Как определить начало и конец обмотки электродвигателя

Как найти начало и конец обмотки электродвигателя — совет специалиста

как определить начало и конец обмотки электродвигателя

В бытовой и промышленной технике, как правило, применяются асинхронные электродвигатели, рассчитанные на работу в сетях переменного тока.

Поскольку условия их работы предполагают постоянные механические нагрузки, воздействие электромагнитных полей, а порой и агрессивной внешней среды, статоры и роторы таких двигателей со временем неизбежно выходят из строя.

Диагностику неисправностей начинают с электрических цепей, поэтому важно знать, как найти начало и конец обмотки электродвигателя.

Теоретический метод

Большинство достаточно качественных электромоторов имеет на корпусе гравировку или бирку, указывающую фирму-изготовителя, код модели и номер партии. Зная эти данные, нетрудно отыскать паспорт детали, в котором, помимо прочего, содержатся чертежи и принципиальные схемы двигателя.

После разборки детали достаточно будет сопоставить расположение контактов и/или цвета проводов с номинальными, чтобы понять, к каким обмоткам они относятся. При этом важно учесть характер соединения обмоток. В сетях с малым напряжением (127/220 В) обычно применяется принцип треугольника, в промышленных сетях (220/380 В) — принцип звезды.

Поиск трансформации

На практике отыскать концы определённой обмотки можно, включив её в сеть и измерив параметры. Для этого достаточно выполнить следующие действия:

  1. К одной из фаз подключают вольтметр или лампу накаливания.
  2. Другие фазы соединяют последовательно.
  3. На последовательное соединённые фазы подают переменный ток.

Отклонение стрелки вольтметра или свечение лампы (даже незначительное) укажет на наличие в контрольной обмотке ЭДС. Это в свою очередь значит, что условное начало одной из замкнутых фаз соединено с условным концом второй. В противном случае ЭДС не возникнет.

Подбор фаз

Этот метод используют преимущественно для проверки маломощных моторов (до 5 кВт). Он предполагает следующую последовательность операций:

  1. Фазы произвольно соединяют в звезду, то есть сводят по одному концу от фазы в две общие точки.
  2. Двигатель устанавливают в корпус и включают в сеть.
  3. Анализируют характер роботы мотора: тихий ход означает, что сборка выполнена правильно, а гул свидетельствует о неправильном соединении фаз.

Если нужна коррекция подключения, фазы поочередно «переворачивают», то есть по одной подключают в обратной последовательности, пока работа двигателя не станет нормальной. Не забудьте пометить начальные и конечные выводы обмоток соответствующими бирками или цветами — это поможет при следующем обслуживании или ремонте двигателя.

Даже базовых знаний электротехники достаточно, чтобы отыскать концы фаз двигателя, особенно если у вас есть необходимые инструменты и материалы. Главное — не забывайте о технике безопасности.

Источник: https://elektro.guru/izmereniya-i-raschet/kak-nayti-nachalo-i-konec-obmotki-elektrodvigatelya.html

Начала и концы обмоток электродвигателей — простой способ определения — Ремонт220

как определить начало и конец обмотки электродвигателя

В большинстве случаев, обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей скоммутированы в нужное соединение (“звезда” или “треугольник”) внутри статора и выведены в клеммную коробку в виде трех проводов, на которые подается питающее напряжение ~380 В. Соединяться обмотки двигателя могут и в клеммной коробке: в этом случае все концы обмоток выводятся в коробку виде двух разделенных пучков по три провода (“начала” и “концы”).

Наконец, выводы обмоток могут быть промаркированы металлическими бирками (С1-С2-С3 – “начала”, С4-С5-С6 “концы” обмоток). Однако, в некоторых случаях попадаются электродвигатели, в клеммную коробку которых просто выведены шесть немаркированных “концов” обмоток, не разделенных на пучки. Причиной этому может быть утеря бирок с маркировкой вследствие небрежной эксплуатации электродвигателя.

В некоторых случаях, бывает, что после ремонта его обмоток – перемотки, в клеммную коробку двигателя выводят шесть совершенно одинаковых проводов одного цвета.

В этом случае, для правильного соединения. необходимо определить “начала” и “концы” обмоток электродвигателя. Для этого, сначала нужно “найти” обмотки, т. е. определить пары проводов отдельных фазных обмоток. Прозвонить пары можно любым тестером или при помощи контрольной лампы, после чего следует промаркировать найденные фазные обмотки.

Теперь нужно определить начало и конец найденных пар фазных обмоток, существуют несколько способов определения, наиболее распространенный и достаточно надежный способ – следующий:

Две любые “найденные” фазные обмотки, соединенные последовательно включают в сеть ~220 В, а к выводам третьей подключают контрольную лампу или вольтметр, с установленным пределом измерения до 100 В. Слабый накал лампы или отклонение стрелки вольтметра будет признаком, того, что две, последовательно включенные в сеть обмотки, соединены таким образом, что, «конец» одной обмотки соединен с «началом» другой.

Соответственно, полное отсутствие накала лампы или отклонения стрелки вольтметра – свидетельство отсутствия ЭДС в третьей обмотки, следовательно, последовательно включенные обмотки соединены своими “началами” или “концами”. Таким образом, определив “начала” и “концы” двух обмоток, выводы маркируются.

Теперь нужно определить “начало” и “конец” третьей обмотки, для этого ее соединяют последовательно с любой из обмоток, “начало” и “конец” которой уже определены и, подключив лампу или вольтметр к оставшейся обмотке, по аналогии предыдущего опыта находят “начало” и “конец”.

Определение начала и концов обмоток электродвигателя без внешнего питания

Источник: https://remont220.ru/stati/65-nachala-i-kontsy-obmotok-elektrodvigateley-prostoy-sposob-opredeleniya/

Как легко найти начало и конец обмоток асинхронного двигателя

как определить начало и конец обмотки электродвигателя

12/10/ · Как легко обновить карты навигатора и его прошивку, через ucsatt.xn--e1aahiauengtsz.xn--p1ai: Alex. При подключении трех фазного асинхронного двигателя важно не перепутать “начала” и “концы” обмоток. Что делать если вдруг все-таки они перепутались.

08/01/ · Измерение сопротивления статора асинхронного двигателя должно быть сделано после остановки двигателя теми же приборами и тем же способом, каким производилось измерение холодного сопротивления. Как определить начала и концы фаз обмотки асинхронного двигателя. Как определить концы обмоток асинхронного двигателя.

Если у двигателя 4 вывода, то найдя концы обмоток и после замера, вы теперь легко разберетесь в этих четырех проводах, сопротивление меньше – рабочая, сопротивление больше – пусковая. Подключается все просто, на.

Балетки для танцев своими руками

Напряжения сети и схемы статорных обмоток электродвигателя. Статорные обмотки асинхронного электродвигателя имеют шесть концов. Схема подключения обмоток асинхронного двигателя: а — в звезду, б — в треугольник, в — исполнение схем «звезда» и «треугольник» на доске зажимов. Если в сети напряжения равно В, то обмотки статора двигателя должны быть соединены по схеме «звезда».

У некоторых двигателей концы фаз обмотки выведены на доску зажимов. По ГОСТу, начала и концы обмоток выводят. Если теперь необходимо соединить обмотки двигателя по схеме «звезда», зажимы, на которые выведены концы или начала , замыкают между собой, а к зажимам двигателя, на которые выведены начала или концы , присоединяют фазы сети.

