Как пользоваться мультиметром в автомобиле

Как пользоваться мультиметром DT, инструкция, видео

как пользоваться мультиметром в автомобиле

Для того чтобы прозвонить провода автомобильной проводки обязательно нужно знать, как пользоваться мультиметром. Необходим и сам мультиметр: цифровой или аналоговый, – неважно. Цифровой отличается от аналогового только способом индикации. У первого результат измерения показывается на ЖК-дисплее у второго при помощи стрелочного индикатора.

Что такое мультиметр

Мультиметром называют электроизмерительный прибор, позволяющий измерять несколько параметров. Их минимальный набор:

  • напряжение;
  • сила тока и электрическое сопротивление участка цепи;

То есть это устройство в одном корпусе содержит несколько приборов. Его название происходит от английского multimeter, что дословно можно перевести как «множественный измеритель». Ранее этот комбинированный прибор у нас назывался тестером или авометром. Последнее название – сокращение от слова ампервольтомметр, на мой взгляд, лучше всего отражает сущность устройства.

Итак, это устройство обычно объединяет в себе вольтметр, амперметр и омметр. Буквы DT в названии мультиметра это сокращение от Digital Tester, что означает цифровой тестер. Значит мультиметр, название которого начинается с DT, будет оснащен цифровым дисплеем. Принцип работы со всеми цифровыми тестерами одинаков.

Поэтому если вы освоите, например, DT 832, вы будете знать, как пользоваться мультиметром с любым обозначением, начинающимся с DT. Ниже мы рассмотрим, как пользоваться мультиметром.

Применение прибора

Проверка электрооборудования авто невозможна без знания того, как пользоваться мультиметром. Для этого будет рассмотрена на примере доступного по цене, а в эксплуатации похожего на своих китайских собратьев, мультиметра DT 832. Он обладает точностью измерения достаточной для ремонта электрооборудования автомобиля. А розничная цена его обычно не превышает 100 р. Он имеет 3 гнезда для подключения щупов:

  • нижнее – общее;
  • верхнее – для измерения силы тока;
  • среднее – для измерения напряжения и сопротивления.

Чтобы измерить любой из вышеперечисленных параметров, нужно подключить к прибору два вывода со щупами. Один к общему гнезду, другой к гнезду для измерения соответствующей величины. После этого переключателем режимов работы выбрать нужный режим, и проверить величину параметра. Щуп общего провода оснастите зажимом. Операция эта нехитрая крокодил просто надевается на щуп, если он плохо держится, сдавите его надевающуюся часть пассатижами чтобы она сидела плотнее.

Вот что нужно сделать, чтобы прозвонить и узнать, не замыкают ли провода на массу авто. Подключить провода со щупами к нижнему и среднему гнезду. Переключателем рода работы выбрать режим измерения сопротивления не более 200 Ом, обозначенный Ω 200.

Обесточить цепь, которую нужно прозвонить и отключить ее от потребителей (если это лампочки, то можно просто вынуть их из патронов). Обеспечьте контакт одного щупа с массой авто, а другого поочередно с проводниками, которые нужно проверить. Припаяйте к одному щупу иглу и прокалывайте ей изоляцию проводов. Если прибор покажет сопротивление от нуля до нескольких Ом, значит у провода есть контакт с массой.

В этом же режиме можно проверить наличие или отсутствие обрыва провода. Для этого нужно щупы присоединить к его концам. В таком случае при отсутствии обрыва индикатор должен показать 0, показание в несколько десятков Ом будет свидетельствовать о наличие надлома или плохого контакта в разъеме на этом участке проводки. При обрыве показания прибора будут такими же, как с разомкнутыми щупами.

Для уточнения того что должен показать прибор, если исследуемый участок цепи цел, перед исследованием замкните щупы и посмотрите на индикатор.

Если вы пользуетесь мультиметром в режиме омметра, для того чтобы прозвонить проводку авто, полярность подключения щупов соблюдать не нужно.

Измерения напряжения

Прибор имеет высоковольтные диапазоны измерения напряжения, но для ремонта электрооборудования авто они не пригодятся. А высоковольтные провода проверяют только на отсутствие внутренних обрывов омметром. Остальные высоковольтные элементы электрооборудования авто тоже не проверяются вольтметром. Из них при помощи DT 832 можно проверить только резистор в бегунке распределителя зажигания, но и его следует проверять в режиме омметра.

Для измерения напряжения щупы подключить к нижнему и среднему гнезду на лицевой стороне прибора. Переключателем, находящимся там же, выбрать режим измерения постоянного напряжения до 20 V (V─ 20). Обеспечить контакт щупа общего провода DT 832 с массой авто, а другого щупа с участком проводки, где нужно провести измерения. Считать показания с дисплея.

Высоковольтные диапазоны измерения переменного напряжения пригодятся вам для того, чтобы прозвонить проводку в квартире.

Измерение силы тока

Сила тока потребляемая каким-либо электрическим устройством авто. Разъедините цепь питания электроприбора. Щупы к DT 832 подключите к нижнему и верхнему гнезду. Переключатель режимов установите в положение измерения силы тока на ток несколько больший, чем может потреблять устройство.

Если потребитель не маломощный, это будет режим А 10. В разрыв питания подключите DT 832. Общий провод тестера подключите к проводу, идущему от потребителя. Щуп, подключенный к верхнему гнезду тестера, соедините с проводом, подающим питание. Когда потребитель выключен, тестер покажет вам ток утечки электроприбора.

Включив его, на дисплее вы увидите потребляемый им ток.

Для измерения напряжения вход измерительного прибора подключается параллельно бортовой сети автомобиля. Для измерения же силы тока вход тестера следует подключать только в разрыв питания или массы электроприбора.

Так как подключение мультиметра в режиме амперметра параллельно бортовой сети автомобиля приведет к короткому замыканию с неприятными последствиями вплоть до выхода прибора из строя. Не пытайтесь также замерять ток, потребляемый стартером.

Так как он в десятки раз больше допустимого для этого прибора. Результатом будет выход прибора из строя.

