Сервопривод или шаговый двигатель?
В случаях, когда необходима высокая точность работы исполнительных механизмов, используют асинхронный электродвигатель с энкодером обратной связи.
Однако в промышленных станках с особыми требованиями к точности позиционирования подобное оборудование не справится с задачами в силу ряда конструктивных недостатков — низкого момента на малых скоростях, проскальзывания ротора, инерции при разгоне и торможении.
В таких случаях используются сервоприводы и шаговые двигатели. Рассмотрим преимущества и недостатки обоих типов приводов.
Сервоприводы
В состав сервопривода входят серводвигатель и электронный блок управления (сервоусилитель или сервопреобразователь). В качестве серводвигателей наиболее широко применяют синхронные трехфазные электродвигатели, в которых установлены мощные постоянные магниты для улучшения динамических характеристик.
Обязательным компонентом сервопривода также является энкодер. Как правило, он превосходит по своим параметрам обычные энкодеры, поставляемые отдельно. Его разрешение может достигать сотен тысяч импульсов на оборот, за счет чего достигается сверхточное позиционирование.
Для примера, разрешение встроенных энкодеров сервоприводов Delta ASD-A2 составляет 1 280 000 имп/об.
Сервоусилитель получает два сигнала управления — сигнал задания скорости (или угла поворота) и сигнал обратной связи с энкодера. В результате сервопривод обеспечивает движение какой-либо механической нагрузки с большой точностью не только по скорости вращения, но и по углу поворота, который может быть выдержан до долей градуса.
Шаговые двигатели
Шаговый двигатель — это особый вид многофазного синхронного двигателя, дискретное вращение которого производится путем подачи импульсов напряжения на нужные обмотки статора. При этом ротор не имеет обмоток и состоит из магнитного материала.
Основной параметр шагового двигателя — его шаг, или количество шагов на оборот. Для одного полного оборота ротора необходимо строго определенное количество импульсов. Чем меньше шаг, тем большую точность позиционирования может обеспечить данный шаговый двигатель.
Управляющие импульсы формируются специальным драйвером, который получает задание с контроллера. При этом обратной связи не требуется, поскольку путем подсчета импульсов всегда можно узнать, на какой угол повернулся вал шагового двигателя, и сколько оборотов он сделал.
Преимущества сервоприводов
- Мощность серводвигателей может достигать 15 кВт, в то время как мощность шагового электродвигателя, как правило, не превышает 1 кВт.
- Бесшумность работы благодаря принципу действия и сверхточному исполнению конструкции.
- Скорость вращения в сервоприводах может достигать 10000 об/мин, в некоторых случаях и больше. У шаговых двигателей номинальная скорость вращения обычно не превышает 1000 об/мин вследствие падения момента и увеличения вероятности ошибок.
- Высокая энергоэффективность. Потребляемая мощность сервопривода пропорциональна нагрузке на валу. Для шагового электродвигателя потребляемая мощность одинакова вне зависимости от нагрузки.
- Наличие обратной связи обеспечивает точной информацией о повороте вала в любой момент времени. В шаговых двигателях возможно проскальзывание при перегрузке, накопление ошибки и потеря позиционирования.
- Большая плавность хода. В шаговых двигателях добиться плавности можно только путем применения специальных методов управления.
Преимущества шаговых двигателей
- Меньшая цена при одинаковой мощности в силу более простой конструкции двигателя и драйвера.
- Возможность работы на экстремально низких оборотах без ухудшения характеристик и применения редукторов.
- Более точное позиционирование, обусловленное конструкцией двигателя.
- Отсутствие необходимости в обратной связи.
- Для фиксации вала двигателя при останове достаточно снять с него напряжение. При останове серводвигателя необходимо расходовать мощность на удержание либо использовать электромеханический тормоз.
Применение
В промышленном оборудовании для выполнения задач позиционирования имеет смысл использовать и асинхронные двигатели с обратной связью, и сервоприводы, и шаговые двигатели.
Сервоприводы устанавливаются в тех узлах оборудования, где требуется точное позиционирование механизмов для их синхронизации с другими узлами. В частности сервоприводы широко используют в обрабатывающих станках.
Шаговые двигатели нашли наибольшее применение в станках с ЧПУ и в робототехнике.
На практике встречаются производственные линии, в которых в различных узлах используются все три типа электродвигателей.
Другие полезные материалы:
Выбор оптимального типоразмера электродвигателя
Как выбрать мотор-редуктор
Редуктор от «А» до «Я»
Источник: https://tehprivod.su/poleznaya-informatsiya/servoprivod-ili-shagovyy-dvigatel.html
Как работают серводвигатели
Узнайте все преимущества серводвигателей, а также достоинства и недостатки выбора этого типа двигателей для вашего проекта.
Если вы работаете над проектом, в котором есть движущаяся часть, вы, вероятно, будете искать двигатель, чтобы сделать это движение возможным. В этой серии статей мы рассмотрим наиболее популярные типы двигателей, которые используют разработчики. Сначала мы рассмотрели коллекторные двигатели постоянного тока, затем перешли к бесколлекторным двигателям.
Чтобы узнать, для каких проектов лучше всего подходят серводвигатели, ознакомьтесь с обзором:
- Какой тип электродвигателя лучше всего подходит для моего проекта?
В то время как коллекторные и бесколлекторные двигатели постоянного тока тесно связаны между собой, серводвигатели предлагают другой тип движения и мощности.
Обзор серводвигателей
Серводвигатели – это специальный тип двигателей, который в отличие от большинства других двигателей предназначен для точного позиционирования, а не для управляемой скорости. Это делает их хорошим выбором при создании роботов.
Серводвигатели широко используются в роботах, поскольку они позволяют контроллерам роботов устанавливать соединения под точными углами.
Таким образом, в отличие от коллекторных двигателей, которые при подаче различных напряжений могут работать на определенных скоростях, при использовании серводвигателя компьютер посылает сигнал команды, которая указывает серводвигателю перейти к конкретному углу:
myservo.write(90); // установить серводвигатель на 90 градусов (его средняя точка)
Как работают серводвигатели?
Конструкция серводвигателя немного сложнее, чем у коллекторного двигателя постоянного тока.
Основные рабочие компоненты серводвигателя
Ядро серводвигателя, реальный двигатель внутри сервопривода, представляет собой коллекторный двигатель постоянного тока, такой же, как те, что мы обсуждали ранее.
Однако в дополнение к этому двигателю имеется пара других компонентов, которые делают сервопривод уникальным среди других типов двигателей. Это всё связано с позиционированием.
В верхней части двигателя, под верхней крышкой, находится набор шестеренок. Эти шестеренки выполняют две основные задачи:
- Они дают двигателю механическое преимущество, создавая больший крутящий момент, по сравнению с тем, что дает двигатель самостоятельно.
- Шестерни соединяют двигатель и датчик положения. В большинстве сервоприводов датчик положения – это потенциометр. Потенциометр позволяет сервоприводу точно знать угол наклона вала двигателя (так называемого выходного вала сервопривода).
Наконец, сервоприводом управляет встроенная плата, которая переводит команды, полученные по сигнальному проводу от подключенного компьютера, в движения двигателя.
Система абсолютного позиционирования
Основной смысл использования сервоприводов заключается в том, что они позволяют компьютеру устанавливать определенный угол, к которому будет двигаться двигатель.
Высокий крутящий момент на высокой скорости
Благодаря системе зубчатых передач сервоприводы способны создавать высокий крутящий момент, а также двигаться на высоких скоростях.
Высокий удерживающий момент
Другое преимущество использования сервопривода состоит в том, что когда он установлен под определенным углом, сервопривод будет противодействовать силам, пытающимся вывести его из установленного положения. Если сила, которая воздействует на сервопривод, слишком велика для удержания сервопривода, и двигатель перемещается из своего положения, после снятия силы он вернется назад.
Оценка характеристик серводвигателей
Механическая сложность
Сервоприводы объединяют в себе коллекторный двигатель постоянного тока, потенциометр, сложный набор шестеренок и плату контроллера. Эта сложность означает, что по сравнению с другими типами двигателей у сервоприводов существует большее количество потенциальных точек отказа
Высокая стоимость
Из-за своей сложности сервоприводы (особенно высокопроизводительные модели) могут стоить дорого.