Схемы подключения трехфазного асинхронного электродвигателя и сопутствующие вопросы

При соединении обмоток двигателя в «треугольник» соединяют, зажимы по вертикали попарно и к перемычкам присоединяют фазы сети. При определении схемы соединения обмоток можно пользоваться следующей таблицей:. Напряжение, указанное в паспорте электродвигателя, В. Определение согласованных выводов начал и концов фаз статорной обмотки. На выводах статорных обмоток двигателя обычно имеются стандартные обозначения па металлических обжимающих кольцах. Однако эти обжимающие кольца теряются.

Как определить начала и концы статорных обмоток электродвигателя

Тогда возникает необходимость определить согласованные выводы. Это выполняют в такой последовательности. Сначала при помощи контрольной лампы определяют пары выводов, принадлежащих отдельным фазным обмоткам рис.

Определение фазных обмоток при помощи контрольной лампы. К зажиму сети 2 подключают один из шести выводов статорной обмотки двигателя, а к другому зажиму сети 3 подключают один конец контрольной лампы. Другим концом контрольной лампы поочередно касаются каждого из остальных пяти выводов статорных обмоток до тех пор, пока лампа не загорится.

Если лампа загорелась, значит, два вывода, присоединенные к сети, принадлежат одной фазе. Необходимо следить при этом, чтобы выводы обмоток не замыкались друг с другом. Каждую пару выводов помечают например, завязав ее узелком.

Определив фазы статорной обмотки, приступают ко второй части работы — определению согласованных выводов или «начал» и «концов». Эта часть работы может быть выполнена двумя способами.

  • Как сделать нормальные адреса ячеек в excel
  • Способ трансформации. В одну из фаз включают контрольную лампу.

    Как определить начала и концы фаз обмотки асинхронного двигателя

    Две другие фазы соединяют последовательно и включают и сеть на фазное напряжение. Если эти две фазы оказались включенными так, что и точке О условный «конец» одной фазы соединен с условным «началом» другой рис.

    Лампа укажет наличие ЭДС небольшим накалом.

    Можно ли при беременности выводить чистотелом папиломы

    Если накал незаметен, то следует применить в качестве индикатора вольтметр со шкалой до 30 — 60 В. Определение начал и концов в фазных обмотках двигателя методом трансформации. Если в точке О встретятся, например, условные «концы» обмоток рис.

    Как найти начала и концы фаз обмотки электродвигателя?

    Суммарный поток будет близок к нулю, и лампа не даст накала вольтметр покажет О. В данном случае выводы, принадлежащие какой-либо из фаз, следует поменять местами и включить снова.

    Если накал у лампы есть или вольтметр показывает некоторое напряжение , то концы следует пометить. На одни из выводов, которые встретились в общей точке О, надевают бирку с пометкой Н1 начало I фазы , а на другой вывод — К3 или К2.

    Бирки К1 и Н3 или Н2 надевают па выводы, находящиеся в общих узелках завязанных при выполнении первой части работы с Н1 и К3 соответственно.

    Для определения согласованных выводов третьей обмотки собирают схему, представленную на рисунке 3, в.

    Как определить начала и концы обмоток электродвигателя

    Лампу включают в одну из фазе уже обозначенными выводами. Способ подбора фаз. Этот способ определения согласованных выводов начал и концов фаз статорной обмотки можно использовать для двигателей небольшой мощности — до 3 — 5 кВт. Определение «начал» и «концов» обмотки методом подбора схемы «звезда».

    После того как определены выводы отдельных фаз, их наугад соединяют в звезду по одному выводу от фазы подключают к сети, а по одному — соединяют в общую точку и включают двигатель в сеть. Если в общую точку попали все условные «начала» или все «концы», то двигатель будет работать нормально.

    Можно ли щенку йорка 4 месяца давать сухой корм

    Но если одна из фаз III оказалась «перевернутой» рис. В этом случае выводы любой из обмоток наугад например, I следует поменять местами рис.

    Если двигатель опять гудит и плохо работает, то фазу следует снова включить, как прежде как в схеме а , но повернуть другую фазу — III рис. Если двигатель и после этого гудит, то эту фазу следует также поставить по-прежнему, а повернуть следующую фазу — II.

    Как определить начала и концы фаз обмотки асинхронного двигателя 2ZV.ru

    Когда двигатель станет работать нормально рис. После этого можно собирать рабочую схему, указанную в паспорте двигателя.

  • Садовая дорожка из речных камней своими руками
  • Искать в Школе для электрика:. Способы подключения электродвигателей. Паспорт электродвигателя. При определении схемы соединения обмоток можно пользоваться следующей таблицей: Напряжение, указанное в паспорте электродвигателя, В.

    Напряжение в сети, В.

    Источник: https://ucsatt.xn--e1aahiauengtsz.xn--p1ai/kak-legko-nayti-nachalo-i-konets-obmotok-asinhronnogo-dvigatelya.php

    Определение начала и конца обмоток трехфазного электродвигателя

    В данной статье мы постарались максимально подробно объяснить, как правильно определить необходимые выводы обмотки асинхронного трехфазного электродвигателя, в частности АИР, для дальнейшего правильного его подключения.

    Определение пар выводов с помощью тестера

    Пара выводов — это конец и начало одной обмотки трехфазного электродвигателя. Для определения пары начало/конец одной обмотки используют тестер, установленный на предел измерения сопротивления:

    1. Первый щуп тестера подсоединяют к одному из выводов
    2. Вторым поочередно касаются остальных проводов.
    3. Если на какой-то паре покажется целостность цепи – это и будет одна из фазных обмоток
    4. Аналогично выделяются все обмотки
    5. Каждую из обмоток помечают

    Определение начала и конца одной обмотки

    При  подаче напряжения на любую из обмоток статора, оно индуцируется в оставшиеся 2 обмотки.

    https://www.youtube.com/watch?v=3V0zbYIOfZY

    Используя эту особенность, тестер и сеть низкого напряжения, можно определить начала и концы обмоток:

    1. Произвольно соединяются 2 вывода разных обмоток
    2. На оставшиеся концы обмоток подается низкое напряжение и проверяется напряжение на соединенных обмотках: (напряжение есть — значит соединенные провода — начало одной и конец другой обмотки. Напряжения нет — значит соединены 2 конца, либо 2 начала)
    3. Концы без напряжения условно помечаются как начала
    4. Повторяется опыт и соединяется уже найденное начало одной из обмоток с любым выводом на которое подавалось напряжение ранее. Теперь напряжение подается на оставшуюся обмотку.
    5. Поочередно, подобным образом, проверяются все обмотки.

    Найдя начала и концы обмоток, можно приступать к подключению асинхронного электродвигателя по схемам «звезда» либо «треугольник».

    Как видно из таблиц обмоточных данных электродвигателей серии АИР, большинство электродвигателей АИР предполагают подключение к сети 220/380 В. Соединив концы обмоток по схеме «треугольник» двигатель будет работать от питания 220 В, а по схеме «звезда» — от 380 В.

    Маркировка концов обмотки

    Как правило, выводы обмоток асинхронных электродвигателей АИР маркированы попарно и имеют такие обозначения:

    Фаза 1: С1 (начало) С4 (конец)

    Фаза 2: С2 (начало) С5 (конец)

    Фаза 3: С3 (начало) С6 (конец)

    Первоочередно определяют и выделяют каждую из пар обмоток электродвигателя. Но порой, для правильного подключения, необходимо определить концы и начала обмоток самостоятельно.

    Для более подробного просмотра электрических параметров — переходите к интересующей Вас модели электродвигателя АИР.