Для чего измеряют напряжение и ток

  • Определение работоспособности генератора авто. Если ваш стартер отказывается часто пускать двигатель. Подключить щупы к нижнему и среднему гнезду тестера, выбрать режим измерения постоянного напряжения до 20 V (V─ 20). Запустить двигатель установить частоту вращения коленвала около 1,2 тыс. об/мин. Включить дальний свет и еще пару потребителей вроде обогревателя заднего стекла. Измерить напряжение на клеммах аккумулятора. Если оно не менее 13,9 и не более 14,2 V, то генератор в порядке. Когда напряжение не находится в этом диапазоне генератор требует ремонта.
  • Определение тока утечки. Если после длительной стоянки стартер вашего авто не всегда пускает двигатель, нелишне будет измерить ток утечки проводки. Для этого нужно подключить щупы к нижнему и верхнему гнезду тестера, выбрать режим измерения постоянного тока до 10 А (А─ 10). Выключив все электроприборы снять одну клемму с аккумулятора. Если случиться выбрать и снять плюсовую клемму тогда щуп общего провода прибора нужно присоединить к ней, а другой к плюсовой клемме аккумулятора. Показания индикатора и будут током утечки электрооборудования.
  • Проверка верности выбора сечения провода для подключения дополнительного электрооборудования. Для этого нужно включить вновь установленное устройство, и измерить напряжение питания на его клеммах. Если сечение провода питания меньше необходимого, тестер покажет напряжение меньше напряжения в сети, так как при прохождении тока по проводу недостаточного сечения на нем будет возникать значительное падение напряжения, которое уменьшит напряжение питания.
  • Прозвонить провод на обрыв можно, включив мультиметр в режим измерения напряжения. Для этого на один конец провода нужно подать напряжение, а на другом конце измерять его. Если прибор покажет наличие напряжения на другом конце, то провод цел. Аналогично можно прозвонить провод при помощи контрольной лампочки.
  • Проверить работоспособность диода в мосту генератора можно, включив тестер в режим омметра. Для этого измерьте сопротивление диода в прямом и обратном направлении. Сопротивление исправного диода в прямом включении должно быть близко к 0. В обратном же должно приближаться к бесконечности. Высокое прямое сопротивление диода говорит об обрыве в нем. Низкое обратное свидетельствует о его пробое. И в том, и в другом случае диод требует замены.
  • Мультиметром в режиме омметра можно проверить целость щеток генератора, не вынимая их из электроагрегата. Поиск неисправности подогревателя заднего стекла он тоже облегчит.

Источник: https://autolirika.ru/teoriya/kak-polzovatsya-multimetrom.html

Как пользоваться тестером напряжения в автомобиле — Металлы, оборудование, инструкции

как пользоваться мультиметром в автомобиле

Часто в быту требуется замерить уровень напряжения в сети, потребляемый бытовым прибором ток или просто определить полярность неизвестного источника питания. Для этих целей обычно используют тестер – универсальный прибор для замера числовых значений постоянного и переменного напряжения, силы тока и сопротивления.

Современные тестеры обычно называют мультиметрами, и они имеют расширенный функционал. Благодаря им можно определить полярность диода, замерить емкость конденсатора, а наиболее «продвинутые» модели, оснащенные дополнительным выносным датчиком, позволяют замерять температуру объекта.

Человека, впервые взявшего в руки этот незамысловатый прибор, порой охватывает оторопь и перед ним возникает вопрос – «а как этой штукой пользоваться?». Однако ничего в этом сложного нет если знать:

  • принципиальное устройство тестера;
  • правила выбора типа измерения и установки его пределов;
  • основные правила техники безопасности обращения с этим прибором.

Типы и конструкции современных мультиметров

Сегодня для использования в быту выпускаю два вида тестеров:

  • аналоговые, на котором уровень измеряемых параметров считываются по шкале со стрелкой;
  • цифровые, на жидкокристаллический или светодиодный индикатор (дисплей) которых выводится цифровое значение измеряемого параметра.

Для присоединения к объекту измерения мультиметр комплектуется щупами, заострённые концы которых подсоединяются к точкам замера напряжения, емкости, тока и других параметров.

Для соединения с прибором щупы оснащены гибким разноцветными проводами со штекерами. При этом чёрный провод обычно соответствует минусовому проводнику, а красный — плюсовому.

Этим же цветом маркированы и соответствующие гнезда на лицевой панели.

Впрочем, разноцветная окраска никакой функциональной нагрузки не несет, а выполняется только для удобства пользователя. Последние подключаются к гнездам прибора. Для удобства пользования на наконечники щупов могут одеваться зажимы — «крокодилы».

Сегодня все большей популярностью пользуются цифровые прибороы, в то время как аналоговые (стрелочные) постепенно сходят на нет.

Несомненным достоинством цифровых моделей является и то, что большинство из них не требуют соблюдения полярности при подключении щупов.

Если цифровым прибором измерять напряжение аккумулятора и при этом перепутать «плюс» с «минусом» можно погнуть стрелку индикатора. Цифровой же тестер высветит на индикаторе действующее значение напряжения, только со знаком «минус».

Простой, бытовой китайский тестер, позволяющий измерить:

  • переменное и постоянное напряжение в диапазоне 01000,0 вольт;
  • ток в цепях переменного и постоянного тока;
  • активное сопротивление.

можно приобрести за 200,0250,0 рублей.

Тестер, дополнительно позволяющий измерять основные параметры транзисторов и диодов, а также при помощи термопары или терморезистора определять температуру, обойдется не дороже 500,0 рублей.

Если раньше выпор диапазона (предела) измерений осуществлялся путем «втыкания» штекера в различные гнезда на передней панели прибора, то сегодня подавляющее большинство приборов имеет пакетный переключатель, вращением рукоятки которого устанавливается нужный предел.

Перед тем как пользоваться тестером-мультиметром необходимо изучить обозначение гнезд, расположенных на лицевой панели прибора, к которым подключаются штекера для замера различного вида электрических параметров.

На простых приборах, предназначенных для измерения напряжения, тока и сопротивления имеется несколько гнезд, обозначенных аббревиатурой «АСV», «DCA» и некоторыми другими буквами (зависит от модели и функциональности прибора). В этих обозначениях буквы означают:

  • «DC» — гнездо для замера параметров постоянного тока;
  • «AC» — гнездо для переменного тока;
  • «V» — напряжение («V» — «В» — вольты);
  • «A» — ток («A») – амперы).

В некоторых моделях трехзнаковое обозначение может отсутствовать и гнезда обозначаются более понятно: «V~», «V±», «А» и некоторыми другими.

Измерение электрических параметров

При измерении значений интересующих параметров необходимо знать:

  • напряжение измеряется при параллельном подключении щупов тестера к источнику (электророзетке, клеммам аккумулятора);
  • ток измеряется в разрыве электрической цепи;
  • сопротивление, емкость, индуктивность — при подключении щупов к выводам объекта, параметры которого необходимо замерить.