Сложная обвязка
По сравнению с другими типами двигателей, которые могут быть установлены в отверстия или в стандартные шаблоны монтажных отверстий, сервоприводы сложнее внедрить в конструкцию.
Вал двигателя смещен относительно центра корпуса, как и монтажные фланцы. На задней стороне корпуса нет точки опоры. Верхняя часть двигателя не совсем плоская. Все эти факторы в совокупности делают включение сервоприводов в проекты немного сложнее.
Оригинал статьи:
- Scott Hatfield. How a Servo Motor Works
Теги
ДвигательРобототехникаСерводвигательСервоприводЭлектродвигатель
На сайте работает сервис комментирования DISQUS, который позволяет вам оставлять комментарии на множестве сайтов, имея лишь один аккаунт на Disqus.com.
В случае комментирования в качестве гостя (без регистрации на disqus.com) для публикации комментария требуется время на премодерацию.
Источник: https://radioprog.ru/post/679
Технология прямого привода: меньше деталей, больше точности
Термин «сервопривод» происходит от латинского слова servus, которое переводится как «слуга» или «помощник».
Так называют любой тип механического привода с устройством обратной связи по положению, скорости или усилию, а также сам привод, который выполняет функцию автоматического регулирования заданного параметра.
Сервоприводы находят широкое применение в станкостроении, производстве упаковочных, фасовочных и разливных машин, робототехнике — в общем, когда требуется высокая точность передвижения исполнительного органа.
В данной статье мы не будем рассматривать гидравлические сервоприводы и под сервоприводом будем понимать электропривод с отрицательной обратной связью.
Есть два типа таких сервоприводов: вращательного и линейного движения. Для вращательного движения используют асинхронные и синхронные электродвигатели, а для линейного в основном применяют механическую передачу в виде шариковинтовой пары с кареткой, перемещающейся по рельсам, линейные актуаторы и линейные серводвигатели.
Как мы уже отмечали выше, сервоприводы обеспечивают точное передвижение исполнительного органа.
Но о какой степени точности может идти речь? Если точность вращательного движения измеряется в градусах, то целесообразнее применять сервоприводы на базе асинхронных электродвигателей, где роль устройства обратной связи играет встроенный или помещенный на вал энкодер, а роль привода исполняет всем нам знакомый преобразователь частоты.
Но если речь заходит о точности вращательного движения, исчисляемой в угловых минутах, и при этом переключение с прямого на обратное вращение происходит с высокой интенсивностью, то в таком случае оптимальным вариантом станут синхронные электродвигатели на постоянных магнитах. На рис. 1 показаны конструктивные особенности синхронных электродвигателей на примере продуктов компании Kollmorgen.
Рис. 1. Конструктивные особенности синхронных серводвигателей Kollmorgen
Управляются серводвигатели электронными устройствами, которые чаще всего называются сервоусилителями. По своим свойствам сервоусилители похожи на преобразователи частоты, только с той разницей, что в них заложены сложные алгоритмы контура регулирования скорости, позиции и момента. Сервоусилители содержат цифровые входы для устройств обратной связи и чаще всего работают лишь с определенными серводвигателями конкретного производителя.
Однако возможности современных сервоусилителей могут быть более широкими. Например, к устройствам Kollmorgen можно легко, по принципу plug and play, подключить серводвигатели (в том числе асинхронные и индуктивные, с устройствами обратной связи и без них) не только того же производителя, но и других компаний — при использовании моделей SERVOSTAR S700 (рис. 2).
Рис. 2. Электродвигатели, сопрягаемые с сервоусилителями Kollmorgen S700
Рис. 3. Технологии передачи движения
Преимущества прямых приводов
Развитие промышленного машиностроения и роботехники не стоит на месте, поэтому с каждым днем требования к точности и производительности устройств возрастают. Мы все чаще сталкиваемся с задачами, где точность измеряется уже в угловых секундах. С этим современные сервоприводы справляются.
Но также необходимо помнить об особенностях передаточных механизмов, таких как редуктор, ремень/шкив или кулачковый механизм. Любой, даже самый прецизионный редуктор имеет люфт, у ременчатой передачи и кулачковых механизмов тоже есть погрешности, не говоря о том, что они увеличивают размеры привода, что в некоторых применениях особенно критично.
В связи с этим стоит задуматься о более высокоточной технологии передачи движения — технологии прямого (безредукторного) привода (рис. 3), которую мы рассмотрим на примере продукции Kollmorgen.
Само понятие «прямой привод» означает, что исполнительный орган непосредственно подключен к приводящему его в движение электродвигателю, т. е. не имеет передаточных элементов. Это относится как к вращательному, так и к линейному передвижению. Точность прямого привода можно оценить на следующем примере.
Серводвигатель с прецизионным редуктором имеет люфт в одну угловую минуту: это означает, что при полностью неподвижном приводе может произойти смещение исполнительного органа на такую величину. В то же время повторяемость серводвигателя со сквозным валом Kollmorgen DDR составляет более одной угловой секунды.
Таким образом, получается, что у серводвигателей с прямым приводом точность позиционирования в 60 раз выше, чем у мотора-редуктора.
Используя прямой привод, можно улучшить качество изготавливаемой продукции за счет следующих особенностей:
- более точная печать;
- раскрой и длина протяжки становятся точнее;
- более точная координация с другими осями машины;
- высокая точность при позиционировании;
- исключаются проблемы при настройке компенсации люфта.
Прямым приводам Kollmorgen свойственны и другие преимущества. Например, компоненты механической передачи накладывают ограничения на то, как быстро мы можем произвести запуск и останов исполнительного механизма. Из-за этих факторов понижается возможная пропускная способность машины, что напрямую влияет на ее производительность.
Прямой привод устраняет эти ограничения, позволяет значительно ускорить цикл «запуск/останов» и уменьшить время простоев. При этом пропускная способность оборудования может повыситься в два раза.
Следующим преимуществом является повышение надежности машины из-за исключения дополнительных элементов и механических передач. При использовании прямого привода не нужно периодически обслуживать ремни и шкивы, заниматься их протягиванием, менять смазочные материалы в редукторе. Необходимы только серводвигатель со сквозным валом и крепежные болты. Таким образом, исключаются многие детали, такие как: кронштейны, ограждения, ремни, шкивы, натяжители, муфты и др. В результате это позволяет:
- уменьшить количество деталей в спецификации;
- упростить сборку и сэкономить время на монтаж;
- снизить затраты (за счет того, что не требуется докупать лишние детали и их устанавливать).
Наконец, еще одним преимуществом прямых приводов можно считать уменьшение шума. К примеру, прямые приводы Kollmorgen имеют уровень шума всего лишь 20 дБ, что превосходит показатели сервосистем с механическими передачами.
Серии прямых приводов Kollmorgen
Рассмотрим особенности нескольких типов прямых приводов Kollmorgen.
Серия KBM (рис. 4) предназначена для непосредственного встраивания в машину, станок или робот.
Рис. 4. Конструктивные особенности сервомоторов со сквозным валом в бескорпусном исполнении серии KBM
Основные характеристики:
- полностью инкапсулированные обмотки статора;
- рабочая температура внутренней обмотки +155 °C;
- защита от перегрузки — PTC-термистор (лавинного типа);
- отказобезопасные ленты над роторными магнитами;
- соответствует RoHS;
- дополнительные блокирующие цифровые датчики Холла с предварительным выравниванием.
Сервомоторы Kollmorgen Cartridge DDR (рис. 5) сочетают в себе преимущества бескаркасного двигателя с простой установкой. Они оснащены устройством обратной связи с высоким разрешением. Уникальная конструкция без подшипников соединяется непосредственно с нагрузкой, используя собственные подшипники машины для поддержки ротора. Большинство моделей можно установить менее чем за пять минут.