    Определение начала и конца обмоток электродвигателя обновлено: 17 февраля, 2020 автором: АИР Украины

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как рассчитать ток зарядки аккумулятора

    Источник: https://xn--80aqy.com.ua/poleznoe/obmotka-asinhronnogo-elektrodvigatelya/

    Соединение обмоток электродвигателя «треугольником» и «звездой»

    На сегодняшний день асинхронные электродвигатели большой мощности отличаются надежностью работы и высокой производительностью, удобством эксплуатации и обслуживания, а также приемлемой ценой. Конструкция этого типа двигателя позволяет выдерживать сильные механические перегрузки.

    Как известно, из основ электротехники, основными частями любого двигателя являются статичный статор, и вращающейся внутри его ротор.

    Оба эти элемента состоят из токопроводящих обмоток, при этом статорная обмотка находиться в пазах магнитопровода с соблюдением расстояния в 120 градусов. Начало и конец каждой обмотки выведены в электрическую распределительную коробку и установлены в два ряда.

    При подаче напряжения от трехфазной электросети на обмотки статора создается магнитное поле. Именно оно заставляет ротор вращаться.

    Как подключить электродвигатель правильно – знает опытный электрик.

    Подключение асинхронного двигателя к электрической сети осуществляется только по следующим схемам: «звезда», «треугольник» и их комбинации.

    Определение типа способа соединения

    Выбор того или иного подсоединения зависит от:

    • надежности энергосети;
    • номинальной мощности;
    • технических характеристик самого двигателя.

    Каждое соединение имеет свои плюсы и минусы в работе. В паспорте двигателя от завода-изготовителя, а также на металлическом лейбле на самом устройстве обязательно указана схема его подключения.

    При соединении «Звезда» все концы статорных обмоток сходятся водной точке, а напряжение поступает  на начало каждой из них. Подключение двигателя «звездой» гарантирует плавный, безопасный пуск агрегата, но на начальном этапе наблюдается значительная потеря нагрузки.

    Подключение «треугольником» подразумевает последовательное соединение обмоток в замкнутую структуру, т.е.начало первой фазы соединяют с концом второй и. т.д.

    Такое соединение дает выходную мощность до 70% от номинальной, но в таком случае существенно возрастают пусковые токи, что может спровоцировать поломку электродвигателя.

    Существует также комбинированное соединение «звезда-треугольник» (такой значок Y/Δ обязательно должен значиться на корпусе мотора). Представленная  схема вызывает  скачки тока в момент переключения, которые приводят к тому, что скорость вращения ротора быстро снижается, а потом  постепенно входит в норму.

    Комбинированные схемы актуальны для электромоторов мощностью свыше 5 кВт.

    Зависимость выбора от напряжения

    Сейчас в промышленности более применимы асинхронные трехфазные электродвигатели отечественного производства, рассчитанные на номинальное напряжение от сети220/380 В. (агрегаты на 127/220 В уже редко используются).

    Схема подключения «треугольник»- единственно верная для подключения к российским энергосетям зарубежных электромоторов номинальным напряжением 400-690 В.

    Подключение трехфазного двигателя любой мощности осуществляется по определенному правилу: агрегаты низкой мощности присоединяются по схеме «треугольник», а высокомощные – только «звездой».

    Так электромотор прослужит долго и проработает без сбоев.

    Способ «звезды» применяется при подключении трехфазных асинхронных двигателей номинальным напряжением 127/220 В к однофазным сетям.

    Как снизить пусковые токи электродвигателя?

    Явление значительного повышения пусковых токов при запуске высокомощных устройств, подсоединенных по схеме Δ, приводит в сетях с перегрузкой к кратковременному падению напряжения ниже допустимого значения.

    Все это объясняется особой конструкцией асинхронного электродвигателя, у которого ротор с большой массой обладает высокой инерционностью.

    Поэтому на начальном этапе работы мотор перегружается, особенно это актуально для роторов центробежных насосов, турбинных компрессоров, вентиляторов, станочного оборудования.

    Чтобы снизить влияние всех этих электротехнических процессов, используют подключение электродвигателя «звездой» и «треугольником». Когда двигатель набирает обороты, ножи специального переключателя (пускателя с несколькими трехфазными контакторами) переводит обмотки статора со схемы Y на Δ.

    Для реализации смены режимов кроме пускателя нужно специальное реле времени, благодаря которому происходит  временная задержка 50-100 мс при переключении и защита от трехфазного короткого замыкания.

    Сама процедура использования комбинированной схемы Y/ Δ эффективно помогает уменьшить пусковые токи мощных трехфазных агрегатов. Происходит это следующим образом:

    При подаче напряжения 660 В по схеме «треугольник», каждая обмотка статора получает 380 В (√3 раза меньше), а, следовательно, по закону Ома, в 3 раза уменьшается сила тока. Поэтому при запуске в свою очередь в 3 раза снижается мощность.

    Но такие переключения возможны только для моторов с номинальным напряжением 660/380 В при включении их в сеть с такими же значениями напряжения.

    Опасно подключать электродвигатель с номинальным напряжением 380/220 В в сеть 660/380 В, его обмотки могут быстро перегореть.

    И также помните, что вышеописанные переключения недопустимо применять для электромоторов, у которых на валу размещена нагрузка без инерции, к примеру, вес лебедки или сопротивление поршневого компрессора.

    Для такого оборудования устанавливают специальные трехфазные электрические двигатели с фазным ротором, где реостаты уменьшают значение токов при пуске.

    Чтобы изменить направление вращения электромотора, необходимо сменить местами две любые фазы сети при любом типе подключения.

    Для этих целей при эксплуатации асинхронного электродвигателя применяют специальные электроаппараты ручного управления, к которым относятся реверсивные рубильники и пакетные переключатели или более модернизированные приборы дистанционного управления — реверсивные электромагнитные пускатели (рубильники).

    Источник: https://electriktop.ru/oborudovanie/soedinenie-zvezdoj-i-treugolnikom.html

    Как найти начало и конец обмотки электродвигателя

    Соединение обмоток двигателя чаще всего производится внутри статора. В коробку при этом выводят 3 провода, уже готовые к подаче на них питающего напряжения. Как вариант, обмотки могут быть соединены непосредственно в коробке. В этом случае необходимо предварительно определить, какие из 6 выводов являются концами, а какие – началами.

    Эта статья поможет вам разобраться, как найти начало и конец обмотки электродвигателя, если выведенные в клеммную коробку провода:

    • не промаркированы (или маркировочные бирки были утеряны);
    • не имеют внешних различий (по цвету);
    • не разделены на группы по 3 вывода.

    Как найти начало и конец обмотки электродвигателя: основные приемы

    Для выполнения этой задачи потребуются:

    • какой-либо электрический тестер (омметр, мультиметр);
    • лампа контрольная;
    • маркер и наклейки (или кусочки трубки из ПВХ).

    Определение начал и концов статорной обмотки электродвигателя начинается с разделения проводов на пары, принадлежащие одной обмотке. Это делается следующим образом:

    • мультиметр, предварительно переключенный на 200 Ом, ставим одним из щупов на произвольный конец обмотки;
    • далее используем метод перебора, дотрагиваясь вторым щупом до всех выводов поочередно, пока показания прибора не примут отличное от 0 значение;
    • аналогичный подход применяем, чтобы отметить 2 другие пары.

