Как сделать споттер своими руками

Схемы самодельных споттеров из аккумулятора, микроволновки и сварочного аппарата

Из-за уменьшения толщины металла процесс рихтовки кузовных элементов автомобиля стал более трудоемким. Недостаточно использование традиционных инструментов – молотка и подкладок. Для фиксации металла применяют споттер – разновидность сварочного оборудования. Дороговизна заводских моделей стала причиной появления самодельных аналогов.

Методика изготовления споттера из микроволновки

Главное отличие от сварочного автомата или полуавтомата – импульсный режим работы. Для этого понадобится конденсатор большой емкости с системой управления. Время импульса должно быть минимальным — до 0,5 сек. В противном случае вместо контактной сварки будет отверстие в металле.

Конструкция состоит из двух блоков – трансформаторов и управления. Для первого можно использовать сердечник без обмотки из микроволновки. Его сечение – от 400 мм². Дополнительно потребуются провода 2,5 и 50 мм².

Порядок изготовления:

  1. Удалить обмотку из сердечника.
  2. Сделать первичную обмотку из провода 2,5 мм² (200 витков) и вторичную 50 мм² (7 витков).
  3. В качестве изолятора можно использовать технический картон.
  4. Тип трансформатора для подачи питания не имеет значения, главное требование – напряжение на вторичном контуре обмотки 12 В.
  5. Сборка блока управления.
  6. Крепление контактов «плюс» и «минус». Дополнительно рекомендуется сделать удлинители.

Ниже можно ознакомиться принципиальной схемой споттера и блока управления.

Делаем из сварочного аппарата

Аналогичную конструкцию можно сделать из сварочного аппарата полуавтоматического типа. Важно — в дальнейшем использование устройства для других работ будет затруднительно. Проблема – ограниченное времени подачи импульсного тока, что приведет к некачественному точечному шву.

Так как трансформатор с требующимися характеристиками уже есть – нужно сделать новый блок управления. Возможные варианты:

  • реле, рассчитанное на нужное время срабатывания;
  • схема управления на тиристорах;
  • установка симисторов, обеспечивающих лучший контроль времени.

Схемы подбираются индивидуально, так как в отличие от споттера из комплектующих микроволновки, параметры трансформатора в сварочном аппарате изменить проблематично. После сборки нужно провести испытания, проверив длительность импульса и качество приваривания к металлической поверхности.

Споттер из аккумулятора

Для исправления незначительных повреждений кузова можно изготовить устройство на основе аккумулятора. Он будет выполнять функции блока питания, что позволит выполнять работы независимо от наличия электросети. Дополнительное качество – использование этой модели споттера как вспомогательного средства при работе основного.

Для изготовления потребуются следующие комплектующие:

  • стандартный аккумулятор на 12 В;
  • втягивающее реле, можно от стартера машины;
  • кнопка включения/отключения;
  • провода с клеммами, держатель электрода.

Рекомендуемое сечение кабеля – до 100 мм². Для минимизации потерь тока во время прохождения заряда длина провода должна быть минимальной — до 1,5 м.

Комплектующие для рихтовки

Помимо правильно изготовленного споттера нужно заранее подобрать расходные материалы для него и сделать оптимальную комплектацию точечного сварочного аппарата. Их самостоятельное производство не рекомендуется – плохое качество скажется на рихтовке и внешнем виде кузова.

Расходные материалы и комплектующие:

  • Обратный молот. Объединяет в себе функции держателя электрода и механического выравнивателя. Стоимость – от 5800 рублей.
  • Шайбы различной формы. Необходимы для фиксации инструмента для рихтовки.
  • Электроды. С их помощью происходит приваривание активной части обратного молота, шайб.

Последние две позиции можно приобрести в наборе, средняя цена – 4750 рублей. При выборе нужно обращать внимание на качество изготовления.