Рис. 5. Конструктивные особенности сервомоторов со сквозным валом в корпусе и с датчиком обратной связи серии Cartridge DDR
Основные характеристики данных сервомоторов:
- 5 типоразмеров;
- доступны обмотки с напряжением 230/400/480 В переменного тока;
- 4,5–510 Нм непрерывного крутящего момента;
- скорость до 2500 об/мин;
- номинальные мощности 775–11 700 Вт;
- встроенный датчик обратной связи синусоидального сигнала обеспечивает разрешение более 134 млн меток на оборот;
встроенный термистор обеспечивает защиту от перегрева.
Последний пример — линейные прямые приводы Kollmorgen серии ICH (рис. 6). Они увеличивают пропускную способность на 40% по сравнению с другими системами привода и обеспечивают уменьшение веса и габаритов машины, станка или робота, в которых применяются.
Рис. 6. Конструктивные особенности линейных сервомоторов серии ICH
Основные характеристики:
- сила подачи 405–12726 Н (пик) и 175–5341 Н (непрерывная работа);
- рабочее напряжение — до 480 В переменного тока;
- встроенные цифровые датчики;
- совместим со всеми сервоусилителями и модулями безопасности и энергосбережения Kollmorgen.
Заключение
Сегодня на российском рынке представлено множество брендов, которые предлагают свои решения в области сервоприводов. Одной из таких компаний является Kollmorgen. Используя прямые приводы ее производства, можно повысить точность технологии передачи движения и пропускную способность оборудования, а также снизить затраты на детали и исправления погрешностей передаточных элементов.
Источник: https://controlengrussia.com/apparatnye-sredstva/ispolnitel-ny-e-ustrojstva-i-privody/kollmorgen/
Сервопривод или шаговый двигатель: какова разница и что выбрать?
31.03.2020
В качестве электропривода порталов и исполнительных узлов фрезерно-гравировальных станков с чпу и оборудования для плазменной резки с ЧПУ применяются шаговые двигатели и сервоприводы. Что лучше: шаговый двигатель или сервопривод, и в каких случаях применение того или иного электропривода экономически и технически оправданно, рассмотрим в данной статье.
Устройство шагового привода
Шаговый привод состоит из синхронной электрической машины и управляющего контроллера. Последний обеспечивает подачу управляющих сигналов на обмотки двигателя и их попеременное включение в соответствии с заданной программой.
Шаговый двигатель — электрическая машина, преобразующая управляющие сигналы в перемещение вала на определенный угол и фиксацию его в заданном положении. Количество шагов таких электродвигателей составляет от 100 до 400, угол шага — от 0,9-3,6°.
Принцип работы шагового двигателя
Состоит это электромеханическое устройство из статора, где размещены катушки возбуждения, и вращающейся части с постоянными магнитами или обмотками. Такая конструкция ротора обеспечивает его фиксацию после отработки управляющей команды.
На статоре расположено несколько обмоток. При подаче напряжения на катушку, под воздействием магнитного поля ротор поворачивается на определенный угол в соответствии с пространственным положением обмотки. При ее обесточивании и подаче управляющего сигнала на другую катушку вращающаяся часть электродвигателя занимает другую позицию. Каждый поворот вала соответствует углу шага. При обратной последовательности подачи напряжения на катушки ротор вращается в противоположном направлении.
Для поворота ротора на меньший угол одновременно включаются 2 обмотки. Количество шагов ограничено и зависит от числа полюсов статора электромотора. Для обеспечения плавного вращения ротора на катушки статора подают разные токи, разность которых определяет положение ротора. Такой способ управления позволяет снизить дискретность и увеличить количество шагов до 400.
К числу недостатков шаговых двигателей можно отнести довольно низкую скорость, пропуск шагов при высокой (выше расчетной) нагрузке на валу, снижение момента при высокой частоте вращения и большое время разгона.
Устройство сервопривода
Сервопривод состоит из синхронного двигателя, датчика скорости и положения, а также управляющего контроллера. Основная разница между шаговым двигателем и сервоприводом состоит в наличии обратной связи по положению, скорости, моменту на валу ротора.
Электропривод такого типа построен на базе следящей схемы автоматического регулирования. При несоответствии скорости или другой величины контроллер будет подавать сигналы на отработку, пока требуемый параметр или положение вала не будет соответствовать заданному. В качестве датчика обратной связи используют абсолютные и относительные энкодеры различных типов и конструкций.
Принцип действия сервопривода
Управляющее устройство в соответствии с заданной программой подает напряжение на сервопривод, который соединен с порталом станка. Двигатель перемещает рабочий орган. При этом энкодер вырабатывает импульсы, поступающие на контроллер. Подсчет их числа осуществляет управляющее устройство.
Количество импульсов пропорционально перемещению портала. При достижении рабочим органом заданного положения на электромотор перестает поступать напряжение. Портал фиксируется.
Пока число импульсов, зафиксированных контроллером с датчика, не достигнет запрограммированной величины, двигатель будет осуществлять перемещение рабочего органа.
Шаговый сервопривод можно также настроить на поддержание постоянной частоты вращения вне зависимости от нагрузки или постоянного момента при разной скорости.
К достоинствам сервоприводов относятся точность позиционирования, динамика разгона и отсутствие снижения момента при высоких скоростях. Ограничивает применение сервопривода, как правило, достаточно большая стоимость.
Чем отличается сервопривод от шагового двигателя?
Эксплуатационный ресурс | Шаговые электромоторы не имеют коллекторного узла, подверженного износу. Также они не имеют частей, нуждающихся в регулярном техобслуживании и замене | Коллекторные серводвигатели необходимо регулярно обслуживать. Максимальный срок службы коллекторного узла — 5000 часов непрерывной работы. При этом бесщеточные сервомоторы не уступают в надежности шаговым двигателям |
Точность перемещений исполнительного органа | Современные шаговые электродвигатели обеспечивают перемещение рабочей части с точностью до 0,01 мм.Отличие шагового двигателя от сервопривода заключается в пропуске шагов при высокой (выше расчетной) нагрузке, что значительно снижает качество обработки | Сервопривод для поворотного стола фрезерного станка или портала другого оборудования обеспечивает точность до 0,002 мкм.Позиционирование по следящей схеме обеспечивает высокое качество обработки независимо от нагрузки |
Время разгона и скорость перемещения портала | Максимальная скорость перемещения рабочих органов при использовании шагового электропривода — 25 м.Время разгона — 120 об/мин за секунду | Сервопривод может перемещать портал со скоростью более 60 м/мин.Время разгона составляет до 1000 об/мин за 0,2 секунды |
Реакция на принудительную остановку | Шаговые двигатели хорошо переносят механические перегрузки и не выходят из строя при аварийных остановках | Сервоприводы необходимо оснащать дополнительной защитой, отключающей электромотор при принудительной остановке портала. В противном случае обмотки электрической машины могут сгореть |
Стоимость | За счет простоты конструкции шаговый двигатель имеет относительно невысокую цену | За счет датчиков обратной связи (энкодеров) и более сложной схемы регулирования сервопривод считается дорогостоящим оборудованием |
Критерии выбора
Тип приводного двигателя для станков выбирают по следующим характеристикам:
- Производительность.По этому параметру сервоприводы значительно превосходят шаговые электромоторы. На станок с ЧПУ для обработки крупных деталей или заготовок из твердых материалов лучше уставить сервомотор, например, ESTUN 1000 Вт. Такой электропривод обеспечит более высокую скорость обработки твердых материалов. Для малогабаритного промышленного оборудования (например, настольного фрезерного станка) среднего класса точности, предназначенного для обработки мягких материалов, лучше выбрать шаговый двигатель.
- Эксплуатационные расходы.Программирование и настройка сервопривода на станке с ЧПУ требуют высокой квалификации исполнителя. Такой привод намного дороже в обслуживании, соответственно расходы на его эксплуатацию будут выше.
- Точность.Сервоприводы для станков с ЧПУ необходимы для высокоточной автоматизированной обработки. Такой привод позволяет позиционировать положение рабочего органа с точностью до 0,02 мкм, в то время как максимальная точность шаговой электрической машины — 0, 01 мм.