При этом точность проведения замеров для бытовых тестеров обычно составляет 1,0%3,0%, что вызвано схемотехническими решениями и используемыми электронными деталями. Рассмотрим процедуру различных измерений.

Постоянное и переменное напряжение

Постоянное и переменное напряжение измеряется следующим образом.

Подключаем штекера к гнездам на лицевой панели:

  • черный провод к минусовому (массовому) гнезду, обозначенному значком , «COM» или «»;
  • красный к гнезду «DCV» при измерении постоянного напряжения или к «АCV» — для переменного напряжения;
  • вращением рукоятки переключателя выбираем нужный диапазон;
  • подключаем щупы к контактам (клеммам, гнездам) измеряемого источника;
  • считываем величину напряжения с дисплея.

На точность измерения переменного напряжения влияет сопротивление диодов, которые преобразуют его в постоянное. Однако обычно точность замера вполне достаточна для бытовых нужд.

Типы тестер-отверток

При определении величины тока

При определении величины тока штекера к прибору присоединяются аналогично, а щупы подключаются в разрыв цепи, например, между лампочкой и аккумулятором, или электроплитой и сетевой розеткой. При этом достаточно важно определить диапазон измерений, ибо повышенный уровень тока, протекающего через прибор, может привести к его поломке.

Поэтому в некоторых моделях для замера больших значений переменного и постоянного тока имеются отдельные гнезда или значения на шкале переключателя, обозначаемые как «DC10А» или «АC20А».

Измерение сопротивления

Измерение сопротивления резистора, нити накаливания лампы или электроплиты должно проводиться на обесточенном объекте. Для измерения значения выполняем следующие действия:

  • переключатель прибора переводим в диапазон, обозначенный «Ω»;
  • подключаем щупы к концам резистора или контактам электролампочки;
  • считываем с дисплея величину замера.

Для повышения достоверности результата измерение конкретного образца следует провести при различных положениях переключателя диапазона. Аналогично можно определить обрыв провода. Если прибор показывает нулевое значение, значит провод исправен. Если показания скачут или не определены возможен обрыв провода.

Прозвонка диодов

Прозвонку диодов также проводят в режиме измерения сопротивления. К выводам диода поочередно подключают красный и черный щупы. В одном случае сопротивление будет достаточно большим, во втором находится на уровне сотен ом — нескольких килоом.

Уже эта процедура позволяет определить отсутствие или наличие пробоя «р-n» — перехода. Если тестер при подключении к диоду показывает значение в омах — килоомах, значит красный щуп соединен с анодом электронного прибора.

Дополнительные функции

Современные модели бытовых мультиметров часто позволяют проверить параметры биполярных транзисторов, а также определить индуктивность катушек и емкость конденсаторов. Для этого на шкале переключателя имеется специальный диапазон.

Проверка транзисторов

Проверка транзисторов достаточно специфичная процедура и требуется только лицам занимающимся ремонтом радиоэлектронной аппаратуры. Для определения работоспособности биполярного триода используют процедуру аналогичную прозвонке диодов. Щупы поочередно подключают к выводам «база- эмиттер» и «база- коллектор».

Если показания прибора соответствуют показаниям как при проверке «р-n» — перехода диода, транзистор можно считать исправным. Однако определить коэффициент усиления подобным образом не удастся.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать контактную сварку из микроволновки

Определение емкости и индуктивности

Определение емкости и индуктивности производится при переключении мультиметра в диапазон «L» (индуктивность) иkb «С» (емкость). Штекеры прибора подключают аналогично измерению сопротивления. При определении емкости электролитических конденсаторов следует соблюдать полярность подключения.

При проведении замеров сопротивления, емкости и индуктивности, а также при работе с диодами и транзисторами следует пользоваться зажимами-«крокодилами». Если щупы прижимать к выводам пальцами, то сопротивление человеческого тела может внести достаточно большую погрешность в результат измерений.

Использование тестера автолюбителем

Некоторые автолюбители ошибочно считают, что тестер — незаменимый помощник при ремонте и диагностике электрооборудования автомобиля. Однако это далеко не так. Даже истинное значение напряжения на клеммах аккумулятора можно определить только при наличии нагрузочной вилки.

Мультиметром можно «прозвонить» проводку и найти участок обрыва провода, проверить перегорание предохранителя, но использовать бытовой прибор для более сложных работ с электроникой современного автомобиля ни в коем случае не следует. Для этого существуют специальные автомобильные тестеры.

Уход за тестером

Уход за бытовым мультиметром не представляет труда и аналогичен уходу за настенными электронными часами. Единственно что требуется для него – не допускать механических повреждений и периодически менять источник питания.

  Как пользоваться паяльником для пластиковых труб

Если тестер вышел из строя, то большинство пользователей предпочитают выкинуть мультиметр и купить новый. Ремонт этих изделий может обойтись дороже стоимости нового тестера.

Источник: https://spb-metalloobrabotka.com/kak-polzovatsya-testerom-napryazheniya-v-avtomobile/

Как пользоваться мультиметром для чайников: видео

как пользоваться мультиметром в автомобиле

Опытный электрик, который часто работает с сетями и ремонтирует различные устройства, в своем арсенале обязательно должен иметь мультиметр. Этот прибор представляет собой устройство, сочетающее функции омметра, амперметра и вольтметра. В этой статье мы расскажем, как пользоваться мультиметром правильно, какие они бывают и что нужно учитывать при работе с устройством.

Введение

Существует два вида тестеров – электронный (цифровой) и аналоговый. В наши дни аналоговые практически не используются ввиду их большого веса и габаритов. Их давно вытеснили цифровые устройства – они маленькие, удобные и позволяют проводить замеры с высокой точностью измерений. Использовать их несложно, особенно если разобраться с инструкцией и запомнить правила подключения.

Основные обозначения на классическом мультиметре

Далее мы будем рассматривать цифровой прибор, поскольку у вас с вероятностью в 99.9% будет именно он. На передней стороне устройства есть переключатель, его основные режимы:

  1. OFF. Означает, что тестер выключен и не расходует энергию.
  2. ACV. Включен режим работы с переменным током.
  3. DCV. Включен режим работы с постоянным током.
  4. DCA. Измерение постоянного тока.
  5. Ω. Режим измерения сопротивления проводника.