    Итак, мы получаем 3 пары проводов, но для соединения этой информации недостаточно. Чтобы отметить конец и начало для каждой обмотки, потребуется:

    • Соединить выводы 2 обмоток.
    • Замерить напряжение на третьей обмотке с помощью вольтметра (также можно применить контрольную лампу).
    • Если показатели напряжения нулевые, значит 2 обмотки были соединены встречно. Необходимо изменить порядок их соединения на последовательный и промаркировать провода.
    • Повторяем предыдущую схему, чтобы найти начало и конец третьей обмотки.

    Точность определения начал и концов статорной обмотки

    В завершение работы рекомендуется проверить точность полученных результатов, для этого:

    • соединяем обмотки соответствующим образом – «звездой» или «треугольником», в зависимости от модели двигателя;
    • подключаем двигатель без нагрузки;
    • при необходимости корректируем направление вращения вала (меняем местами фазы).

    Таким образом, начало и конец обмоток трехфазного электродвигателя можно достоверно определить, не разбирая при этом двигатель.

    Источник: https://www.szemo.ru/press-tsentr/article/kak-nayti-nachalo-i-konets-obmotki-elektrodvigatelya/

    Схема подключения трёхфазного двигателя

    Бывалому электрику ясна схема подключения магнитного пускателя. Понятно ему и как подключить асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети. Но для домашнего мастера далёкого от электричества бывает сложным делом запустить дома станок, причем не имеет значения у него одна фаза или три В этой статье мы разберем как подключить трёхфазный асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети переменного тока.

    Схема соединения обмоток: звезда и треугольник

    Начнем с двигателя, в нём, как известно есть обмотки, но так как он трёхфазный, то и обмотки обычно три (если двигатель односкоростной). Как и любую трёхфазную нагрузку их можно соединить либо звездой, либо треугольником. При подключении звездой — концы всех обмоток соединяют в одной точке, а в треугольнике соединяют конец первой, с началом второй, конец второй с началом третьей, конец третьей с началом первой обмотки.

    На рис. 1 изображены эти схемы. На чертежах встречаются в двух вариантах, либо обмотки располагают, повторяя анатомически фигуры звезды и треугольника, либо в более привычном для электрическом схем виде, поэтому на рисунке представлены оба варианта. Цветными линиями условно показаны провода для подключения.

    Рисунок 1 — Схемы подключения обмоток электродвигателя

    Провода от обмоток электродвигателей выведены в клеммную коробку и закреплены на клеммниках. Эта клеммная коробка называется брно (или борно, а как её называете ВЫ?).

    В зависимости от двигателя в брно может быть 3 или 6 проводов.

    Если там шесть проводов (начало и конец каждой обмотки) — вы можете выбрать схему подключения для вашего случая и на шильдике указываются 2 номинальных напряжения (об этом поговорим ниже), если провода 3 — то обмотки соединены с завода по звезде или треугольнику, тогда на шильдике указывается 1 номинальное напряжение. Чтобы изменить схему подключения — нужно разбирать двигатель, искать места соединения обмоток, разъединять их и делать отводы в брно (см. рис. 3).

    Рисунок 2 — клеммник электродвигателя: а — 6 проводов (возможно изменение схемы соединения обмоток); б – 3 провода на клеммнике. Рисунок 3 — Подключение дополнительных выводов непосредственно к обмотке электродвигателя

    Схема подключения выбирается в зависимости от номинальных напряжений электродвигателя и напряжения в электросети, к которой его будут подключать.

    Например, у нас есть трёхфазная электросеть с фазным напряжением в 220 вольт, а линейным — 380, стандартные величины для РФ. Нам нужно подключить электродвигатель, что выбрать звезду или треугольник? Осмотрим шильдик электродвигателя, на нем должны быть указаны номинальные напряжения для каждой из схем.

    Рисунок 4 — шильдики электродвигателей: а) номинальные напряжения 220/380 для треугольника и звезды соответственно; б) то же самое, но на 380/660; в) без возможности схемы соединения обмоток, номинальное напряжение 380В.

    Разберем обозначения двигателей представленные на рисунке 4 подробнее:

    а) — подключается по звезде к сети 380/220 (самый распространенный случай) или подключается по треугольнику к сети 127/220 (довольно редкий вариант), либо к трёхфазным частотным преобразователям с однофазным входом на 220В; б) подключается к сети 380/220 только по схеме «треугольник», но возможен запуск с переходом со звезды на треугольник (для уменьшения пусковых токов при пуске двигатель включают по звезде и на обмотки поступает пониженное напряжение, после разгона обмотки переключают в «треугольник» и на них уже поступает номинальное напряжение); в) без возможности переключения обмоток, они уже соединены по схеме звезды и рассчитаны на подключение к 380В, для подключения, например, к однофазной сети такой двигатель необходимо вскрыть для вывода концов обмоток и соединения их в «треугольник»., как было показано на рис. 3 Рисунок 5 — различные варианты клеммников для 3 и 6 проводов

    С напряжениями и схемами разобрались, идём дальше, чтобы понять, как собрать ту или иную схему. К шпилькам клеммников провода от начал и концов обмоток подключаются строго в определенном порядке, так, чтобы с помощью трёх перемычек можно (или двух перемычек) было собрать звезду или треугольник с минимальным количеством действий. Перемычки, конечно, зачастую стоят из куска провода, но с завода двигатели поставляются с небольшими шинками соответствующих размеров и формы, что мы рассмотрим далее.

    Так чтобы была возможность легко и правильно соединить обмотки, их концы располагают следующим образом: начало первой обмотки над концом третьей, начало второй концом первой и начало третьей над концом второй (вспомните схемы на рисунке 1).

    Рисунок 6 – Расположение концов обмоток на шпильках клеммника и схемы соединения шпилек перемычками (в нижней части рисунка) для треугольника и звезды Рисунок 7 – На крышках брно многих двигателей есть обозначения соответствующих схем, как памятка (справа) Рисунок 8 — Фото положения перемычек для треугольника и звезды

    Схема подключения

    С выбором схемы соединения обмоток разобрались, идём дальше. В простейшем случае, двигатель может подключаться напрямую к автоматическому выключателю.

    Рисунок 9 — Схема прямого пуска асинхронного двигателя

    Но этот вариант не удобный и не надёжный, хотя бы потому что автоматический выключатель создан для защиты и аварийного выключения цепи, а не для её постоянного рабочего включения и выключения. Для этого есть специальный прибор, такой как контактор или магнитный пускатель.

    Они бывают разными как по силе коммутируемого тока, так и по номинальному напряжению их катушки. Ниже будут приведены схемы для пускателей с катушкой на 220 вольт, схемы на 380 аналогичны, но один из проводов катушки следует соединить не с нулем, а со второй фазой.

    Контактор – это электромагнитный коммутационный прибор. Работает, как и обычное реле: чтобы привести его контакты в движение нужно подать на катушку напряжение.

    Рисунок 10 — Назначение элементов контактора, катушка обозначается буквами A1 и A2 (на рисунке она на 220В обратите внимание, где это обозначается), силовые контакты L1(1), L2(3), L3(5), T1(2), T2(4), T3(6), а блок контакты 13, 14 NO (normal open), если они нормально-разомкнутые или NC (normal closed), если нормально-замкнутые.

    Пускатели и контакторы обычно включают через кнопочные посты, это одна или несколько кнопок без фиксации. В каждой кнопке есть две пары контактов — нормально-замкнутая и нормально-разомкнутая.

    Рисунок 11 — Кнопочный пост

    Рассмотрим первую самую простую схему. Здесь двигатель будет работать только пока нажата кнопка «ПУСК». Если вместо кнопки поставить тумблер, то двигатель будет вращаться пока тумблер включен — такое решение подходит для большей части применений.