- Цена.Стоимость шагового двигателя значительно ниже цены сервопривода. При невысоком бюджете лучше предпочесть первый вариант.
- Уровень шума.По этому показателю сервомоторы предпочтительней. Работа шаговых электродвигателей сопровождается звуком, соответствующим частоте шагов на различных оборотах.
Таким образом, выбор сервопривода или шагового двигателя в качестве привода на фрезерно-гравировальный станок и оборудование для плазменной резки следует совершать, руководствуясь исключительно экономической и технической целесообразностью.
Источник: https://multicut.ru/articles/servoprivod-ili-shagovyy-dvigatel-kakova-raznitsa-i-chto-vybrat/
Что такое серводвигатель
Серводвигатель – это специальный электродвигатель с отрицательной обратной связью, который предназначен для применения в станках с ЧПУ. Серводвигатели обладают достаточно высокими скоростными характеристиками, а также высокой точностью позиционирования.
Серводвигатель – это неприхотливый рабочий элемент, который входит в состав промышленного оборудования. При правильной эксплуатации серводвигатель способен работать 24 часа в сутки.
История серводвигателя
Современные серводвигатели соединили в себе все достижения научно-технического инновационного прогресса, поэтому способны развивать огромные скорости вращения при весьма высокой мощности. Большой диапазон регулировки вращения вала серводвигателя средствами программного обеспечения при существенном ускорении или торможении, делает это оборудование просто незаменимым для применения в станках или поточных линиях и многих других конструкциях.
Сравнение шаговых двигателей и серводвигателей
Как известно серводвигатели сочетают в себе достаточно большую мощность и компактность. Однако данные моторы могут функционировать, только если в наличии имеется электронный блок.
Связка сервомотора и электронного управляющего модуля именуется – сервоприводом. Одно из основных достоинств сервомоторов перед ШД (шаговыми двигателями), это, безусловно, плавностью хода.
Присутствие обратной связи создает условия для точного позиционирования положения, а также скорости вращения вала сервомотора.
Отличие шаговых двигателей
Как правило, шаговые двигатели для управления их работой тоже требуют наличия электронных блоков, однако в отличие от сервомоторов они не требуют обратной связи и функционируют в своем дискретном режиме. Непосредственно сам шаговый двигатель – это электродвигатель особой конструкции, который преобразует задающие ему импульсы в дискретное перемещение с определенным количеством шагов.
В целом же, шаговые двигатели применяются в тех случаях, когда за счет полного отсутствия модуля обратной связи требуется уменьшить стоимость привода. По принципу работы, серводвигатели с шаговыми электромоторами во многом схожи и в некоторых случаях даже могут использовать стандартные электронные устройства.
Применение шаговых двигателей
Шаговые двигатели можно использовать в современных наукоемких устройствах, потому как точность их функционирования достаточно высока. Поэтому, даже, несмотря на интенсивность реализовываемых функций, в работе они неприхотливы, долговечны и очень надежны. Шаговые электродвигатели интегрируются в различные системы автоматизации производства, например, начиная от станков с ЧПУ (числовым программным управлением) и оканчивая аналитическими приборами.
Если нет потребности в слишком высокой точности работы исполняющего механизма и плавности движения при «не» больших скоростях подачи, то приобретение дискретного устройства позволит существенно сократить расходы на оборудование, тем самым сэкономив средства, потому как стоимость шагового двигателя вместе с управляющим блоком, существенно ниже сервопривода.
Шаговые двигатели относятся к типу безколлекторного оборудования постоянного тока. Поэтому, как и любые двигатели, где отсутствует коллектор, они обладают достаточно высокой надежностью и значительным сроком службы.
По сравнению с традиционным включением двигателей постоянного тока, шаговые двигатели требуют присутствия электронных схем коммутации специальных обмоток во время работы.
Шаговый двигатель, это весьма и весьма дорогое устройство, поэтому если точность позиционирования не значительна, в место них целесообразней всего использовать обычные коллекторные двигатели.
Источник: https://interlaser.ru/frezernye-stanki/279-chto-takoe-servodvigatel
Сервопривод: что это такое, устройство, принцип работы, виды
Вряд ли сегодня кого-то можно удивить тем количеством электрических приборов, которые окружают человека в повседневной жизни. Многие из которых давно взяли на себя часть человеческого труда и обязанностей. Повсеместная автоматизация процессов охватила самые разнообразные отрасли, начиная автомобилестроением, и заканчивая устройствами в быту. Львиную долю нагрузки относительно автоматического управления параметрами работы умных машин берет на себя сервопривод.
Что такое сервопривод?
Под сервоприводом следует понимать такое устройство, которое обеспечивает возможность управления рабочим органом посредством обратной связи. Само название произошло от латинского servus, что в переводе означает помощник.
Изначально сервопривод использовался в качестве вспомогательного оборудования для различных станков, машин и механизмов.
Однако с развитием технологий и постоянно растущей необходимостью повышать точность электронных устройств им начали отводить куда более значимую роль.
Устройство и принцип работы
Рис. 1. Устройство сервопривода
Устройство и принцип работы каждого сервопривода может кардинально отличаться от других моделей. Однако в качестве примера мы рассмотрим наиболее актуальные варианты.
Конструктивно он может состоять из:
- Привода – устройства, приводящего в движение рабочий орган. Может выполняться посредством синхронного или асинхронного двигателя, пневмоцилиндра и т.д.
- Передаточный механизм – система шестеренчатой кривошипной или другой передачи, редуктор.
- Рабочий элемент – управляет перемещением в пространстве, непосредственно вал редуктора, передаточный механизм и т.д.
- Датчик – сигнализирует о достигнутом положении и передает информацию по каналу обратной связи.
- Блок питания – может применяться в случае прямого подключения сервопривода к сети, где требуется преобразование уровня и типа напряжения.
- Блок управления – осуществляет подачу управляющих сигналов на сервомотор для передвижения или корректировки места положения. Для этого применяются микропроцессоры, микроконтроллеры и т.д. К примеру, очень популярна плата Arduino.
Принцип действия заключается в подаче управляющего импульса на асинхронный или синхронный двигатель, который начинает вращаться, пока рабочий орган не окажется в нужной позиции. Как только будет достигнуто установленное положение, на датчике обратной связи появится нужный сигнал, который, перейдя на блок управления, прекратит питание электромеханического устройства. Движение сервопривода прекратится до появления новых электрических сигналов.
Далее начнется новый цикл работы устройства, число команд и последовательность их выполнения определяется заложенной программой.
Сравнение с шаговым двигателем
Рис. 2. Сравнение с сервопривода с шаговым двигателем
Вполне вероятно вы могли слышать, что та же функция часто выполняется шаговыми двигателями, однако между этими двумя устройствами имеется существенное отличие.
Шаговый привод действительно осуществляет точное позиционирование объекта за счет четкого числа подаваемых на электрическую машину импульсов, они достаточно тихоходны и не создают лишнего шума.
В остальном сервоприводы обладают рядом весомых преимуществ по сравнению с шаговыми электродвигателями:
- Могут использовать для привода любой тип электрической машины – синхронный, асинхронный, электродвигатель постоянного тока и т.д.
- Точность механического привода не зависит от износа деталей, появления люфтов, термических и механических изменений конструктивных элементов.
- Диагностирование неисправностей происходит моментально за счет обратной связи.
- Скорость вращения – любой обычный электродвигатель вращается быстрее шагового привода.
- Экономичность – вращение вала у шаговой электрической машины осуществляется при максимально допустимом напряжении питания, чтобы обеспечить максимальный момент.
Но кроме перечисленных преимуществ есть ряд позиций, по которым сервопривод уступает шаговому двигателю:
- Сложность системы управления и необходимость реализации ее работы – шаговый двигатель контролируется обычным счетчиком числа импульсов.
- Необходимость контролировать как частоту вращения, так и принимать меры для принудительного затормаживания в нужной точке – это приводит к дополнительным затратам энергии, программных и механических ресурсов.
- Обязательно используется дополнительный измерительный блок, контролирующий положение рабочего органа.
- Сервопривод обладает значительно большей стоимостью, поэтому применение шагового двигателя обходится дешевле.