Переключение режимов происходит за счет поворота переключателя в нужную позицию. В нижней или правой части вы обнаружите три разъема, которые используются для подключения измерительных щупов. Чтобы правильно пользоваться цифровым мультиметром, вам нужно понимать режимы их работы.

Внимание: черный кабель всегда включается в com-разъем. Красный включается в гнездо VΩmA, если проводится работа с токами мощностью до 200 мА или мультиметр применяют для измерения сопротивления. Если работа ведется с токами мощнее 200 мА, то кабель подключается к гнезду 10 ADC.

При работе обязательно нужно учитывать это требование. Если вы подадите на гнездо VΩmA высокие токи, то прибор просто выйдет из строя. В лучшем случае у него сгорит предохранитель, в худшем – повредится системная плата.

Как правильно мерить напряжение

Чтобы понять, как пользоваться стрелочным мультиметром для измерения напряжения, вам следует просмотреть видео внизу страницы. Принцип прост – вы включаете щупы, выбираете напряжение и по отклонению стрелки высчитываете значение. Использование электронного устройства еще проще – считать вам ничего не нужно.

К примеру, нужно померить напряжение в розетке. Вы выбираете режим ACV (переменный ток), черный щуп включаете в Com, красный в VΩmA. Вы предполагаете, что в сети 220 вольт, а не 380, поэтому выставляете переключатель на ближайшее значение.

Если непонятно, какое напряжение в сети, то ставьте максимальное значение и понемногу его опускайте.

Классический стрелочный мультиметр

К примеру, на вашем мультиметре три положения – 5 вольт, 200 вольт и 700 вольт. Вы решили померить напряжение в розетке, но не знаете, какое в ней напряжение. Сначала вы ставите 700 вольт и снимаете показания. Прибор показывает 235 вольт. Вы понимаете, что измерения следует проводить в другом диапазоне и переключаетесь на 200. Следующий замер показывает 223 вольта, что является наиболее точным значением.

Если вы меряете напряжение в сети постоянного тока, то нужно переключить ручку в соответствующее положение. Обозначение переменного тока на мультиметреDCV. Далее все делается так же, как и в случае замеров при переменном токе с подбором наиболее точного значения. Замеры делаются при параллельном подключении, а не последовательном, то есть на двух фазах, а не на одной. Снять напряжение с одного провода не удастся.

Внимание: при работе с электричеством будьте осторожны. Думайте, что вы делаете, чтобы не вызвать короткое замыкание и не прикоснуться к оголенным проводам щупами.

Если вам нужно найти фазу, то можно просто использовать индикаторную отвертку – она помогает находить фазу в сетях 220 вольт без использования прибора. Но если вы занимаетесь ремонтом проводки, то обойтись одной отверткой не удастся – фаза может быть везде, а ноль – отвалиться. Но работать мультиметром все равно вы должны уметь – это азы для любого электрика.

Как правильно измерить силу тока

Измерение силы тока начинается с определения того, с каким током приходится работать: переменный или постоянный. Вам нужно установить переключатель в необходимое положение. Затем определитесь, какая сила тока ориентировочно будет в цепи. Подключите второй щуп к соответствующему разъему (до 200 мА в «VΩmA», свыше в разъем «10А»).

Если вы не знаете, какая сила тока, то начинайте измерение с максимальных значений. Если на экране вы увидите меньший ток, то тогда переставьте штекер в другой разъем. Если и при этом значение меньше контрольного, то измените положение ручки на более низкую силу тока. Изучите обозначения на мультиметре, чтобы понимать, какие значения вас интересуют, и работайте от максимальных к минимальным, а не наоборот.

Внимание: для измерения силы тока нужно подсоединять прибор последовательно. Он включается в сеть к одному кабелю, что позволяет определить значение силы тока с высокой точностью.

Виды мультиметров

Меряем сопротивление устройства

Изучая расшифровку обозначений на мультиметре, вы наткнетесь на значок «Ω». Данная шкала используется для измерения сопротивления. Здесь уже не нужно подбирать максимальные параметры – начинать измерение можно с любой позиции. Мы рекомендуем начинать со средних – если показания больше, то переставляйте ручку вперед, если меньше – то назад.

Если вы меряете сопротивление не отдельного элемента, а подключенного к цепи, то обязательно обесточьте ее, иначе прибор выйдет из строя или покажет неверные данные. Это касается любых устройств под напряжением. Если вы ремонтируете пульт от телевизора, то вытаскивайте с него батарейки, если люстру с трансформаторами – то отключайте питание автоматом. В схеме измерения сопротивления не должно быть ничего лишнего – только прибор и само устройство.

Если вы планируете измерять сопротивление в цепи автомобиля (к примеру, проверка стартера или генератора), то обязательно отключайте аккумулятор. Почитайте о том, как пользоваться мультиметром в автомобиле. Учитывайте, что аккумулятор выдает постоянный ток с напряжением в 12 вольт, поэтому подстраивайтесь именно под эти показатели.

Как понять, что вы меряете в неправильном диапазоне? Если при замере на экране высвечивается “Over”, “Ol” или “1”, то это означает, что снять показания не удалось, поэтому переключитесь на шаг выше. Если на экране горит “0”, то нужно наоборот уменьшить значение.

Ничего сложного в измерениях сопротивления нет – вы гарантированно быстро разберетесь с устройством, если изучите инструкцию и запомните несколько основных правил. Всегда начинайте мерить значения с запасом, спускаясь сверху вниз, подключайте прибор правильно и следите за целостностью изоляции щупов, чтобы не устроить короткое замыкание или не получить удар током.

Как правильно прозванивать цепи

Прозвонка – это проверка, есть ли в сети контакт. Этой функцией пользуются в основном продвинутые ремонтники, которые занимаются восстановлением техники или устройств. Обычному человеку эти функции обычно не нужны, но все же вы должны понимать, как ими пользоваться.

Переключателем необходимо выбрать режим прозвонки (он обозначен треугольником с вертикальной линией или вертикальными скобками, похожими на значок “громкость”). Затем щупами нужно прозвонить дорожку. Если она целая, то вы услышите писк динамика.

Внимание: при прозвонке нужно обесточивать сеть, чтобы по ней вообще не текли токи. Использовать мультиметр для прозвонки сетей под напряжением запрещено – он или покажет неверные данные, или выйдет из строя.

Изучите инструкцию, прежде чем пользоваться устройством

В каких случаях необходимо пользоваться мультитестером в прозвоночном режиме? Если вам нужно определить работоспособность кабеля.