Предлагаем ознакомиться с подробной инструкцией по изготовлению точечного сварочного аппарата с помощью комплектующих от микроволновки:

Источник: https://ismith.ru/welding-equip/sxemy-samodelnyx-spotterov/

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками: алгоритм действий, назначение прибора — Станок

Споттер является довольно полезным устройством, помогающим значительно повысить эффективность и скорость работ при кузовном ремонте автомобилей. Но данный агрегат имеет достаточно высокую стоимость при простоте конструкции. Поэтому многие мастера предпочитают сделать споттер из старого трансформатора или из сварочного аппарата своими руками.

Назначение споттера

При кузовном ремонте автомобиля часто возникает необходимость убирать вмятины, например, после аварии. Для этого применяются различные способы: вытягивание вмятин присосками, выравнивание ударами молотка с обратной стороны детали и т.д. В последнем случае деталь нужно демонтировать для устранения дефекта.

Значительно ускорить и упростить процесс выравнивания деталей авто позволяет применение споттера. Данный агрегат – это своего рода точечная контактная сварка, с помощью которой можно приваривать к поврежденным местам кузова автомобиля шайбы, шпильки, болты, крючки и другие крепежные элементы. В дальнейшем за них зацепляются различные инструменты для выравнивания вмятин.

Также споттер может применяться для пайки, разогрева, закалки и осадки выравниваемых поверхностей.

Устройство и принцип работы споттера

Споттер состоит из следующих элементов:

  • сварочного аппарата, который может быть трансформаторного или инверторного типа;
  • кабелей (силового кабеля и кабеля массы);
  • сварочного пистолета (стаддера);
  • электрода с инерционным молотком.

При нажатии кнопки на стаддере на него начинает поступать ток. В зависимости от выбранного режима подача тока может быть постоянной или в виде одного короткого импульса. Далее, ток поступает на электрод, который может иметь наконечники разной формы.

Аппарат работает по следующему принципу.

  1. Место на кузове автомобиля, которое требуется выровнять, зачищается от краски. Также следует зачистить небольшой участок для подсоединения кабеля массы.
  2. К электроду споттера прикрепляется какой-либо крепежный элемент, например, шайба, и приваривается к месту рихтовки.
  3. За шайбу цепляется инструмент для выравнивания, после чего вмятина вытягивается.

Вытягивание вмятин можно проводить и без приваривания крепежных элементов. В таком случае на электрод с инерционным молотком требуется установить заостренный наконечник.

Электрод прикладывается к нужному месту детали, и наконечник приваривается к ней коротким разрядом тока.

Далее, не отрывая электрода от детали, проводят удары молотком в обратном от наконечника направлении, тем самым вытягивая вмятину (по алюминию использовать обратный молоток нельзя). После устранения дефекта приваренный конец электрода легко отламывается.

Как и из чего сделать споттер

Трансформатор для споттера заметно отличается от классического сварочного трансформатора.

При дуговой сварке металл разогревается электрической дугой, а при точечной тепло выделяется за счет переходного сопротивления на участке электрод-металл.

Это происходит при дуговой сварке, если, например, установлен неправильный режим работы на агрегате. В таком случае электрод прикипает металлу, что может вызвать поломку аппарата.

Чтобы этого не происходило, точечная сварка проводится в импульсном режиме подачи тока (до 1 секунды). А поскольку для точечной сварки не требуется горение дуги, то напряжение в споттере должно быть минимальным (около 6 В), а сила тока – высокой (не менее 1000 А).

Из сварочного аппарата

Делать данный агрегат из инвертора нецелесообразно хотя бы из-за того, что для точечной сварки не требуется постоянный ток.

К тому же придется переделывать трансформатор, чтобы добиться высоких показателей тока. С таким успехом можно сделать агрегат для точечной сварки с нуля.

Если имеется инверторный аппарат, то лучше его использовать по назначению, а для споттера приспособить обычный трансформаторный сварочник.

Что касается полуавтоматов, то все универсальные модели данных агрегатов уже имеют функцию импульсной сварки, и переделка их не потребуется. Но если имеется в наличии сломанный, обычный полуавтомат, то в нем потребуется переделывать трансформатор.