    Рисунок 12 —Нереверсивная схема магнитного пускателя без самоподхвата, здесь: QF — автоматический выключатель, КМ-1 (слева) – силовые контакты магнитного пускателя, КМ-1 (справа) — катушка пускателя

    Но если вам нужно, чтобы двигатель запускался и останавливался от кнопок «ПУСК» и «СТОП», следует использовать схему с самоподхватом.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подключить датчик уровня топлива

    Рисунок 13 — Нереверсивная схема магнитного пускателя с самоподхватом, здесь: QF — автоматический выключатель, КМ-1 (слева) – силовые контакты магнитного пускателя, КМ-1 (справа) — катушка пускателя, КМ-1.1 — нормально-разомкнутый блок контакт пускателя

    Принцип работы схемы:

    Когда автоматический выключатель QF включен на силовых контактах контактора и цепи управления появляется напряжение. Через нормально-замкнутую кнопку «СТОП» подаётся напряжение на нормально-разомкнутую кнопку «ПУСК» и блок-контакт. При нажатии кнопки «ПУСК» подаётся напряжение на катушку, контактор срабатывает, замыкаются его силовые контакты, замыкается и блок контакт.

    Когда кнопку пуск отпускают — контактор остаётся включенным, поскольку ток катушки течет через блок контакт КМ-1.1. Именно это и называется «самоподхват». Чтобы отключить двигатель — нужно разорвать цепь катушки, для этого нажимают на кнопку «Стоп».

    Но далеко не во всех случаях достаточно вращения двигателя в одном направлении, есть ряд примеров, когда необходимо обеспечить реверс.

    Для реверсирования трёхфазных асинхронных двигателей следует поменять местами две любые фазы (см. подключение цветных проводов на рис. 14).

    Рисунок 14 — Реверсивная схема с самоподхватомТакую схему часто называют «реверсивная схема пускателя»

    Фактически, реверсивная схема подключения трёхфазного двигателя– это две нереверсивных схемы. Разберем отличия.

    Здесь добавлена блокировка на нормально-замкнутых контактах контакторов КМ-1.2 и КМ-2.2. Они подключаются в цепь катушки противоположного контактора (КМ2.2 в цепь катушки КМ-1 и наоборот), электрики называют это «защитой от дурака», она защищает от случайного включения контактора, отвечающего за движение в противоположную сторону (когда включен КМ-1 нельзя включать КМ-2 и наоборот).

    Если включить оба контактора сразу — произойдет межфазное замыкание.

    Второе отличие как раз с этим и связано. Обратите внимание, как подключены силовые контакты КМ-2, а именно на то, как подключен красный проводник. С помощью этого контактора и происходит смена чредования фаз в обмотках двигателя и, как следствие, вращение в другую сторону.

    Для смены направления вращения нужно остановить двигатель кнопкой «СТОП» и снова запустить уже в другом направлении.

    Соответственно для сборки такой схемы либо в контакторе должно быть две пары блок контактов (нормально-замкнутый и нормально-разомкнутый), либо устанавливать на такой контактор как был показан выше приставку с блок-контактами.

    Рисунок 15 — Контактор и приставка с дополнительными контактами

    Заключение

    Встречаются и другие схемы, например, без самоподхвата, для подключения тельферов и грузоподъемных механизмов, с тепловыми реле и универсальными устройствами для защиты двигателя и рассмотреть их все в пределах одной статьи сложно, поэтому предлагаю поделиться опытом и обсудить эту тему в комментариях.

    Источник: https://vk.com/@etm_company-shema-podkluchenie-trehfaznogo-dvigatelya

    Определение начала и конца обмоток электродвигателя

    Здравствуйте, дорогие посетители и постоянные читатели сайта «Заметки электрика».

    Продолжаю серию статей из раздела «Электродвигатели». В прошлых статьях я рассказывал Вам про устройство асинхронного двигателя, соединение в звезду и треугольник его обмоток, провел эксперимент подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть.

    Бывают ситуации, когда Вы подходите к двигателю с целью подключить его в сеть, а в клеммной колодке находятся 6 проводов, совершенно без бирочек и маркировки.

    Что делать в такой ситуации? 

    Делается это не очень трудно. В качестве примера я покажу Вам наглядно как определить начало и конец обмоток электродвигателя АИР71А4.

     Шаг 1

    Самым первым шагом в определении начала и конца обмоток асинхронного двигателя является написание бирочек (кембриков). Для этого воспользуемся трубкой ПВХ диаметром 5 (мм) и маркером.

    Нарезаем из трубки ПВХ шесть отрезков одинаковой длины и подписываем их маркером.

    Про маркировку обмоток трехфазного асинхронного двигателя я Вам рассказывал в статье про соединение звездой и треугольником. Кто забыл, то переходите по ссылке и читайте.

    Вот что получилось.

     Шаг 2

    Вы уже знаете, что обмотка статора асинхронного двигателя состоит из 3 обмоток, сдвинутых относительно друг друга на 120 электрических градуса. Так вот вторым шагом в определении начала и конца обмоток асинхронного двигателя  является определение принадлежности всех шести выводов к соответствующим обмоткам.

    Как это делается?

    Можно воспользоваться обычным омметром, но я предпочитаю использовать цифровой мультиметр. Кстати, скоро в свет выйдет интересная и подробная статья о том, как пользоваться мультиметром при проведении различных видов электрических измерений.

    Чтобы не пропустить выход новых статей на сайте, Вам необходимо подписаться на получение новостей в конце статьи или в правой колонке сайта.

    Итак, с помощью мультиметра определяем первую обмотку. Переключатель режима работы  мультиметра ставим в положение 200 (Ом).

    Одним щупом встаем на любой из шести проводников. Вторым ищем его конец. Как только попадаем на искомый проводник, показания мультиметра покажут нам значение отличное от нуля. В моем примере это 14,7 (Ом).

    Это и есть первая обмотка статора нашего электродвигателя. Одеваем на нее бирки U1 и U2 в произвольном порядке.

    Аналогично продолжаем искать остальные две обмотки.

    На найденные обмотки одеваем бирочки (кембрики), соответственно, V1, V2 и W1, W2.

    В итоге получаем шесть проводов с надетыми на них бирочками (кембриками) в произвольной форме.

    Шаг 3

    Чтобы перейти к третьему шагу определения начала и концов обмоток трехфазного электродвигателя необходимо вкратце вспомнить теорию электротехники.

    Кстати, кое-что Вы уже можете почитать в разделе «Электротехника». Правда этот раздел еще не наполнен статьями, все руки до него не доходят. Также можете почитать мой отзыв про курс электротехники от Михаила Ванюшина. Я его приобрел в свой архив и совсем не пожалел.

    Итак, две обмотки, находящиеся на одном сердечнике, можно подключить либо согласовано, либо встречно.

    При согласованном включении двух обмоток возникнет электродвижущая сила ЭДС, состоящая из суммы ЭДС первой и второй обмоток. Таким образом, в этих обмотках возникает процесс электромагнитной индукции, который наводит в рядом расположенной обмотке ЭДС, т.е. напряжение.

    Если же две обмотки подключить встречно, то сумма ЭДС этих двух обмоток будет равна нулю, т.к. ЭДС каждой обмотки будут направлены друг на друга, и тем самым компенсируют друг друга. Поэтому в рядом расположенной обмотке ЭДС не наведется или наведется, но очень малой величины.

    Перейдем к практике.

    Берем первую катушку (U1и U2) и соединяем ее со второй (V1 и V2) следующим образом. Напоминаю, что эти обозначения у нас условные.