К примеру, вы проложили пару десятков кабелей для LAN сети к каждому столу или устройству, но забыли промаркировать их. В этом случае и можно легко определить. Вам надо выбрать один кабель, зачистить на нем два провода и замкнуть их (к примеру, желтый и зеленый).

Потом вы отправляетесь на другой конец пучка и прозваниваете на каждом кабеле зеленый и желтый провод. Когда тестер пискнет, то вы нашли искомый кабель.

Мы перечислили основные правила пользования мультиметром для новичков – этого вполне достаточно, чтобы совершать 95% всех бытовых операций. Домашнему электрику вряд ли понадобится проверка транзисторов и другие сложные функции – они нужны только ремонтникам электроники. Поэтому не стоит забивать себе голову.

Несколько советов

Ниже мы расскажем вам несколько нюансов, которые значительно облегчат вашу жизнь при работе с устройством:

  1. У большинства китайских тестеров щупы очень хлипкие и непрочные. Их можно усилить, если надеть кембрик на место, где из трубки-держателя выходит кабель.
  2. Всегда помните о том, что нужно мерить от больших значений к меньшим. Если вы все же забыли об этом правиле и прибор вышел из строя, не спешите расстраиваться. В нем есть плавкий предохранитель – возможно, он успел спасти плату и перегорел сам. Замените его на новый. Не используйте самодельные предохранители или проволочки – они не спасут блок в следующий раз.
  3. Не забывайте, что прибор работает от батарейки и ее периодически нужно менять. Если на экране появилась надпись Bat, то она скоро сядет.
  4. Переключатель можно вращать в любом направлении, но только в том случае, если щупы не подключены к источнику напряжения. Нельзя воткнуть их в розетку и крутить ручку в обе стороны.
  5. При измерении напряжения не нужно ловить фазу и ноль – можно присоединять щупы к любым контактам. Если полярность будет неправильная, устройство просто покажет значение со знаком минус.

Чтобы вам было легче осваивать прибор, посмотрите видео, как пользоваться мультиметром для чайников. Этот обзор будет понятен даже новичкам.

Источник: https://knigaelektrika.ru/teoriya/kak-polzovatsya-multimetrom-dlya-chajnikov-video.html

Как проверить авто мультиметром, проверка мультиметром утечки тока, высоковольтных проводов, аккумулятора, генератора, датчиков

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого. 

Прежде всего, мультиметр нужен затем,  чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

    • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки. 

Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали,  а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор. 

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы  5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик. 

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.  

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подключить регулятор напряжения

Датчик коленвала

Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным,  возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.  

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом. 

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода. 

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов. 

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею.  Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне,  участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны! 

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Источник: https://avtocod.ru/kak-proverit-avtomobil-multimetrom

Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться

Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.

Зачем он нужен

Мультиметром называют универсальный электроизмерительный инструмент для контроля величин напряжений, токов и сопротивлений в электрической цепи. Так как современный автомобиль, скорее, является электронным устройством, чем средством передвижения, присутствие в его ремкомплекте мультиметра необходимо, даже если автовладелец не является специалистом в электрике.

Научиться пользоваться мультиметром можно за несколько минут. Стоимость такого прибора небольшая, он может оказать несоизмеримо большую помощь в случае неисправности электрооборудования автомобиля.

В настоящее время специально для использования автоэлектриками и автолюбителями выпускаются автомобильные мультиметры. Они адаптированы к измерениям электрических и иных параметров, связанных с работой систем двигателя, заряда аккумуляторной батареи, электрооборудования автомобиля.

Многие мультиметры классифицируются, как автомобильные, только в качестве маркетингового приема. Измеряемые ими параметры не всегда соответствуют потребностям автоэлектриков, тем более, рядовых автолюбителей.

Обзор популярных моделей

Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.

F716

Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:

  • тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
  • проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
  • проверка лямбда зондов;
  • контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
  • измерение тока утечки АКБ;
  • контроль качества заземления;
  • наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.

В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.

Mastech MS6231

Назначение:

  • измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
  • измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
  • измерение частоты оборотов коленвала;
  • измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
  • автоотключение питания;
  • удержание результатов измерений, максимального значения.

Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.

MS8211

Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.

С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов).  Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).

обзор такого мультиметра:

В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:

  • проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
  • тест системы зажигания;
  • контроль генератора;
  • контроль параметров импульсов форсунок.

Весьма оригинальный и полезный прибор.

UNI-T UT105

Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.

автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)

Fluke 88V

Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.

Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.

Trisco DA-400

Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).

Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.

Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю

В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.

Главное — в автомобиле всегда должен быть мультиметр!

Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:

  • измерение напряжения бортовой сети и аккумуляторной батареи;
  • контроль заряда АКБ от генератора;
  • сделал «прозвонку» предохранителей, лампочек и электропроводки;
  • измерение тока утечки;
  • контроль параметров датчиков, прежде всего, сопротивления и напряжения на датчиках.

В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.

Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.

В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и далее  лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.

Как пользоваться мультиметром в автомобиле в различных режимах

Рассмотрим на примере MAS830L.

Как проверить напряжение

Для контроля напряжения на аккумуляторной батарее необходимо красный (положительный) щуп подключить к гнезду 6, черный (отрицательный) — к гнезду 5. Далее переключатель режимов устанавливается на зону 1 измерения постоянных напряжений на предел 20 Вольт (20V). Напряжение нормально заряженного аккумулятора от 12,4 до 12,8 вольт. При заведенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно увеличиться до 13,5 – 14,5 Вольт. Это свидетельствует о работоспособности генератора автомобиля.

Как измерить ток

Чаще всего этот режим используется для измерения токов утечки в цепи аккумуляторной батареи.

Измерение тока осуществляется в разрыв электрической цепи.

Чтобы измерить ток утечки, необходимо отключить положительную клемму аккумуляторной батареи, затем переключить режим в положение 10А (на режиме 8). Положительный щуп подключить к гнезду 4, отрицательный – к гнезду 5. Красный (положительный) щуп подключить к клемме «+» аккумуляторной батареи, черный (отрицательный) – к отключенной положительной клемме.

Будьте осторожны – положительная клемма не должна касаться металлических элементов кузова и двигателя.

На дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Считается нормальным ток утечки до 0,2 Ампер. Для более точных измерения можно перейти на меньший предел измерений. При этом следует переключить красный щуп в гнездо 6.