Назначение
Рис. 3. Область применения
Сервопривод используется в самых различных направлениях науки и техники, где электрический привод, помимо функции вращения каких-либо элементов, должен выполнить и точное позиционирование. На практике они повсеместно используются в ЧПУ станках, автоматических задвижках, электронных клапанах, заводских станках с программным управлением, робототехнике.
В бытовых системах сервомоторы устанавливаются в системах отопления для регулировки подачи теплоносителя, топлива, управления нагревательным элементом, контроля переключения между центральными и автономными системами энергетических ресурсов и т.д. В автомобилях их используют для отпирания, запирания багажника, электронных блокировок.
Разновидности
За счет многолетнего развития сервоприводов сегодня можно встретить самые различные виды устройства. Поэтому мы рассмотрим наиболее распространенные критерии разделения.
По типу привода:
- асинхронные сервоприводы – получаются дешевле, чем с синхронным электродвигателем, могут обеспечить точность даже при низких оборотах выходного вала;
- синхронные – более дорогой вариант, но быстрее разгоняется, что повышает скорость выполнения операций;
- линейные – не используют классических электрических моторов, но способны развивать большое ускорение.
По принципу действия выделяют:
- электромеханический сервопривод – движениеобеспечивается электрической машиной и шестеренчатым редуктором;
- гидромеханический серводвигатель –движение осуществляется при помощи поршневого цилиндра, обладают значительнобольшей скоростью перемещения;
По материалу передаточного механизма:
- полимерные – износоустойчивые илегкие, но плохо переносят большие механические нагрузки;
- металлические – наиболее тяжелыйвариант, относительно быстро изнашиваются, но могут выдерживать любые нагрузки;
- карбоновые – имеют средниехарактеристики по прочности и износоустойчивости, в сравнении с двумяпредыдущими, но имеют более высокую стоимость.
Рис. 4. По материалу шестерней
По типу вала двигателя:
- с монолитным ротором – тяжелые сервоприводы, создают вибрацию при вращении;
- с полым ротором – самые легкие модели, быстро реагируют на команды и набирают обороты, их легче контролировать;
- с бесколлекторным ротором – не имеют подвижных контактов, которые создают дополнительное сопротивление вращению, наиболее дорогой вариант.
Рис. 5. По типу вала
Технические характеристики
При выборе конкретной модели сервопривода необходимо руководствоваться основными техническими параметрами, которые изготовитель указывает в паспорте устройства.
Наиболее значимыми характеристиками сервомотора являются:
- Усилие на валу серводвигателя – определяет механический момент и способность перемещать определенный вес, создавать усилие при резке, фрезеровке и т.д.
Рис. 6. Усилие на валу
- Скорость вращения – показывает, сколько поворотов вала может совершить устройство за единицу времени.
- Величина питающего напряжения – чаще всего электроснабжение сервопривода выполняется постоянным током, хотя встречаются модели и с переменным током выходного напряжения. Подключение питания к сервоприводу осуществляется тремя проводами: питающим, управляющим и общим.
- Угол вращения сервопривода – поворот выходного элемента, как правило, выпускается на 180° и 360°.
- Скорость поворота – подразделяется на сервоприводы с постоянным вращением и с переменной частотой.
Способы управления
Рис. 7. Способ управления сервоприводом
По способу управления могут быть аналоговые или цифровые сервоприводы, первый из них подает сигналы с разной частотой, которая задается специальной микросхемой, контролирующей работу устройства. Цифровые сервоприводы, в свою очередь, отличаются наличием процессора, который принимает команды и реализует их в качестве различных режимов работы на приводе.
Их практическое отличие заключается в наличии мертвых зон у аналоговых способов, цифровые лишены этого недостатка, к тому же они быстрее реагируют на изменения и обладают большей точностью. Однако цифровой способ управления имеет большую себестоимость и на свою работу он расходует больше электроэнергии.
На рисунке 8 приведен пример управления сервоприводом с помощью подаваемых импульсов:
Рис. 8. Схема управления сервоприводом
Как видите на рисунке, сигнал поступает к генератору опорных импульсов (ГОП), подключенному к потенциометру. Далее сигнал поступает на компаратор (К), сравнивающий величины на выходе схемы и поступающие от датчика на рабочем органе. После этого прибор управления мостом (УМ) открывает нужную пару транзисторов моста для вращения вала мотора (М) по часовой или против часовой стрелки, также может задавать усилие за счет полного или частичного открытия перехода.
Преимущества и недостатки
К преимуществам сервопривода следует отнести:
- Универсальностьустройства – может с легкостью устанавливаться в самые различные приборы, таккак технические особенности редко влияют на конечный результат.
- Можетреализовать широкий спектр крутящего момента за счет использования редуктора иизменения передаточного числа.
- Обладаетбольшим ускорением, что значительно повышает продуктивность и сокращает срокивыполнения работы.
- Точноевыставление позиции благодаря проверке места положения на датчике.
- Не боитсяперегрузок, что увеличивает срок службы, позволяет работать и в аварийныхситуациях.
К недостаткам следует отнести:
- Относительно большую стоимость – наличие обратной связи, датчиков и прочего вспомогательного оборудования обуславливает повышение себестоимости сервопривода.
- Износ передаточного механизма – в значительной мере ухудшает точность и эффективность, требует замены.
- Более сложная настройка работы – требует изменения параметров программного обеспечения или полной замены сервопривода.
Источник: https://asutpp.ru/chto-takoe-servoprivod.html
��������������
� ��������� ����� ������� ������ �� ������������� ������������ ����������� ��������� ������� ��������� � �������� ���������� ����������� ��� ��������������� ��������� �����.
�������������� – ��� ���������, ��������������� ��� ������ � ������� ��������� ���������, �������������� ���������� ��������� ����, ���������� �������� � ������������ ����. ��� �������, � ��� ������ ������� ������ ������� ��� ��������.
���������� ��������������� ���������� � ������� ��������������� ������� (���������).
������� ������� �������������� �� �������� ��������� � ���, ��� �� ����� ����������� �� ��������, ������� � ���������, �������������� �������������� �������� ������������ ��� ����� ����������������, ��������, ��������� ���������� � �.�.
�������� ��������� ���� ���������������:
- ����������� ��������������
- ���������� ��������������
- �������������� ����������� ����
- ���������� ���������� ��������������
���������� ������ ������ ��� ���� ����� �� ���������� ������������������.
����������� ��������������
- �������������� «������������» ����� ST
�������� ������������ ������������ �������������� �� �������� ����������������� ������������ ���������������� — ��� ������ ������ �������, ������� ������������ �������� � ����� ���, ��� ������������ ����������� ��� ���������� � ��������������� ��������.
�������������� ���������� ���������� ���� ������ � ��������� ������������ � ������� �������� �� ��������������� ������� ���������. ���������� ������������� ������������ ��������� ���� ��� ��������� ������� �������� ����� ������������ ���������� �������.
������� ������������ �������������� �� ���� �������� ������������ � ������������� ��������������� ��� ������������� ������������ �������������� � ������� � ��� ��������� �������� ����� ��������� �����������.
������ �� �� ��������� ����� ��� ������ ���� ��������� ����� ������ ����, � ���� ������ ������������ ���������� �������� ���������� ���������. ��������� ����������������� ���������, ����������� �������������� �������� ����� �������� � ��������������.
���������� ������������ ��������������:
- ������
- ������
- ������
- ������ ������
- �������
- ������ ��������
- ������ �����������
- ����������
- ���������
- ���
- �����
- ���������
- ������
- ���� �������� �������
- ���� �����
- ��������� �������� �������
- ����� ��������
- ������ �����������
- ����� �����������
������� ����������
�����������, ���������� ����������, ����������, ������ ��� ����� ��������� ��� ���������, ������������ ��� ���, �������� ������������, ����������� ������������, ������ � ���, ������� �������������� � ������������ ��������, ����������� ��������������, ��������� ������������ ������������, ������������� ��������������.