    Эта же схема на моем примере.

    На вывод U1 и V2 подаем переменное напряжение порядка 100 (В). Можно подать напряжение и 220 (В), но я ограничился 100 (В).

    После этого с помощью вольтметра или мультиметра производим измерение переменного напряжения на выводах W1 и W2.

    Если мультиметр покажет некоторое значение напряжения, то первая и вторая обмотки включены согласовано. Если напряжение на выводах будет равняться нулю или иметь совсем маленькое значение, то значит обмотки включены встречно.

    Смотрим, что получилось в нашем случае.

    Замеряю напряжения на выводах W1 и W2. Получаю значение около 0,15 (В). Это очень маленькое значение, поэтому я делаю вывод, что обмотки я подключил встречно. Поэтому на второй обмотке я меняю местами бирочки V1 и V2 и снова провожу измерение.

    После замены на выводах W1 и W2 я измерил напряжение порядка 6,8 (В). Это уже что-то похожее на правду.

    Делаю вывод, что первая (U1 и U2) и вторая (V1 и V2) обмотки подключены согласовано, а значит, данная маркировка их начал и концов верна.

    Осталось дело за малым – это найти начало и конец у третьей обмотки (W1 и W2). Все делаем аналогично, только подключаем их согласно схемы, приведенной ниже.

    Измерение переменного напряжения проводим на выводах V1 и V2.

    Получилось напряжение 6,8 (В). Значит маркировка начала и конца третьей обмотки верна.

     Шаг 4

    После определения начала и конца обмоток трехфазного асинхронного двигателя необходимо проверить себя. Для этого соединяем звездой или треугольником обмотки в зависимости от типа двигателя и напряжения сети. В нашем случае обмотки двигателя я соединил треугольником.

    Подаю питающее трехфазное напряжение на обмотки – двигатель работает.

    Можно сделать вывод, что начала и концы обмоток двигателя мы нашли правильно.

    Существует еще несколько способов определения начала и концов обмоток электродвигателя, но лично я пользуюсь именно этим.

    Для наглядности предлагаю посмотреть видео:

    Источник: http://zametkielectrika.ru/opredelenie-nachala-i-konca-obmotok-elektrodvigatelya/

    Определение выводов обмоток

    17 июля 2013.
    Категория: Электротехника.

    Перед тем как выполнять соединение в звезду, треугольник, зигзаг, всегда приходится решать две задачи: определять, какие выводы принадлежат той или иной обмотке; определять, какой из них является началом обмотки, какой концом.

    Определение принадлежности выводов к одной обмотке

    На рисунке 1, а условно изображены обмотки трехфазного электродвигателя, выведенные на зажимы щитка 1. На щитке может не оказаться надписей, например 1Н, 2Н, 3Н (начала) и 1К, 2К и 3К (концы), а если надписи и есть, то, во всяком случае, полезно убедиться в том, что они правильны.

    Рисунок 1. Определение выводов обмоток трехфазного двигателя.

    Для этого вначале проверяют изоляцию каждого вывода относительно земли (рисунок 1, а), пользуясь мегаомметром 2. Один провод 3 от мегаомметра заземляют (присоединяют к корпусу электродвигателя), другой 4 поочередно присоединяют к каждому из шести зажимов щитка и, вращая рукоятку мегаомметра, убеждаются в исправности изоляции.

    Затем провод 3 присоединяют к одному из выводов на щитке, например к выводу 2К (рисунок 1, б), и, вращая рукоятку мегаомметра, поочередно прикасаются к остальным пяти зажимам проводом 4.

    В нашем примере на зажимах 1Н, 3Н, 1К и 3К мегаомметр покажет «изоляцию» и только в одном случае, а именно при присоединении к зажиму 2Н,– «короткое». Отсюда следует, что зажимы 2К и 2Н принадлежат одной и той же обмотке.

    Так проверяют каждый вывод относительно всех остальных, и в итоге должны обнаружиться три пары зажимов, принадлежащих соответствующим обмоткам.

    Если начала и концы обмоток выводятся на щиток электродвигателя, то расположение зажимов таково, что при установке вертикальных перемычек (рисунок 1, в) получается соединение в треугольник. Если установить перемычки горизонтально (рисунок 1, г), электродвигатель будет соединен в звезду.

    Если сопротивление обмоток невелико, то аналогичную проверку можно выполнить с помощью лампочки и батарейки, тестера, звонка, от сети через лампочку и тому подобного.

    Предупреждение.

    Нужно иметь в виду следующее: а) обмотки электрических машин обладают большой индуктивностью, поэтому при испытании их даже от батарейки при ее отсоединении от обмотки может возникнуть импульс в несколько десятков вольт; б) обмотки имеют общий стальной магнитопровод, то есть представляют собой своеобразный трансформатор.

    Значит, при работе с одной обмоткой не исключено появление напряжения на выводах других обмоток. При испытании постоянным током это будут импульсы, которые возникнут при включении и отключении, при испытании переменным током – напряжение переменного тока. Одним словом, прикасаясь к зажимам, нужно провод держать за изоляцию.

    Определение выводов трансформаторов

    Определять принадлежность выводов у обмоток трансформаторов нужно с помощью мегаомметра или другого источника постоянного тока. Переменный ток для этих целей применять ОПАСНО.

    Почему? Потому что первичные и вторичные обмотки трансформаторов имеют разные числа витков, из-за чего в процессе испытания на выводах трансформатора может появиться опасное напряжение.

    Пусть, например, испытывается трансформатор на напряжение 6600 / 220 В, коэффициент трансформации которого равен 30 (6600 / 220 = 30). Допустим, на вторичную обмотку через лампочку подано 40 В. На выводах первичной обмотки при этом окажется 40 × 30 = 1200 В.

    Начала и концы обмоток

    Обмотки могут навиваться в двух направлениях: по часовой стрелке и против часовой стрелки 1. Как они фактически навиты, не видно, но тем не менее при помощи простого опыта легко определить, какие выводы являются их началами, какие – концами.

    Допустим, что обмотки навиты в одном, безразлично каком, направлении (рисунок 2, а). Переменный магнитный поток Ф индуктирует в каждой из них электродвижущие силы (э. д. с.) E1 и E2, пропорциональные соответственно числам витков.

    Так как направление намотки одинаково, то нетрудно себе представить, что одна обмотка как бы является продолжением другой и, стало быть, в каждый момент направления э. д. с. в них совпадают.

    Это значит, что верхние их выводы A и a или нижние X и x имеют потенциал одного и того же знака – положительный или отрицательный, что и обозначено на рисунке 2, а знаками + и –.

    Рисунок 2. Определение взаимного направления намотки двух обмоток, расположенных на одном стержне.

    Ясно, что при различном направлении намотки (рисунок 2, б) направления э. д. с. E1 и E2 прямо противоположны, то есть сдвинуты на 180°.

    Отсюда следует практический вывод. Чтобы определить взаимное направление намотки двух обмоток, их соединяют между собой как показано на рисунке 2, в, а к свободным концам подводят переменное напряжение. Для предотвращения чрезмерно большого тока в схему введено добавочное сопротивление R. Измеряют общее напряжение UAa между выводами A и a, напряжение UAX на одной обмотке и напряжение на другой обмотке Uax и сравнивают их.

    Рисунок 3. Меры безопасности при разметке зажимов.

    Если UAa равно разности UAX и Uax, то обмотки навиты в одном направлении в их э. д. с. изображаются векторной диаграммой на рисунке 2, г, например UAa = 40 В, UAX = 100 В, Uax = 60 В.