как мультиметром измерить утечку тока аккумулятора:

Измерение сопротивлений

Чтобы проверить исправность лампочки, следует переключатель режимов установить в зону измерения сопротивлений 2 на предел 200 Ом. Щупы подключить к лампочке. На индикаторе показывается величина сопротивления лампы.

Если на индикаторе будет отображаться 1 в верхнем регистре, значит, лампочка неисправна либо имеет большее, чем 200 Ом сопротивление.

Аналогичным образом измеряют сопротивление датчиков.

«Прозвонка» предохранителей и цепей

Переключатель режимов устанавливается в положение 7. Щупы подключаются к выводам предохранителя. В случае его исправности зазвучит сигнал зуммера. Таким же образом прозваниваются провода. Щупы следует подключать к зачищенным зонам на начале и конце провода.

Проверка диодов

Требуется при проверке диодного моста генератора. Переключатель устанавливается в положение 3, щупы – к проверяемому диоду. В одном включении щупов сопротивление должно быть бесконечным (как на предыдущем рисунке — на индикаторе будет отображаться 1), в другом (прямом) – от 500 до 700 Ом.

На данном мультиметре есть еще режим измерения коэффициента усиления биполярных транзисторов, но он в автолюбительской практике не используется.

Общие рекомендации

Обязательно включите мультиметр в состав бортового инструмента.

Научитесь им пользоваться, для начала хотя бы измерять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. В холодное время года это наверняка пригодится.

Не приобретайте слишком дорогой мультиметр, тем более, профессиональный. Для обычных измерений вполне достаточно обычного тестера.

Проверьте при покупке, есть ли предел измерений тока 10 Ампер. Он часто бывает нужен при контроле цепей автомобиля.

После использования мультиметра в режимах измерения тока и сопротивления, сразу переключите прибор в режим измерения напряжения или выключите его. Измерение напряжения в цепи при случайно оставленном режиме измерения тока либо сопротивления – наиболее частая причина его выхода из строя.

Смотрите чем полезна проверка авто по гос номеру перед его покупкой.

При самостоятельной установке сигнализации мультиметр также будет необходим для проверки правильности подключения.

Источник: https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/pribory/multimetr-dlya-avtomobilya.html

Как пользоваться мультиметром в автомобиле

› Электрика ›

13.12.2019

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Communities › Кулибин Club › Blog › Инструменты: Автоэлектрика. Немного о мультиметре с лампочкой и пробнике

В последнее время на драйве в разных сообществах, появилась тенденция благотворить автомобильный пробник на двух светодиодах. В свое время я их наделал очень много, и считал его панацеей. Но как оказалось автоэлектрику этот простой на первый взгляд прибор, может доставить много хлопот. И после просветления я им почти не пользуюсь. МУЛЬТИМЕТР С ЛАМПОЧКОЙ РУЛЯТ. И ниже попробую объяснить почему. Далее познакомимся с пробником поближе. Рассмотрим плюсы и минусы.

Перейдем к плюсам :+Показывает наличие или отсутствие напряжения+Удобен и компактен+Можно прозвонить провод+Найти тахо сигнал

+При наличии кнопки управлять слаботочным выводом реле

Минусы:-На игле имеется напряжение равное напряжению элементов питания-Низкое входное сопротивление от сотен Ом до несколько КОм-Не видит 5 вольтовую шину

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится датчик заднего хода

-Показания не могут быть достоверны.

Так же существует отличный пробник, разработчиком которого являетcя GDtools , у Дениса в нете есть страница где представлены его устройства.

Сам по себе мультиметр тоже не лишен недостатков, а в связке с лампочкой мощнейший инструмент.

Бывают случаи когда какой либо блок (ECМ, ВСМ или обычная фара) не работают. Причиной тому может послужить провод с оголившей изоляцией, и в следствии попадании влаги провод корродирует, окисляется, образуется купорос (кому как привычнее). При беглом взгляде на провод все хорошо.

Позваниваем пробником светодиод светится красным светом свидетельствуя о наличии напряжени, смотрим мультиметром он нам это подтверждает. Однако если параллельно мультиметру мы подключим лампочку, то картина станет нагляднее. А именно мы увидим просадку напряжения или полное его отсутствие.

Хотя мультиметр и пробник нам говорили обратное.

Также не редко бывают случаи плохой массы или контакта, если мы прозвоним пробником то светодиод светится зеленым светом говоря о том что контакт есть.

Однако мультиметр может показать сопротивление 2 Ома, казалось бы не существенное сопротивление, но если это в проводке AIR BAG где сопротивление пирапотрона от 2 до 3 Ом и к нему прибавится сопротивление плохого контакта.

То 5 Ом в цепи подушек безопасности воспринимается как высокое сопротивление, и высвечивается ошибка B0012 0D (прим. chevrolet cruze). Еще одно очко не в пользу пробника.

Что бы не пустословить приведу примеры написанного выше (если возникнут сомнения можете повторить дома) :

Источник: https://vorota-ryazan.ru/kak-polzovatsja-multimetrom-v-avtomobile/

Как пользоваться мультиметром для чайников

Современные автомобили не обходятся без электроники, более того они просто нашпигованы электрическими цепями и устройствами. Для того, чтобы быстро диагностировать неисправности в электрических цепях автомобиля, вам как минимум понадобиться такой прибор как мультиметр.

В данной статье рассмотрим наиболее распространенные модификации и подробно разберем как пользоваться мультиметром для чайников, т.е. для тех, кто никогда не держал этот прибор в руках, но хотел бы научиться.

Основные разъемы и функции мультиметра

Для того, чтобы лучше понимать о чем идет речь, приведем наглядную фотографию мультиметра и разберем режимы и разъемы.

Начнем с разъемов, куда подключать провода. Черный провод подключается в разъем под названием COM (COMMON, что в переводе означает  общий). Черный провод всегда подключается только в данный разъем, в отличии от красного, который в большинстве случаев имеет 2 разъема для подключения:

  • разъем VRmA – используется для измерения напряжения, сопротивления и токов выше 10 А (Ампер);
  • разъем 10А – используется  для измерения токов до 10 А.