�������������� «������������» ����� ST
���������� ��������������
- �������������� Mecapion
- �������������� KEB ����� SM
���������� �������������� ������������ ����� ���������� ���������� ���������������� � ������������ �� ���������� �������� � �������� ��������� ������.
���������� �������� � ��������� � ������������ ��������� ����������� � ��������������� ������� — ��� ������������� ����������� ����������� ��������������.
��� ��, �������� ������������ �������� ����� ������ ������ ������� ������ ������������ ��������� �������, ��� ��������� ����������� ����� ������� ��������������, ����� ������� �� ����������� ������� �������� �� ������� ����������� � ������ � ������ �������� � �������� ������ ������� ���� ���������.
���������� �������������� �������� ������� ���������������, ������ ���������� � ����������� ��������� ������������ ���������� � �������� ��� ���������� � ��������� �������� ��������������, ��� ����������:
- ���������������� ������� ������� � ������� ���������;
- ����������� ��������� ������� � ������� ���������;
- ����������� �������� ����������� ��� ������ � ������� ���������.
��������� ��������� ���������� ����������� �������������� �������� ������� ����� � ����������������� ����������� ������� ������� � ����������� �����������.
�������������� Mecapion
����������� ��� ���������������
- �������������� ���������������
- ������� ���������������
�������������� � ����� ����� � ������������ ����������
- �������������� ���������������
- ������� ���������������
�������������� KEB ����� SM
- �������������� ���������������
- ������� ���������������
Источник: https://servotechnica.spb.ru/servomotor/
Сервопривод: что это такое, принцип работы, виды, для чего используется
Работа устройства происходит по принципу обратного взаимодействия с системными сигналами. Сервопривод в определенный момент времени получает входящие параметры регулирующего значения и поддерживает его на выходе производимого элемента.
Конструкция устройства
Механизм подобного типа обычно имеет следующие составляющие:
- Привод — электрический мотор с редуктором или похожие устройства. Необходим для уменьшения скорости движения, если она слишком большая.
- Датчик обратной связи или потенциометр, меняющий угол поворота вала.
- Блок, отвечающий за управление и питание.
- Вход или конвертер.
В принципе работы самого простого варианта лежит схема обрабатывания значений, исходящих от датчика обратной связи и настраиваемых входящих сигналов для подачи напряжения необходимой полярности на двигатель. Сложные устройства, работающие с использованием микросхем, учитывают инерцию, обеспечивая ровный период разгона или торможения, что помогает уменьшить уровень нагрузок и добиться точной синхронизации показателей.
Основные характеристики
Механизмы имеют ряд параметров, характеризующих их работу:
- Усиление на валу оказывает прямое влияние на крутящий момент. Это значение является одной из ключевых характеристик, в паспорте устройства может указываться несколько параметров для различных величин напряжения.
- Скорость поворота также имеет важное значение в работе механизма. Обычно указывается в параметре времени – необходимо, чтобы выходной вал изменил свое направление на 60 градусов.
- Указывается тип устройств — цифровой или аналоговый. Цифровые управляются при помощи кодовых команд, которые последовательно передаются через интерфейс. Аналоговые управляются через подачу разных частот, параметры которых задаются определенным образом.
- Питание может быть различным, но у большинства таких агрегатов оно находится в диапазоне 4,8-7,2 вольта.
- Угол поворота. Обычно это значение в 180 или 360 градусов.
- Сервопривод может быть переменного или постоянного вращения.
Имеет значение материал изготовления. Детали могут быть металлическими, пластиковыми, либо в комбинированном составе.
Управление серводвигателем
К устройству по присоединенному к нему проводу подается управляющий сигнал, представляющий собой импульсы постоянной частоты и переменной ширины. При подаче сигнала в проводимую схему генератор производит свой импульс, размер которого устанавливается с помощью потенциометра. Другая часть схемы проводит анализ всех поступаемых сигналов, и если он разный, то происходит включение сервопривода. Если размеры импульсов равнозначные, электромотор отключается.
Серводвигатели отличаются своим разнообразием по конструкции и принципу действия. Модели бывают со щетками и без щеток. Первая категория представлена двигателями постоянного тока. Устройства, имеющие щетки, более разнообразны – к ним относятся шаговые двигатели и работающие от переменного тока. Последняя группа делится еще на два вида — синхронные и асинхронные. Синхронные двигатели, в зависимости от особенностей работы, могут быть вращающимися или линейными.
В работе моторов также используется сервоусилитель – это элемент конструкции, который обеспечивает подачу питания и управление двигателем с постоянными магнитами. Может работать при необходимости и в автономном режиме, при помощи специальной программы, которая предварительно загружается в память устройства.
Агрегаты, гарантирующие высокую точность работы, являются весьма востребованными. Подобные двигатели широко применяются в различных сферах промышленности, всевозможных станках и оборудовании, автомобилестроении.
Область применения
В данный момент сервоприводы получили достаточно широкое распространение. Их можно встретить в точных приборах, автоматах, производящих различные платы, программируемых станках, промышленных роботах и других механизмах. Большую популярность приводы такого типа приобрели в авиамодельной сфере за счет эффективного расхода энергии и равномерного движения.
Сервоприводы меняются и развиваются. В самом начале появления они обладали коллекторными моторами с обмотками на роторе. Постепенно число обмоток выросло, также увеличилась и скорость вращения и разгона.
Позже обмотки начали располагаться снаружи магнита, что также способствовало повышению эффективности работы. Дальнейшие усовершенствования позволили отказаться от коллектора, стали использоваться постоянные магниты ротора.
Наиболее популярны сейчас сервоприводы, которые работают от программируемого контроллера. Это дает возможность создавать приборы высокой точности и современную технику.
Возможность достижения высокой точности часто становится решающим фактором для применения сервопривода. Кроме того, благодаря новым цифровым разработкам, позволяющим предусмотреть различные способы связи с объектами, система использует компьютер для управления и настройки, что значительно упрощает работу.
В различных сферах также используются серводвигатели. Они могут перемещать выходной вал в заданное положение и удерживать его автоматически. Также помогут придать движение какому-либо механизму, координируемому вращениями вала. Для мотора важными параметрами являются равномерность и тональность движения, эффективность затрачиваемой энергии.
Источник: https://techtrends.ru/resources/articles/servoprivod/
Что такое сервопривод
17.03.2013 23:59:00
В данной статье рассмотрим устройство, принцип работы, характеристики и габаритные размеры сервоприводов.
Определение понятия сервопривод
Сервопривод (следящий привод) — привод с управлением через отрицательную обратную связь, позволяющую точно управлять параметрами движения.Сервоприводом является любой тип механического привода (устройства, рабочего органа), имеющий в составе датчик (положения, скорости, усилия и т. п.
) и блок управления приводом (электронную схему или механическую систему тяг), автоматически поддерживающий необходимые параметры на датчике (и, соответственно, на устройстве) согласно заданному внешнему значению (положению ручки управления или численному значению от других систем).
Проще говоря, сервопривод является «автоматическим точным исполнителем» — получая на вход значение управляющего параметра (в режиме реального времени), он «своими силами» (основываясь на показаниях датчика) стремится создать и поддерживать это значение на выходе исполнительного элемента.
Используемые компоненты (купить в Китае):
Arduino UNO 16U2, либо более дешевая Arduino UNO CH340G,
Arduino Nano CH340G, либо Arduino MEGA 16U2, либо более дешевая Arduino MEGA CH340G,
Соединительные провода папа-папа
Сервопривод SG90
Сервопривод MG995
Сервопривод MG996
Полезная вещь для проверки сервориводов
Тестер сервоприводов
Разобравшись с определением перейдем к непосредственному разбору принципа работы сервоприводаДля большей наглядности сразу приведу схематичную картинку внутренностей сервопривода.
Приступим к разбору.Для подключения к контроллеру от сервопривода тянется 3 провода обжатых чаще всего стандартным 3 пиновым разъемом с шагом 2.54мм (1). Цвета проводов могут варьироваться.
Коричневый или черный — земля (минус), красный — плюс источника питания, оранжевый или белый — управляющий сигнал. Об управляющих сигналах расскажу чуть позже. Итак, сигнал приходит на плату которая и будет данный сигнал преобразовывать в импульсы посылаемые непосредственно на двигатель (2). К ней мы вернемся чуть позже.
