяемую силу тока в ней следует сопоставить с пределом, на который рассчитан прибор.

Так, если сила тока, проходящего внутри электроцепи составляет 180 А, не рекомендуется проводить измерения при помощи мультиметра, рассчитанного на 20 А, поскольку единственным полученным результатом будет сгорание прибора сразу же после начала тестирования.

Максимальный предел всегда указывается в паспорте мультиметра или на корпусе устройства.

Порядок подготовки прибора к измерениям

Переключатель мультиметра нужно перевести в сектор A (DA для постоянного тока или CA для переменного), который соответствует измерению тока, выбрав при этом нужный предел. Некоторые современные тестеры для электроцепей постоянного тока имеют одну позицию, а для переменного – другую. Чтобы не ошибиться, нужно ориентироваться по литерам, имеющимся на лицевой панели.

Они одинаковы в любом приборе, надо просто понимать, какую величину каждый из них обозначает.

Все мультиметры комплектуются двумя кабелями, на конце каждого из которых имеется щуп и разъем. Вторые концы проводов вставляются в гнезда прибора, которые соответствуют текущему измерению, в нашем случае – силы тока.

Порядок измерений

Мультиметр для измерения величины силы тока включается в разрыв электроцепи. В этом состоит основное отличие от процедуры измерения напряжения, при которой тестер подключается к цепочке параллельно. Показатель величины тока, который проходит через прибор, отображается стрелкой на шкале (если речь идет об аналоговом аппарате) или высвечивается на жидкокристаллическом (светодиодном) дисплее.

Разорвать тестируемую цепь для включения в нее прибора можно по-разному. Например, отсоединив один из выводов радиоэлемента при помощи паяльника.

Иногда приходится перекусывать провод кусачками или пассатижами.

При определении величины тока батарейки или аккумулятора такой проблемы не существует, поскольку просто собирается цепь, одним из элементов которой является мультиметр.

Что необходимо учитывать при измерении

Важным условием при определении силы тока является включение в цепочку ограничительного сопротивления – резистора или обычной электролампочки. Этот элемент защитит прибор от поломки (сгорания) под воздействием потока электронов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает реле напряжения

Если сила тока на индикаторе не отображается, это говорит о неверно выбранном пределе, который нужно снизить на одну позицию. Если результата нет снова – еще на одну, продолжая до тех пор, пока на экране или шкале не отобразится какое-то значение.

Производить замер нужно быстро – щуп не должен контактировать с кабелем более одной-двух секунд. Особенно это касается элементов питания малой мощности. Если, измеряя силу тока батареек, держать щуп на проводе длительное время, итогом станет их разряд – частичный или полный.

Техника безопасности

Как видим, процедура измерения силы тока при помощи мультиметра никакой сложности не представляет. Важно только следовать инструкции и не забывать о строгом соблюдении мер безопасности:

  • Перед проведением замеров обесточьте электросеть.
  • Проверьте изоляцию кабелей – при продолжительной эксплуатации ее целостность иногда нарушается, и вероятность поражения электротоком значительно возрастает.
  • Работайте исключительно в резиновых перчатках.
  • Не проводите измерения при высокой влажности воздуха. Дело в том, что влага обладает высокой электрической проводимостью и риск поражения также возрастает.
  • Человек, пострадавший от удара током, нуждается в медицинской помощи. Если есть возможность, любые работы с электричеством, в том числе и измерения, лучше проводить вдвоем. В нештатной ситуации присутствие напарника может оказаться настоящим спасением.

Закончив измерения, разрезанные кабели нужно вновь соединить, предварительно снова обесточив цепь.

Подробно и наглядно про измерения проводимые с помощью мультиметра на видео:

Как проверить аккумулятор мультиметром: советы специалиста по измерению емкости, напряжения и заряда

Чтобы автомобильный аккумулятор не подвел в дороге, его надо периодически проверять. Обычно это делают на станции ТО в период сезонного обслуживания, однако, водитель должен сам уметь замерить силу тока, напряжение и емкость.

Для этих целей существует специальный прибор – мультиметр. Для измерения всех параметров тестер переводят в режим постоянного тока. Здесь сразу надо сказать, что силу тока 12-вольтной батареи мультиметром, рассчитанным на 10 А, измерить не удастся. Он попросту сгорит.

Чтобы проверить аккумулятор мультиметром, потребуется более мощный прибор.

Что и как можно проверить тестером в аккумуляторе?