    Если UAa равно сумме UAX н Uax, то обмотки навиты в разных направлениях, например UAX = 100 В; Uax = 60 В; UAa = 160 В. Векторная диаграмма дана на рисунке 2, д.

    Обращается внимание на необходимость подводить напряжение к свободным выводам обеих обмоток (A и a, если X и x соединены; X и x, если A и a соединены; A и X, если a и x соединены; a и x, если A и X соединены и так далее) и на недопустимость подводить напряжение только к одной обмотке 2.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что входит в обязанности ответственного за электрохозяйство

    Почему? Потому что, подводя напряжение к одной обмотке, мы рискуем получить на других обмотках высокое напряжение. Рассмотрим пример.

    На рисунке 3 показано распределение напряжений при определении направления обмоток трансформатора с обмоткой низшего напряжения из 50 витков и с обмоткой высшего напряжения из 1500 витков.

    Если напряжение 100 В подведено к свободным выводам, а обмотки навиты в одном направлении (рисунок 3, а), то при испытании напряжения будут равны примерно 3,3; 96,7 и 100 В. Если обмотки навиты в разных направлениях, напряжения будут примерно 3,4; 103,4 и 100 В (рисунок 3, б).

    Если же напряжение 100 В подведено к обмотке низшего напряжения (рисунок 3, в), то между выводами обмотки высшего напряжения получится 3000 В, что, безусловно, опасно.

    На рисунке 4, а показана схема определения взаимного направления обмоток с помощью постоянного тока. К обмотке, имеющей больше витков (по соображениям безопасности), подводят напряжение 2 – 12 В от батареи. При включении рубильника Р следят за отклонениями гальванометров Г1 и Г2. Если их стрелки отклоняются в одну и ту же сторону, значит, направление обмоток одинаково. Отклонения в разные стороны указывают на разные направления обмоток.

    Рисунок 4. Определение взаимного направления обмоток с помощью постоянного тока.

    Постоянным током удобно пользоваться для определения начал и концов обмоток электродвигателей. С этой целью предварительно определяют принадлежность выводов к той или другой обмотке.

    Затем выводы одной обмотки условно обозначают 1Н (начало) и 1К (конец) и присоединяют к ним через рубильник Р источник постоянного тока напряжением 2 В, как показано на рисунке 4, б. К выводам другой обмотки присоединяют милливольтметр mV.

    Если к условному началу 1Н присоединен плюс источника тока и если стрелка милливольтметра при отключении рубильника отклоняется вправо, то вывод обмотки, к которому присоединен зажим милливольтметра » + «, также является ее началом и должен быть обозначен 2Н.

    Однако если к условному началу 1Н присоединен плюс источника постоянного тока, но стрелка гальванометра при отключении рубильника отклоняется влево, то вывод обмотки, к которому присоединен зажим милливольтметра «+», является ее концом и должен быть обозначен 2К. Этот случай на рисунке 4, б не рассматривается.

    Определив начало 2Н и конец 2К второй обмотки, тем же способом определяют начало 3Н и конец 3К.

    1 Иногда говорят «левая намотка» и «правая намотка».
    2 На специальные испытания, проводимые персоналом электролабораторий, эти ограничения не распространяются.

    Источник: https://www.electromechanics.ru/electrical-engineering/510-determination-of-the-findings-of-the-windings.html

    Как определить начало и конец обмотки в двигателе

    В этой статье я расскажу способ, как определить начало и конец обмотки в асинхронном трёхфазном двигателе.

    Когда вам может потребоваться данный материал? Только в том случае, если у вас имеется в коробке брно шесть проводов одинакового цвета и на них нет никаких обозначений. Или ваш двигатель был соединен треугольником, а вы хотите получить возможность соединить его звездой. Как это сделать я писал здесь. Чтобы проще было объяснять материал, сначала пройдемся по принятым маркировкам выводов обмоток двигателей.

    Выводы асинхронного двигателя. Маркировка выводов асинхронного двигателя

    Встречаются различные маркировки выводов обмоток двигателя. Отечественная маркировка от С1 до С6 и международная, которую вы видите на рисунке.

    В наше время встречаются обе маркировки, но для «обучения» мы будем применять новые обозначения, как более наглядные. Ранее, я уже говорил, что начало и конец обмоток понятия абсолютно условные, главное условие, которое играет важную роль это такое соединение обмоток, когда магнитные потоки не направлены встречно. Если два одинаковых потока направить встречно, они как бы уничтожают друг друга.

    Нам же надо получить согласованное направление магнитных потоков. В двигателе находятся три обмотки. Грубо говоря, двигатель, это трансформатор с тремя обмотками и сердечником в виде статора. Таким образом, обмотки в двигателе связывает магнитный поток, который протекает по статору, а его создает ток, который протекает по обмоткам.

    Ротор – это лишь приятная «вкусняшка», наличие которой позволяет получить из электрической энергии механическую.

    Начало и конец обмоток электродвигателя

    Ну что ж, приступим. Прежде, чем начинать процедуру, вам нужно подготовиться. Для этого вам потребуются:

    • мультиметр или лампа накаливания (предпочтительнее, конечно же, мультиметр)
    • маркеры для проводов
    • знание техники безопасности, поскольку вы будете работать с опасным напряжением
    • обычная сетевая вилка с проводом
    • что-то, чем вы будете соединять провода, когда приступите к поиску выводов обмотки
    • ну и материал данной статьи.

    В качестве маркеров можно использовать кембрики, бумагу с резинками, цветную изоленту и обычные перманентные маркеры, в общем, что угодно, что позволит вам промаркировать выводы. Вам потребуется шесть маркеров, на которых вы напишете обозначения начала и концов обмоток.

    Первым делом нужно определить обмотки двигателя

    Названия обмоток тоже абсолютно условны. Хотя, если принимать в расчёт такое понятие, как фазировка, то правильное включение дает точное представление о том, в какую сторону будет вращаться вал двигателя и не более того. Выставляете мультиметр в режим прозвонки, один щуп прикладываете к любому из шести проводов, вторым щупом находите конец, который будет прозваниваться. И эту пару звонящихся концов маркируете. Пусть это будут U1 и U2. Остается четыре конца.

    Повторяете операцию и еще одну пару снова маркируете. Пусть это будут V1 и V2. Осталась еще пара концов, их проверяете на всякий случай, чтобы быть уверенными, что обмотка в исправном состоянии и тоже маркируете оставшимися маркерами W1 и W2. Теперь у вас есть три обмотки и вы знаете их выводы. Но не знаете, где начало, а где конец каждой обмотки.

    Другими словами, вы не знаете, как направлены магнитные потоки этих обмоток согласно имеющейся маркировке, поскольку она сейчас носит случайный характер.

    Как определить начало и конец обмоток

    Приступаем к поиску концов. Снова предупрежу о технике безопасности, поскольку сейчас вы будете работать с опасным напряжением 220 вольт. Сама процедура очень простая. Вам надо на одну обмотку присоединить лампу или вольтметр (мультиметр, в режиме измерения напряжения), а две других обмотки соединить последовательно и подать на них напряжение. Теперь рассмотрим эту процедуру подробнее.

    С присоединением лампы или вольтмера проблем не возникнет. Допустим это будет обмотка W1-W2. Остается две обмотки. Согласно имеющимся маркерам вы соединяете их в таком порядке, как это показано на рисунке, а именно соединяете между собой U2 и V1.