Наконец-то мы дошли до той детали, благодаря которой мы и можем считывать и задавать угол поворота сервопривода (3).
В интернете нашел отличную GIFку демонстрирующую принцип работы потенциометра.
Принцип работы потенциометра прост. Потенциометр имеет 3 вывода. На крайние выводы подается плюс и минус питания (полярность не имеет значения), между выводами имеется резистивное вещество, по которому и движется ползунок соединенный со средним выводом. В нашем случае договоримся что на крайнем левом у нас плюс, на крайнем правом минус.
Вращая крутилку из левого крайнего положения в крайнее правое положение мы увеличиваем сопротивление, а вместе с тем и уменьшаем напряжение от входного до условно минимального, которое будем снимать со среднего вывода. Значение минимального напряжения будет зависеть от величины максимального сопротивления у конкретно взятого потенциометра. В рассматриваемых нами сервоприводах чаще всего устанавливают потенциометры на 5 килоОм.
С устройством мы разобрались, теперь вернемся к сервоприводу. Крутилка сервопривода у нас состыкована с выходным валом сервопривода, следовательно при повороте выходного вала мы меняем значение на потенциометре.
Условно примем входное напряжение (ручка потенциометра в крайнем правом положении) равное пяти вольтам, пускай при крайнем левом положении потенциометр погасит все напряжение и минимальное напряжение будет равным нулю, а в средней точке тогда у нас будет два с половиной вольта. Из данных условий у нас получается что при угле в 180° на выходе потенциометра у нас 5 вольт, при 90° 2,5 вольта, а при 0° 0 вольт.
Для чего я это так подробно рассказываю? Возвращаемся снова к управляющей плате.Сервопривод находится в положении 0°. На вход платы управления мы подаем управляющий сигнал который несет в себе информацию о повороте сервопривода на 90°. Электронная начинка платы считывает показания потенциометра, на потенциометре видит 0 вольт, а в программе забито что должно быть 2,5. Вот и весь смысл.
Плата анализирует разницу, затем выбирает направление вращения мотора и будет вращать его до тех пор пока напряжение на выходе потенциометра не станет равным двум с половиной вольтам. Едем дальше. Чтоб не листать страницу снова вверх, в поисках картинки, приведу её ещё раз.
Микромоторчик (4) не в состоянии развить мощное усилие на валу (момент), однако обладает высокой скоростью вращения.
Для преобразования высокой угловой скорости с малым моментом в низкую с высоким, которая нам как раз и нужна, следует использовать редуктор. Редуктор представлен шестернями соединяющими вал моторчика и выходной вал (5). Шестерня с меньшим количеством зубцов ведет шестерню с большим. от этого снижается скорость но повышается момент, Более наглядно понять принцип работы редуктора можно взяв в руки сервопривод и попытаться повернуть качалку сервопривода. Сложно? Конечно, ведь с обратной стороны редуктор превращается в мультипликатор, механическое устройство которое наоборот преобразует низкооборотный мощный момент в высокооборотный слабый.
Основные характеристики сервоприводов:
• Усилие на валу
Усилие на валу, он же момент это один из самых важных показателей сервопривода и измеряется в кг/см. В характеристиках обычно указывается для двух вариантов напряжения питания, чаще всего для 4.8В и 6.0В.
Момент в 15 кг/см означает что сервопривод способен удержать неподвижно в горизонтальном положении качалку с плечом в 1 см и подвешенным к ней грузом массой 15 кг либо же удержать груз в 1 кг на качалке с плечом в 15 см.
Длина плеча качалки обратно пропорциональна массе удерживаемого груза.
Для данного привода при длине в 2 см мы получим 7.5 кг, а уменьшив длину рычага до 0,5 см получим уже целых 30кг
• Скорость поворота
Скорость поворота также является одной из самых важных характеристик. Ее принято указывать во временном эквиваленте требуемом для изменения положения выводного вала сервопривода на 60°. Данную характеристику также чаще всего указывают для 4.8В и 6.0В.
Например характеристика 0.13сек/60° означает что поворот данной сервы на 60° может быть совершен минимум за 0.13 секунды.
• Тип сервоприводов
Цифровые либо аналоговые
• Напряжение питания
Для большинства хоббийных сервоприводов колеблется в диапазоне от 4.8 до 7.2В
• Угол поворота
Это максимальный угол на который может повернуть выходной вал. Сервоприводы по углам поворота в основном бывают на 180° и 360°.
• Сервопривод постоянного вращения
Выпускаются сервоприводы и постоянного вращения. Если нет возможности приобрести такой, но очень нужно, то можно переделать обычный сервопривод.
• Тип редуктора
Редукторы сервопривода выполняют из металла, карбона, пластика либо компонуют из металлических и пластиковых шестерней.
Пластиковые шестерни слабо выдерживают нагрузки и удары, зато обладают очень малым износом. Карбоновые прочнее пластиковых, но намного дороже. Металлические выдерживают большие нагрузки, удары, падения, однако износ у этого типа шестерней самый большой.
Также хочется отметить что и выходной вал на различных сервоприводах устанавливается по разному. На большинстве вал скользит на втулках скольжения, на более мощных сервоприводах уже используются шариковые подшипники.
Типоразмеры сервоприводов:
Сервоприводы делятся на 4 основных типоразмера. Далее приводятся типы сервоприводов с указанием веса и размеров. Размеры различных сервоприводов могут незначительно откланяться от приведенных ниже.
• Микро: 24мм x 12мм x 24мм, вес: 8-10 г.
• Мини: 30мм x 15мм x 35мм, вес 23-25 г.
• Стандарт: 40мм x 20мм x 37мм, вес: 50-80 г.
• Гигант: 49x25x40 мм, вес 50-90 г.
Цикл статей о сервоприводах:
• Подключение сервоприводов к Arduino
• Отличие цифрового сервопривода от аналогового
Купить в России Сервоприводы различных размеров
В данный момент еще реализованы не все элементы нашего сообщества. Мы активно работаем над ним и в ближайшее время возможность комментирования статей будет добавлена.
Источник: https://zelectro.cc/what_is_servo
Сервомотор, ремонт сервомотора
Сервомотор – электродвигатель, имеющий обратную связь и управляемый с помощью сервопривода. Промышленное оборудование, такое как сервомотор широко распространено на промышленных предприятиях, где нужна максимальная точность исполнения.
Один из самых распространённых брендов в нашей стране это сервомотор Siemens.
Сказать, что Siemens абсолютный лидер на рынке сервомоторов, заблуждение, существуют сотни производителей промышленного оборудования, занимающиеся разработкой и производством сервомоторов, цены у каждого производителя могут сильно отличатся.
Скажем европейский производитель не может конкурировать с китайским, предложив наименьшую цену. С другой стороны, если выбирать максимально надежное промышленное оборудование, то европейские сервомоторы выгодно отличаются от своих китайских собратьев.
Да, рынок сервомоторов просто кишит предложениями, вот лишь несколько производителей:
- Siemens;
- Allen-Bradley;
- Fanuc;
- Omron;
- Bosch Rexroth;
- Yaskawa;
- B&R
- Mitsubishi;
- Schneider electric;
- Lenze;
- Stober;
- Keb;
- Kollmorgen;
- Baumuller;
- Beckhoff.
Перечислять бренды можно бесконечно долго, в любом случае, где будет стоять знак равенства между ценой и качеством решать только вам.
Ремонт сервомотора
Ремонт сервомотора достаточно трудоемкий, сложный, требующий достаточное количество времени процесс.
В силу конструктивных особенностей, каждый ремонт сервомотора кардинально отличается от предыдущих, требуя от специалиста максимальной сосредоточенности, аккуратности и профессионализма.
Именно поэтому, ремонт сервомоторов должен проходить в сервисном центре, с применением специального ремонтного оборудования. По завершению ремонта, сервомотор в обязательном порядке проверяется на стенде как без, так и с подключенной нагрузкой.