Автомобильная 12-вольтная батарея состоит из шести последовательно соединенных небольших аккумуляторов, часто называемых банками. Его исправность зависит от основных параметров:

  • показатель емкости отвечает за обеспечение электрооборудования автомобиля необходимой силой тока на определенное время;
  • показатель максимального тока нагрузки указывает предельное значение для нормальной работы аккумулятора. Если сила тока превышает этот показатель, происходит разрушение внутренних элементов батареи;
  • общее напряжение АКБ представляет суммарное значение всех банок. Такой показатель, как рабочее напряжение, можно измерить только в батарее с полной зарядкой.

Далее надо выяснить еще несколько важных нюансов.

Различие между напряжением рабочим и холостого хода

Перед тем как приступить к замерам параметров, необходимо разобраться с электродвижущей силой ЭДС, иначе говоря – напряжением холостого хода. Этот показатель иногда принимают за рабочее напряжение. Однако ЭДС можно измерить при разъединенной электроцепи автомобиля. Другими словами – это измерение показывает разность значения между полюсами батареи. Показатель ЭДС всегда одинаков у рабочей и неисправной батареи.

Измерить рабочее напряжение можно только под нагрузкой. Это значение показывает силу тока, идущую от исправной батареи при номинальной нагрузке. Если щупы тестера подключить к контактам снятой с автомобиля батареи, то узнать можно только ЭДС. Это связано с малым внутренним сопротивлением мультиметра и прибор не может обеспечить рабочую нагрузку аккумулятору.

Другое дело, если у водителя имеется современный тестер с нагрузочной вилкой. Этот прибор укомплектован проводником с высоким сопротивлением. Чтобы определить таким мультиметром рабочее напряжение на снятом с автомобиля АКБ, щупы прибора подключают к клеммам батареи и нажатием кнопки подают нагрузку. Эффективность проверки заряда батареи нагрузочной вилкой очень высокая.

Что надо знать о проверке емкости и внутреннего сопротивления аккумулятора?

Тестер считается универсальным прибором, с помощью которого можно измерить все характеристики аккумулятора. Настало время поговорить о внутреннем сопротивлении батареи. Его можно узнать в полностью разряженном аккумуляторе, что губительно для него или с добавлением шунта, то есть дополнительного сопротивления. Однако показатель сопротивления батареи водителю знать необязательно. Это значение требуется для специалистов-ремонтников, поэтому останавливаться на нем нет смысла.

А вот емкость АКБ является очень важным показателем. Она зависит от плотности электролита, которая измеряется специальным прибором – ареометром. Дело в том, что емкость измеряется ампер-часами и обозначается Ah. Существует такое понятие, как ампераж. Автомобильный аккумулятор при постоянной нагрузке должен выдать определенный ток за какое-то время.

Возьмем, к примеру, стандартный автомобильный аккумулятор. Его емкость равна 60 Ah. Если ему дать нагрузку 1 А, исправный и полностью заряженный АКБ проработает 60 часов. Соответственно дав нагрузку 2 А, батарея проработает 30 часов. Как видно, емкость мултиметром измерить нельзя. Можно только определить величину тока или остаточное напряжение.

Приблизительное измерение емкости мультиметром

Имея под рукой мультиметр, дома можно все же попытаться примерно выяснить емкость АКБ. Обязательное условие – батарея должна быть полностью заряжена. Надо знать, что стандартное напряжение АКБ под нагрузкой составляет 12–12,5 В.

Измерение емкости выполняют в такой последовательности:

  1. Для сокращения времени проверки емкости необходимо создать нагрузку от мощного потребителя. Например, 12-вольтная лампочка мощностью 60 Вт создаст нагрузку 5 ампер. Нормальный АКБ емкостью 60 Ач разрядится за 12 часов. Чтобы ускорить процесс измерения, можно соединить последовательно 2 или 3 такие лампочки.
  2. Собирается цепь с последующим соединением АКБ, тестера, потребителя и подается нагрузка. Время от времени проверяют показания мультиметра. Как только показатель упадет ниже 12 В – начнется разряд батареи. Теперь необходимо взять значение прошедшего времени с начала замера и умножить на ток нагрузки потребителя. В нашем случае – это лампочки. Полученный результат и будет примерной емкостью АКБ.

Измерение емкости необходимо производить только тогда, когда АКБ стала быстро терять заряд. Когда полученные измерения меньше паспортных данных изделия, батарею надо менять или ремонтировать.

Измерение тестером напряжения

Напряжение мультиметром замеряют на клеммах АКБ без нагрузки. Для этого достаточно снять минусовую клемму с батареи и выполнить замеры тестером. Исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор покажет напряжение 12 В. Если на тестере показывает 11,2 В, то это означает разряд АКБ на 50% и ее необходимо ставить на зарядку. Когда значение падает ниже 11 В, возможно придется батарею менять или нести ремонтировать.