Сварочный полуавтомат Aurora

Переделка трансформатора заключается в удалении вторичной обмотки и наматывании новой. Для споттера требуется ток сварки от 1000 А.

Если при расчетах исходить из того, что плотность тока составляет 8 А на 1 мм2, то его сечение должно быть около 120 мм2. Но наматывать провод такого сечения довольно сложно.

Поэтому можно взять шину с меньшим сечением, например, 80 мм2, если аппарат не будет использоваться в слишком интенсивном режиме.

Совет! Добиться требуемой площади сечения можно, сложив несколько тонких шин вместе и обмотав их тканевой изолентой.

Для определения количества витков сделайте следующее.

  1. Намотайте на магнитопровод любой проводник, покрытый изоляцией. Будет достаточно 10 витков.
  2. Подключите первичную обмотку к сети, а на импровизированной вторичке измерьте напряжение.
  3. Полученный результат нужно разделить на количество витков, то есть на 10. В итоге вы получите значение, которое определяет количество витков для получения 1 В напряжения. Но так как для споттера требуется напряжение 6 В, то умножив полученное значение, можно узнать количество витков.

Исходя из того, какого диаметра получится провод с необходимым сечением, можно определиться, войдет ли данная обмотка в свободное пространство между первичной и вторичной обмоткой трансформатора (еще не снятой).

Если пространства будет достаточно, то вторичку можно не удалять из магнитопровода, а новую обмотку намотать поверх нее. В таком случае сварочник можно использовать и для электродуговой сварки, и для точечной.

Модифицированный трансформатор – это не единственная деталь, которая требуется для того, чтобы сделать споттер из сварочного аппарата. К нему нужно еще добавить электронный блок управления разрядом и небольшой трансформатор для обеспечения модуля питанием. Ниже приведена схема блока, управляющего споттером.

Данная схема работает следующим образом.

  1. При замыкании цепи выключателем S1 начинает подаваться ток на первичку трансформатора Т1.
  2. Далее, начинает заряжаться конденсатор. Он подключен через замкнутый контакт переключателя к диодному мосту.
  3. Выходной трансформатор Т2 будет обесточен до тех пор, пока не будет нажата кнопка переключателя S После этого напряжение с конденсатора через переменный резистор поступит на управляющий электрод тиристора. Далее, напряжение поступит на первичку выходного трансформатора, после чего на его вторичной обмотке возникнет импульс с необходимой для сварки силой тока.
  4. После разрядки конденсатора модуль переходит в первоначальное состояние. Для повтора импульса необходимо снова нажать на переключатель.

После того, как блок управления будет готов, все комплектующие размещаются в пластиковом или металлическом корпусе.

Из аккумулятора

Данный аппарат, изготовленный из аккумулятора на 12 В, является мобильным и может работать независимо от наличия электросети. Для изготовления агрегата потребуются следующие компоненты.

  1. Стандартная АКБ на 12 В и 75 А/ч и выше.
  2. Втягивающее реле. Можно использовать реле от стартера автомобиля. Желательно, чтобы оно было разборным, для проведения периодической чистки контактов внутри него.
  3. Кнопка пуска.
  4. Кабели с клеммами и сварочный пистолет.

Сборка аппарата проводится по схеме, приведенной ниже:

  • к минусовой клемме батареи подсоединяется кабель массы, который должен контактировать с деталью, приготовленной для ремонта;
  • к плюсовой клемме АКБ подсоединяется первый контакт реле;
  • ко второму контакту реле подсоединяется кабель, идущий к сварочному пистолету;
  • между первым и третьим (подсоединенным к плюсу батареи) контактом реле устанавливается пусковая кнопка;
  • втягивающее реле должно быть подключено к массе.

Сечение кабелей должно быть около 100 мм2, а их длина – не более 1,5 м. Единственный недостаток данного аппарата в том, что батарея быстро садится, и требуется время на ее зарядку.