При ремонте сервомотора мы не только перематываем обмотки двигателя, мы также меняем все что подвержено износу, подшипники, сальники и даже тормозные диски. Мы используем только оригинальные запасные части.
Схемы сервомоторов
Схема сервомотора – каждый сервомотор имеет различное количество устойчивых положений, от 4-ех до 6-и зависит от производителя, серии, модели. Соответственно схема намотки у каждого сервомотора радикально отличается:
- Количеством витков;
- Сечением провода;
- Направлением намотки;
- Подключением обмоток (звезда, треугольник)
Подобные сведения не распространяются, а база схем сервомоторов копится годами. Каждый сервисный центр имеет свои наработки и схемы сервомоторов.
Почему именно мы
Компания «Кернел» ремонтирует сервомоторы с 2002 года, накопив за эти годы колоссальный опыт готова прийти к вам на помощь. Мы уделяем максимальное внимание качеству ремонта, что позволяет нам давать полугодовую гарантию.
Обращаясь за ремонтом сервомотора в нашу компанию, вы гарантированно получите:
- Глубокую диагностику сервомотора;
- Качественный и профессиональный ремонт сервомотора;
- Адекватную стоимость ремонта;
- Гарантию на все выполненные работы 6 месяцев.
Как с нами связаться
Если вас заинтересовало предложение по ремонту сервомотора, оставьте заявку на ремонт с помощью формы размещенной на сайте, или свяжитесь с нашими менеджерами.
Вот далеко не полный список производителей промышленной электроники и оборудования, ремонтируемой в нашей компании.
Источник: https://remontservo.ru/pages/publications/article-109/servomotor-remont-servomotora
Как подключить сервопривод к питанию
Сервопривод Ардуино (англ. – arduino servo) – устройство с электрическим мотором, которое можно повернуть на определенный угол и оставить в этом положении на определенное время.
Сервомоторы Ардуино по сути своей отличные устройства, которые могут поворачиваться в указанное положение и могут применяться в огромном количестве областей. Особенно сейчас их чаще всего применяют в робототехнике.
Обычно у них есть выходной вал, который может поворачиваться на 180 градусов. Используя Arduino мы можем задать сервомотору определенное положение в которое он перейдет.
Изначально сервоприводы начали использовать еще задолго до появления Ардуино, скажем так, в мире пультов дистанционного управления (RC), как правило, для управления рулевым колесом игрушечных машинок или крыльями самолетов. Со временем они нашли свое применение в робототехнике, автоматизации и, конечно же, в мире Ардуино.
В нашем материале мы увидим как подключить сервопривод Ардуино, а затем как управлять этим полезным механизмом и поворачивать его в определенные положения.
Как это работает
Сервоприводы Arduino – это умные устройства. Используя только один входной пин, они получают значения для позиционирования от микроконтроллера и переходят в это положение. Как можно увидеть на рисунке в самом начале статьи внутри они имеют двигатель и цепь обратной связи, которая гарантирует, что вал/рычаг сервопривода достигнет желаемого положения.
Но какой сигнал сервомоторы получают на входе? Это прямоугольная волна, подобная PWM (англ. – pulse-width modulation, широтно-импульсная модуляция). Каждый цикл в сигнале длится 20 миллисекунд, и большая часть времени в значении LOW.
В начале каждого цикла значение сигнала становится HIGH на время от 1 до 2 миллисекунд. При 1 миллисекунде она составляет 0 градусов, а при 2 миллисекундах – 180 градусов, а в промежутке значение от 0 до 180. Это очень хороший и надежный метод.
График выше упрощает понимание.
Комплектующие
Нам понадобятся следующие детали:
- Плата Arduino (подключенная к компьютеру через USB), подойдет Arduino Uno;
- Сервопривод;
- Перемычки.
В мире сервомоторов мало известных брендов. Как пример, можно взять Hitec и Futaba, которые являются ведущими производителями сервоприводов для RC-моделей. Но в целом найти подходящий на АлиЭкспресс и подобных сайтах не сложно.
Подключение сервопривода к Ардуино
Схема подключения ниже:
Сервомотор имеет много встроенных деталей: двигатель, цепь обратной связи и, самое главное, драйвер мотора. Ему просто нужно дополнительно питание, земля и один контрольный пин. Ниже шаги для подключения сервопривода к Arduino, но вы можете всегда свериться с изображением выше.
- Сервомотор имеет гнездовой разъем с тремя контактами. Самый темный или даже черный – это обычно земля. Подключите его к GND Arduino.
- Подключите кабель питания, который по всем стандартам должен быть красным к 5В на Ардуино.
- Подключите оставшийся контакт разъема сервопривода к цифровому выходу на Arduino.
Также ниже приводим пример подключения двигателя и Arduino Diecimilia. Фото найдено на официальном сайте производителя микроконтроллеров.
Для этого варианта подключение следующее:
- Подключите красный от сервопривода к +5 В на ардуине.
- Подключите черный/коричневый от сервопривода к Gnd на ардуино.
- Подключите белый/оранжевый от сервопривода к аналоговому 0 на arduino.
Скетч для сервопривода Ардуино
Скетч ниже заставит сервопривод переместиться в позицию 0 градусов, подождать 1 секунду, затем повернуться на 90 градусов, подождать еще одну секунду, после повернуться на 180 градусов и перейти в первоначальное положение.
Также дополнительно мы используем библиотеку servo – скачайте ниже или в нашем разделе Библиотеки.
Содержимое zip-файла размещается в папку arduino-xxxx/hardware/liraries.
Если сервомотор подключен к другому цифровому контакту, просто измените значение servoPin на значение используемого цифрового вывода.
Наш код просто объявляет объект и затем инициализирует сервопривод с помощью функции servo.attach(). Мы не должны забывать подключать серво библиотеку. В цикле мы устанавливаем сервопривод на 0 градусов, ждем, а затем устанавливаем его на 90, а затем на 180 градусов.
Второй скетч для варианта с Arduino Diecimilia ниже.
Нам достаточно будет скачать и подключить библиотеку из архива:
Стандартные методы серво-библиотеки
attach(int)
Соединение пина и сервопривода. Вызывает pinMode. Возвращает 0 при ошибке.
detach()
Отсоединение пина от сервопривода.
write(int)
Установка угла сервопривода в градусах, от 0 до 180.
read()
Возвращает значение, установленное write(int).
attached()
Возвращает 1, если серво в настоящее время подключен.
Дополнительные примеры скетчей
Следующий код позволяет вам контролировать серводвигатель на пине 2 с помощью потенциометра на аналоговом 0.
Следующий код – это поворот (пинг/понг) на выводе A0 с переменной скоростью.
Дополнительные возможности
Управление сервоприводами на Ардуино очень простое и мы можем использовать еще несколько интересных фишек.
Контроль точного времени импульса
Ардуино имеет встроенную функцию servo.write(градусы), которая упрощает управление сервомоторами. Однако не все сервоприводы соблюдают одинаковые тайминги для всех позиций. Обычно 1 миллисекунда означает 0 градусов, 1,5 миллисекунды – 90 градусов, и, конечно, 2 миллисекунды означают 180 градусов. Некоторые сервоприводы имеют меньший или больший диапазон.
Для лучшего контроля мы можем использовать функцию servo.writeMicroseconds(микросекунды), которая в качестве параметра принимает точное количество микросекунд. Помните, 1 миллисекунда равна 1000 мкс.
Несколько сервоприводов
Чтобы использовать более одного сервопривода в Ардуино нам нужно объявить несколько серво-объектов, прикрепить разные контакты к каждому из них и обратиться к каждому индивидуально. Итак, нам нужно объявить объекты – столько сколько нам нужно:
Затем нам нужно прикрепить каждый объект к сервомотору. Помните, что каждый сервопривод использует отдельный пин:
В конце концов, мы должны обращаться к каждому объекту индивидуально:
Подключение. Земля сервоприводов идёт на GND Arduino, питание на 5В или VIN (в зависимости от входа). И, в конце концов, каждый привод должен быть подключен к отдельному цифровому выводу.
Источник: https://hd01.ru/info/kak-podkljuchit-servoprivod-k-pitaniju/