Вокруг центрального указателя вы можете увидеть диапазоны, разделенные белыми контурами, разберем каждый из них:

  • DCV – (DC – постоянный ток, V – напряжение) с помощью данного диапазона измеряется напряжение постоянного тока. На шкалах обозначены вольты и милливольты;
  • ACV – (AC – переменный ток, V – напряжение) соответственно измеряется напряжение переменного тока;
  • DCA – (DC – постоянный ток, A – Амперы) измерение постоянного тока (на приборе указан диапазон от 200 микроампер до 200 миллиампер);
  • 10A – отдельный диапазон измерения более большого постоянного тока, для этого необходимо переставить красный провод в верхний разъем;
  •  hFE – режим проверки транзисторов;
  • Омега – диапазон замера сопротивления.

Замер напряжения постоянного тока батарейки

Приведем наглядный пример, как пользоваться мультиметром, а именно измерим напряжение постоянного тока обычной батарейки.

Поскольку мы изначально знаем, что напряжение постоянного тока в батарейке примерно 1,5 В, то можем сразу ставить переключатель на значение 20 В.

Важно! В случае, если вы не знаете напряжение постоянного тока в измеряемом приборе или устройстве, то всегда необходимо устанавливать переключатель в максимальное значение нужного диапазона и по мере необходимости снижать его, для уменьшения погрешности.

Включили нужный режим, переходим непосредственно к измерению, прикладываем красный щуп к плюсовой стороне батареи, а черный к минусовой – смотрим результат на экране (должен показать результат 1,4-1,6 В, в зависимости от состояния батареи).

Особенности замера напряжения переменного тока

Разберем подробно на что необходимо обращать внимание, если вы замеряете напряжение переменного тока.

Перед работой обязательно проверяйте в какие разъемы вставлены провода, поскольку если при замерах переменного тока, красный провод у вас будет вставлен в разъем для измерения тока (разъем 10 А), то произойдет короткое замыкание, что крайне нежелательно.

Опять же, в случае, если вы не знаете диапазон напряжения переменного тока, то ставьте переключатель в максимальное положение.

Например, в бытовых условиях мы знаем, что напряжение в розетках и электроприборах приблизительно 220 В, соответственно на приборе можно смело ставить 500 В из диапазона ACV.

Как измерить утечку тока в автомобиле мультиметром

Рассмотрим, как измерить утечку тока в автомобиле с помощью мультиметра. Предварительно отключите всю электронику и достаньте ключ из замка зажигания. Далее необходимо скинуть минусовую клемму с аккумулятора (плюсовую оставить без изменений).

Выставляем мультиметр в режим измерения постоянного тока 10 А. Не забываем переставить красный провод в соответствующий разъем (верхний, соответствующий 10 А).

Один щуп подключаем к клемме на отсоединенном проводе, а второй непосредственно к минусу аккумулятора.

Немного подождав, пока значения перестанут прыгать, вы увидите требуемое значение утечки тока в вашем автомобиле.

Какое значение утечки является допустимым

  • Минимально допустимым значением является 15 мА;
  • Максимальное же значение утечки тока в автомобиле составляет 70 мА.

Если максимальное значение у вас превышено, то необходимо переходить к поиску утечки. Утечку могут создавать любые электрические приборы автомобиля.

Основной принцип поиска – поочередное вытаскивание предохранителей и сверка значений утечки. Если вы сняли предохранитель и значение утечки на приборе не изменилось, то значит с прибором, за который отвечает данный предохранитель все нормально. А если после снятия значение начало прыгать, то с соответствующим прибором что-то не так.

Источник: https://turboracing.ru/elektrooborudovanie/kak-polzovatsya-multimetrom-dlya-chaynikov-video/

Что такое мультиметр и что им можно измерять? Как можно пользоваться мультиметром дома или в автомобиле

  • Виды и типы мультиметров
  • Что можно измерять мультиметром, виды измерений
  • Как пользоваться прозвонкой при работе с мультиметром
  • (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: «R-A-324870-5», renderTo: «yandex_rtb_R-A-324870-5», async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(«script»)[0]; s = d.createElement(«script»); s.type = «text/javascript»; s.src = «//an.yandex.

    ru/system/context.js»; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»); Как использовать мультиметр в автомобиле

Доброго всем времени суток! Сегодня тема статьи техническая и посвящена будет одному из распространенных приборов. Правда не многие о нем знают, или что-то слышали, но не представляют себе что это за прибор. Часто его называют «тестер», часто «мультиметр.

На досуге или на работе — вещь довольно нужная.

Мульти́ме́тр (от англ. multimeter), те́стер (от англ. test — испытание), аво́метр (от ампервольтомметр) — комбинированный электроизмерительный прибор, объединяющий в себе несколько функций. В минимальном наборе включает функции вольтметра, амперметра и омметра.(Из Википедии).

Мультиметры могут быть как переносными для измерения базовых показаний, так и стационарными. Мультиметр еще называют универсальным тестером. Самыми типичными измерениями являются напряжение, сила тока и сопротивление. Таким образом, для того что бы выяснить, что же происходит в электрической цепи, имеется ли в ней напряжение и какое там сопротивление, нам как раз и понадобится этот прибор.

Виды и типы мультиметров

Сегодня очень много видов мультиметров, У кого какой функционал. Есть приборы для профессионалов, кабельщиков, радиолюбителей. Есть попроще. Как и всех других приборов, тестеров два типа. Это аналоговый и цифровой. Правда аналоговых – это которые со стрелкой – сейчас уже, практически нет.

Они редки, их использут те, кто так и не смог привыкнуть к цифровым. Для стрелочных мультиметров характерна иногда большая точность измерения. Но, В основном промышленность выпускает уже более современную модификацию – цифровой тестер. Принципиально он ничем не отличается, только на экране у него не стрелка, а цифры. В принципе, это несколько удобнее.

Сравните верхнюю фотографию аналогового тестера и эту – цифрового:

Согласитесь, что цифровое обозначение гораздо более удобное, чем стрелочное, где еще надо показание стрелки по шкале определить. Правда для тех, кто долго работал на аналоговом тестере это не составит особого труда. Однако Есть модели, на которых имеется и стрелка, и цифры. Это удобно в плане обновления информации. На цифровом дисплее она обновляется до 4 раз в секунду, а на аналоговом до 20.

В результате оценить измеряемую величину мы можем несколько быстрее и качественнее, пусть не так и точно.Некоторые современные модели даже отображают графический сигнал, как на осциллографе. Поскольку сейчас все компьютеризировано, то есть и такие модели, которые работают из-под компьютера и сразу передают показания на него.