Проверка тестером зарядки АКБ

Любая батарея на автомобиле проходит цикл заряда/разряда. Если с разрядом все понятно, то за правильный заряд отвечает генератор и реле. По другому реле называют регулятором напряжения. Зарядное значение всегда немного выше, чем напряжение АКБ. В исправной электрической системе автомобиля с реле должно выходить 14,5 В.

Для проверки зарядки необходимо завести двигатель автомобиля и на холостых оборотах замерит тестером напряжение на клеммах. Если прибор покажет 13,5–14 В, значит с зарядкой все нормально. Когда мультиметр выдаст значение больше 14 В, это укажет о сильном разряде батареи. Чтобы восполнить этот пробел генератор пытается отдать больше энергии на зарядку.

Однако частый показатель повышенной зарядки может присутствовать в автомобиле зимой и этого не стоит опасаться. Дело в том, что на морозе АКБ быстрее разряжается и при исправном электрооборудовании максимум через 10 минут значение стабилизируется до 14 В. Когда по истечении этого времени напряжение не опустилось до нормы, существует опасность неисправности реле, а это уже грозит выкипанием электролита в банках.

Часто показателем неправильного напряжения служат окисленные контакты. Чтобы сделать правильные замеры, надо снять с батареи клеммы, хорошо их зачистить и установить на место. Если и после этого напряжение падает ниже 13 В, аккумулятор придется заменить.

Определение мультиметром утечки тока

Электрическая система автомобиля имеет свойство потреблять минимальное количество электроэнергии при выключенном двигателе. В зависимости от модели авто такой показатель варьируется от 10 до 80 мА. Это так называемые утечки тока. Оптимальным считается показатель 60 мА, при котором батарея прослужит длительное время.

Вычислить величину утечки тока можно тем же мультиметром:

  1. На приборе устанавливают рабочий режим на 20 ампер. С аккумулятора снимают минусовую клемму, производя, таким образом, разрыв цепи.
  2. Один щуп тестера соединяют со снятым проводом, а другой с минусовой клеммой АКБ. То есть цепь опять соединяют, только через мультиметр. На этот момент в автомобиле должно быть выключено все энергопотребляющее оборудование и даже вынут ключ из замка зажигания. Результат 60 мА укажет, что оборудование автомобиля исправно.

При большем показателе на тестере придется искать по автомобилю утечки тока. Это можно сделать поочередным снятием предохранителей и повторным проведением измерения.

Как видите, проверить заряд аккумулятора мультиметром не так уж и сложно. Первый раз это можно сделать, держа под рукой инструкцию, а с накоплением опыта весь процесс пройдет машинально.

Источник: http://sarstroyka.ru/remont/elektrika/kak-proverit-akkumulyator-multimetrom.htm

Как проверить основные параметры аккумулятора мультиметром

Мультиметр является многофункциональным устройством для измерения различных параметров электрического тока, поэтому с его помощью может быть произведена и проверка заряда аккумулятора. Для выполнения данной работы можно использовать различные виды мультиметров. Стоимость изделия не имеет значения, главное чтобы цифровой или аналоговый измерительный прибор был в исправном состоянии. О том как проверить аккумулятор мультиметром будет рассказано далее.

Какие параметры можно проверить?

С помощью мультиметра можно измерить напряжение с высокой точностью. По величине электрического напряжения можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или элемент необходимо зарядить постоянным током.

С помощью мультиметра, можно проверить напряжение не только кислотных аккумуляторов, но и элементы питания сотовых телефонов. Чтобы проверить мобильник на величину заряда батареи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока до 20 В. В этом режиме цифровой прибор, позволяет измерить напряжение, с точностью до сотых долей вольта.

Аккумулятор шуруповёрта, также можно легко проверить мультиметром. Номинальное напряжение прибора, в данном случае, можно узнать из документации электроинструмента, и если напряжение меньше этого значения, то батарею необходимо зарядить.

Ёмкость аккумулятора также можно проверить мультиметром. Для этой цели можно воспользоваться несколькими способами.

Проверить с помощью мультиметра можно утечку тока. Если необходимо измерить данный параметр на автомобиле, то кроме утечки тока на корпус, проверяется и утечка в бортовой сети автомобиля.

Таким образом можно предотвратить быстрый разряд АКБ и повысить её эксплуатационный ресурс.