    На выводы U1 и V2 подаете ПЕРЕМЕННОЕ напряжение 220 вольт. Обратите внимание, именно переменное, поскольку постоянное превратит наш двигатель в электромагнит, но при этом напряжение в третьей обмотке наводиться не будет.

    На реальном двигателе это будет выглядеть, как на фотографии ниже:

    Обратите внимание, я специально выделил одним цветом (зеленым) соединенные обмотки на схеме и на фотографии. Теперь, если магнитные потоки обмоток совпадут, то в третьей обмотке будет наведено напряжение. Если посчитать грубо, то чуть меньше 100 вольт. Следовательно, лампочка на третьей обмотке начнет светиться, но не в полный накал.

    Если же магнитные потоки будут направлены встречно, то в третьей обмотке напряжение наводиться не будет и лампочка не загорится. Если лампочка загорелась, все отлично, придумайте, как навсегда промаркировать выводы обмоток и приступаем к третьей. Если лампочка не загорелась, значит меняем местами выводы любой обмотки.

    Пусть это будет обмотка V1V2 (то есть, если раньше была схема U1→U2→V1→V2, то теперь будет схема  U1→U2→V2→V1) и снова проверяем.

    Лампочка засветилась? Отлично! Но прежде чем переходить к третьей обмотке, поскольку мы определили условные начала и концы двух обмоток нужно придумать, как навсегда промаркировать эти выводы, чтобы в дальнейшем вам не пришлось возвращаться к данной процедуре. Теперь будем работать только с третьей обмоткой. Маркеры первых двух трогать уже не будем.

    К любой из найденных обмоток подключаем третью, а на освободившуюся подключаем лампочку. То есть на обмотку (пусть будет) U1U2 мы теперь подключаем вольтметр или лампочку, а соединяем обмотки V1→V2→W1→W2. И все повторяем по новой. С одним условием, что маркеры обмоток U и V мы не трогаем. Если лампочка при проверке не загорается, то меняем маркеры только на обмотке W.

    Как видите, процедура не слишком сложная и при необходимой сноровке займет не больше 15 минут.

    Есть и другие методы определения начал и концов обмоток, но они более сложные и требуют стрелочного вольтметра или сборки несложной схемы, хотя с другой стороны, они более безопасные. Но этот метод наиболее простой. А если не боитесь электричества и внимательно прочитали технику безопасности, то вместо мультиметра прозванивать обмотки можно той же лампочкой. Для этого можно использовать такую схему, которую вы видите ниже:

     То есть, можно вообще обойтись без мультиметра. Достаточно одной лампочки на 220 вольт.

    На этом всё!

    С наилучшими пожеланиями, Я!

    Источник: http://potomstvennyjmaster.100ms.ru/rubrik-site/sovetyi/nachalo-konets-obmotki-dvigatelya.html

    Что такое звезда и треугольник в электродвигателе

    Вся нагрузка в трёхфазных цепях соединяется по схеме звезда или треугольник. В зависимости от вида потребителей электроэнергии и напряжения в электросети и выбирают соответствующий вариант.

    Если говорить об электродвигателях, то от выбора варианта соединения обмоток зависит возможность его работы в конкретной сети с номинальными характеристиками.

    В статье мы рассмотрим, чем отличаются звезда и треугольник в электродвигателе, на что они влияют и какой принцип подключения проводов в клеммнике трёхфазного двигателя.

    Теория

    Как уже было сказано, схемы соединения звезда и треугольник характерны не только для электродвигателя, но и для обмоток трансформатора, нагревательных элементов (например, тэнов электрокотла) и другой нагрузки.

    Чтобы понять почему эти схемы соединения элементов трёхфазной цепи так называются, нужно их несколько видоизменить.

    В «звезде», нагрузка каждой из фаз соединена между собой одним из выводов, это называется нейтральная точка. В «треугольнике» каждый из выводов нагрузки подключается к разноимённым фазам.

    Всё сказанное в статье далее справедливо для трёхфазных асинхронных и синхронных машин.

    Рассмотрим этот вопрос на примере соединения обмоток трёхфазного трансформатора или трёхфазного двигателя (в этом контексте это не имеет значения).

    На этом рисунке отличия более заметны, в «звезде» начала обмоток подключаются к фазным проводникам, а концы соединяются вместе, в большинстве случаев к этой же точке нагрузки подключается нулевой провод от питающего генератора или трансформатора.

    Точкой обозначены начала обмоток.

    То есть в «треугольнике» конец предыдущей обмотки и начало следующей соединяются, и к этой точке подключается питающая фаза. Если перепутать конец и начало — подключаемая машина не будет работать.

    В чем разница

    Если говорить о подключении однофазных потребителей, кратко разберем на примере трёх электротенов, то в «звезде», если сгорит один из них продолжат работать два оставшихся. Если сгорит два из трёх – вообще ни один не будет работать, поскольку они попарно подключаются на линейное напряжение.

    В схеме треугольника даже при перегорании 2 тэнов – третий продолжит работать. В ней нет нулевого провода, его просто некуда подключать. А в «звезде» его подключают к нейтральной точке, и нужен он для уравнивания токов фаз и их симметрии в случае разной нагрузки по фазам (например, в одной из веток подключен 1 ТЭН, а в остальных по 2 параллельно).

    Но если при таком соединении (с разной нагрузкой по фазам) отгорит ноль, то напряжения будут неодинаковы (там, где больше нагрузка просядет, а где меньше – возрастёт). Подробнее об этом мы писали в статье о перекосе фаз.

    При этом нужно учесть, что подключать обычные однофазные приборы (220В) между фазами, на 380В, нельзя. Либо приборы должны быть рассчитаны на такое питание, либо сеть должна быть с Uлинейным 220В (как в электросетях с изолированной нейтралью некоторых специфичных объектов, например, кораблей).

    Но, при подключении трёхфазного двигателя, ноль к средней точке звезды часто не подключают, так как это симметричная нагрузка.

    Формулы мощности, тока и напряжения

    Начнем с того что в схеме звезды есть два разных напряжения – линейное (между линейными или фазными проводами) и фазное (между фазой и нулём). Uлинейное в 1,73 (корень из 3) раз больше Uфазного. При этом линейный и фазный токи равны.

    Uл=1,73*Uф

    Iл=Iф

    То есть линейное и фазное напряжение соотносятся так, что при линейном в 380В, фазное равно 220В.

    В «треугольнике» Uлинейное и Uфазное равны, а токи отличаются в 1,73 раза.

    Uл=Uф

    Iл=1,73*Iф

    Мощность в обоих случаях считают по одинаковым формулам:

    • полная S = 3*Sф = 3*(Uл/√3)*I = √3*Uл*I;
    • активная P = √3*Uл*I*cos φ;
    • реактивная Q = √3*Uл*I*sin φ.

    При подключении одной и той же нагрузки на те же Uфазное и Uлинейное, мощность подключённых приборов будет отличаться в 3 раза.

    Допустим, есть двигатель, который работает от трёхфазной сети 380/220В, а его обмотки рассчитаны на подключение по «звезде» к электросети с Uлинейным в 660В. Тогда при подключении в «треугольник» питающее Uлинейное должно быть в 1,73 раза меньше, то есть 380В, что подходит для подключения к нашей сети.

    Приведем расчеты, чтобы показать, какие отличия для двигателя будут при переключении обмоток с одной схемы на другую.

    Допустим, что ток статора при подключении в треугольник в сеть 380В был 5А, тогда полная его мощность равняется:

    Источник: https://samelectrik.ru/chto-takoe-zvezda-i-treugolnik-v-elektrodvigatele.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    220 вольт