В общем, различных моделей тестеров очень много. Главное, при выборе учитывать показатель точности прибора. Ну и конечно, функционал. Ведь с помощью этого прибора кроме базовых измерений можно искать проводку в стенах, мерить емкость конденсаторов, снимать характеристики магнитных полей, мерить частоты.. Все зависит от направленности и вашего уровня. Мы сегодня  остановимся на самых простых  и нужных измерениях.

Что можно измерять мультиметром, виды измерений

Как уже говорилось, мультиметр измеряет в основном электрические характеристики. Правда есть и такие модели, которым дано «понять» и температуру. Однако, изначально аналоговые тестеры предназначались именно для снятия электрических показателей.

На заре эксплуатации аналоговых приборов, они были в основном у специалистов электриков. Теперь же, появление цифровой техники, позволило приобрести их любому, кто так или иначе связан с работами по электричеству.

 Даже элементарно, если вы занимаетесь ремонтом компьютеров или телефонов, то вам без этого прибора не обойтись.

Где можно применить мультиметр? Да везде, где необходимо измерить напряжение и силу тока. Это и электродвигатели, и радиодетали, и различные переключатели, катушки индуктивности, микросхемы, а так же реле и многое другое.

Тестером можно измерить напряжение постоянного и переменного тока, сопротивления проводника или участка цепи, силу тока на нем, причем с включенной нагрузкой. А цифровые тестеры могут измерять еще и емкость конденсаторов.На этом фото показан внешний вид недорогого, распространенного тестера:

Прежде чем начать работу, нам необходимо установить режим. Для этого используется переключатель с нанесенной на нем точкой. Стоящий вертикально вверх переключатель (положение off) означает, что прибор выключен. Кроме этого имеется еще ряд режимов, которые означают следующее:

  •  V или ACV — режим измерения переменного напряжения;
  •  A с прямой чертой — измерение постоянного тока;
  •  A с волнистой чертой — измерение переменного тока;
  •  V или надпись DCV — для измерения постоянного напряжения;
  •  Ω — измерение сопротивлений.

В измерении любого из этих показателей ничего сложного нет. Для этого ставим переключатель в нужный режим и необходимый диапазон (указывается цифрами). После этого один щуп прикладываем к одному входу, а второй щуп – к другому.

Цифры, высветившиеся на дисплее покажут получившееся значение. Иногда может высветиться 0. Это значит, что надо уменьшить диапазон. Если же на экране увидим следующее: «ol» или «over», или «1», значит диапазон, наоборот, надо увеличить.

Как пользоваться прозвонкой при работе с мультиметром

Прозвонка — самый ходовой режим. Бывает, что возникают такие ситуации когда перестает работать розетка или выключатель, пропадает контакт, или вообще происходит обрыв в цепях питания.

Для этого необходим тестер, чтобы проверить, или как говорят электрики, прозвонить участок цепи или сам прибор. Наверняка, многие слышали подобный термин. Проще говоря, он означает проверку мультиметром на наличие или отсутствие контакта между проводами.

Еще говорят «проверка на обрыв». Если прибор не запищал — обрыв.

Перед использованием режима прозвонки не забываем отключить проверяемый объект (провод или устройство от электричества!

Далее, чтобы произвести проверку, переводим мультиметр в режим прозвонки (на рисунке показано красной стрелкой и подписью прозвонка). Касаемся щупами концов проводника. Если мультиметр издаст при этом звонок, следовательно обрыва нет. Если же будет молчать, значит обрыв имеется. Кстати, Удобно использовать щупы с зажимами типа «крокодил», руки при этом становятся свободны, а контакт щупов с проводом — надежнее

В общем, как видите ничего сложного. По дому бывает при починке или проверке чего-либо пользуюсь прозвонкой. В случае с люстрой или розеткой к примеру все очень просто ток либо есть, либо нет. И прозвонка помогает быстро установить перебитый провод.

Как использовать мультиметр в автомобиле

Часто мультиметр используют и при ремонте и обслуживании автомобилей и другой техники. Оно и понятно, электрики там полно.  К тому же мультиметр компактен, его можно использовать как иконтрольную лампу Что здесь измеряем с помощью мультиметра? Это исправность генераторов, стартеров, аккумуляторных батарей. Здесь мы получаем данные о напряжении и силе тока. Кроме того, проверяется и система зажигания. С этой целью прозваниваются свечи, сопротивления изоляторов, катушки зажигания.

Проводка на предмет ее обрыва или же короткого замыкания проверяется в  уже знакомом нам режиме прозвонки. Так же, можно установить, целостность спирали в лампе накаливания, не вытаскивая лампы из блока фары. Для этого разъединяем разъем питания фары и измеряем все показатели. Это очень удобно, если для того что бы достать фару, нужно долго ковыряться. Для таких измерений подойдет любой мультиметр. Однако промышленность выпускает и специальные автомобильные тестеры, как, например, такой:

Самая часто встречающаяся проблема среди автомобилистов — это исправность аккумулятора. Например, зимой эти болезни очень явно обозначаются,  особенно, если автомобиль стоит на улице. С помощью мультиметра можно оперативно оценить степень разряда аккумуляторной батареи. Все операции проводим перед пуском двигателя. Мультиметр выставляем в режим изменения постоянного тока (DC):

Зная, что напряжение на клеммах полностью заряженной, исправной батареи равно 12,8  — 13 вольт, мы измерив напряжение, можем приблизительно узнать степень разряда аккумулятора, не снимая его с автомобиля. Для этого нужно щупы мультиметра  поднести к клеммам аккумулятора и считать показания:

  • напряжение 12,6 вольт говорит о 75% заряда батареи;
  • напряжение 12,2 вольта говорит о 50% заряда;
  • напряжение 12 вольт указывает  примерно на 25 %  оставшегося заряда;
  • менее 12 вольт — аккумулятор полностью разряжен.

Можно например, проверить работоспособность автомобильного аккумулятора  при покупке — мало ли что. В видеоролике наглядно показано, как  это делается:

Автомобилистам необходимо иметь в бардачке такой прибор хотя бы ради аккумулятора. При этом следует помнить, что на величину напряжения, которое на клеммах могут влиять подключенная к аккумуляторной батарее электроника автомобиля и температура окружающей среды.

Как известно, при сильных морозах величина напряжения на клеммах понижается — ведь  аккумулятор — это химический источник тока.

  В общем, научиться работать с мультиметром нисколько несложно, а имея под руками такой прибор, вам не нужно для диагностики вашего оборудования приглашать мастера, а самому быстро оценить ситуацию.

Источник: https://fast-wolker.ru/chto-takoe-multimetr.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
220 вольт