Как измерить напряжение

Если необходимо проверить только аккумуляторного напряжения, то мультиметр переводится в режим DC. Если нужно проверить источник электроэнергии, напряжение которого не превышает 20 вольт, то в данном секторе переключатель режимов устанавливается в положение 20 В.

Затем чёрный щуп мультиметра следует присоединить к минусовой клемме, а красный — к плюсу АКБ, на дисплее устройства, в этот момент, будет показано напряжение постоянного тока.

Обычно, исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор имеет напряжение 12,7 В. Если при таком напряжении плотность электролита находится в норме, то источник электроэнергии может быть использован по назначению.

Аналогичным образом измеряется напряжение литий-ионных батарей сотовых телефонов, а также щелочных или гелевых батарей, которые применяются для запуска двигателей различной мототехники, дизельных генераторов и иных устройств, для начала работы которых, необходим определённый заряд электричества.

Как измерить ёмкость

Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.

Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.

Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.

Проверить внутреннее сопротивление

Чтобы проверить АКБ на исправность с помощью мультиметра, требуется измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Проверить работоспособность источника питания можно с применением мультиметра и мощной лампочки на 12 В. Проверить батарею необходимо в такой последовательности:

  1. Лампа 12 В подключается к АКБ.
  2. Спустя несколько секунд свечения лампы, замеряется напряжение на клеммах батареи.
  3. Лампа отключается, и напряжение снова замеряется.

Если разница измерения не превышает значения 0,05 В, то аккумулятор находится в исправном состоянии.

В том случае, когда значение падение напряжения больше, внутреннее сопротивления источника питания будет выше, что косвенно будет обозначать значительное ухудшение технического состояния аккумулятора.

Таким образом удаётся довольно точно проверить источник электроэнергии на исправность.

Как проверить ток утечки

Аккумулятор может самостоятельно разряжаться, даже в том случае, когда его клеммы не подключены к потребителям электроэнергии. Величина саморазряда указывается в документации к аккумулятору и является естественным процессом. Особенно заметно потеря электроэнергии может наблюдаться в кислотных АКБ.

Дополнительно к естественным утечкам электрического тока, в цепи могут быть участки, которые находятся во влажном состоянии или с истончённой изоляцией. В этом случае, даже в момент, когда все потребители электроэнергии находятся в выключенном состоянии, происходит дополнительная утечка тока, которая может привести к полному разряду батареи, а в некоторых случаях, и к возгоранию повреждённого места.

Особенно, такое явление может быть опасно в бортовой сети автомобиля, у которого отрицательным проводником является весь кузов и агрегаты, на которых может находиться достаточное количество огнеопасных веществ для образования открытого пламени даже от небольшой искры или электрической дуги.

Чтобы выявить, такое «несанкционированное» расходование электричества, необходимо выключить зажигание автомобиля, а также отключить устройства работающие в «дежурном режиме», например магнитолу и сигнализацию.

Измерить силу тока на аккумуляторе с помощью мультиметра, можно только в том случае, если измерительный прибор переведён в режим измерения силы тока, обозначенный значком «10 А». Для этого круговой переключатель переводится в соответствующий режим, а красный штекер в гнездо обозначенное знаком «10 ADС».

Красный щуп мультиметра соединяется с «+» аккумулятора, а чёрный, с отсоединённой клеммой. В этот момент должны полностью отсутствовать какие-либо показания прибора. Если мультиметр покажет любое значение, то ток утечки является значительным, и необходимо произвести детальную диагностику бортовой сети автомобиля.

Подобным образом производится замер утечки в других электронных системах. При проведении диагностики следует проявлять осторожность, и при подозрении на значительную утечку электрического тока, которая проявляется искрением при отсоединении или подключении клеммы, от замера тока утечки мультиметром следует отказаться.

Если пренебречь этим правилом, то можно «спалить» прибор, который не рассчитан на проверку больших значений силы тока.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства?

Чтобы для тестера проверка аккумулятора не оказалась последней, необходимо правильно выбрать диагностический режим. Если требуется проверить ампераж, то категорически запрещается это делать без дополнительной нагрузки, которая не должна превышать мощности 120 Вт.

Выбирая режим измерения постоянного тока, следует проявлять осторожность, чтобы по ошибке, не включить мультиметр в режим измерения сопротивления, который находится, в большинстве моделей мультиметров, рядом с положением переключателя для измерения постоянного тока.

Источник: https://evosnab.ru/instrument/test/kak-proverit-akkumuljator-multimetrom

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
220 вольт
Как установить настольную лампу

Закрыть