Из микроволновки

Чтобы изготовить аппарат, потребуется трансформатор, извлеченный из микроволновки. Но для надежности будет лучше, если использовать две катушки. Из каждого трансформатора следует удалить вторичную обмотку и вместо нее намотать пару витков кабелем с сечением не менее 50 мм2.

Первичные обмотки обоих трансформаторов соединяются параллельно. Далее, к схеме подключается модуль управления споттером, который рассматривался выше. Также можно упростить конструкцию споттера, если в схему включить реле времени и втягивающее реле от автомобиля. Как это делается, можно узнать их этого видео.

Важно! Несмотря на низкое напряжение — 6 В и меньше, получаемая на выходе из трансформатора сила тока имеет огромные значения, около 1000 А, что представляет большую опасность для жизни человека. Поэтому обе обмотки трансформатора должны быть заземлены.

Сварочный пистолет

Для изготовления сварочной рукояти никакие чертежи не потребуются. Лучше всего для этой цели подходит корпус от клеевого пистолета. Также потребуется медный прут диаметром около 20 мм.

На одной стороне прута необходимо нарезать резьбу (М14х1,5). На нее будут накручиваться различные насадки для сварки. На другой стороне сверлится отверстие и нарезается внутренняя резьба М8. К этом месту будет крепиться кабель. Также на детали следует сделать несколько проточек, чтобы она лучше фиксировалась внутри корпуса.

  • Далее, деталь устанавливается в корпусе.
  • Остается лишь найти подходящую кнопу, расположить в корпусе и подсоединить ее к электрической схеме аппарата.

Источник: https://regionvtormet.ru/beton/kak-sdelat-spotter-iz-svarochnogo-apparata-svoimi-rukami-algoritm-dejstvij-naznachenie-pribora.html

Как сделать споттер своими руками по чертежам

Споттер — это модификация сварочного аппарата, с помощью которого делается кузовной ремонт автомобилей. Такие работы, как правило, требуют наличия специальных знаний строения автомобиля. Определённые места в нём часто нельзя выровнять изнутри. В этом и помогает такой аппарат. Из-за высокой стоимости заводских моделей мастера часто интересуются, как сделать споттер своими руками из сварочного аппарата.

Споттер, его применение и конструкция

Такой инструмент используется для выравнивания вмятин автомобиля тогда, когда ремонт извне невозможен. Им можно нагреть часть металла, и при этом повреждения кузова будут незначительными.

В частности, он используется в таких целях:

  • рихтовка кузова;
  • выравнивание поверхности кузова без потребности его разборки.

Колоссальная и незаменимая польза от этого аппарата заключается в его использовании для выравнивания кузовных частей, когда доступ к определённым деталям ограничен из-за специфического строения автомобиля.

При рихтовке повреждённых частей кузова специальный крепёж устройства приваривается к деформированной поверхности, а затем вытягивает её наружу.

Также следует отметить, что споттер способен при работе нагревать металл, и это способствует быстрому выравниванию, получению жёсткости и нужной формы.

Существует несколько схем, по которым можно собрать устройство. Для таких целей может использоваться не только сварочный аппарат, но и старый аккумулятор, микроволновка, инвертор или трансформатор. Сварочный аппарат из аккумулятора своими руками сделать несложно.

Работа такой конструкции заключается в точечном вытягивании повреждённой детали по принципу действия молотка.

Выглядит это следующим образом:

  • обратный молоток аппарата закрепляется на кузове с помощью сварочного импульса;
  • ручник устройства необходимо протянуть по направляющей к себе, при этом опорная шайба остаётся на месте.

Самый простой споттер имеет 2 режима:

  • временный, когда на поверхности закрепляется кольцо;
  • сварочный — применяется лёгкая сварка электрода с поверхностью, когда аппарат крепится к автомобилю.

Точечная сварка на основе инвертора

Контактная сварка из инвертора, изготовленная своими руками, является наиболее распространённым видом самодельного споттера для рихтовки. Существует множество способов сборки этого прибора.

Такой вид споттера очень похож на контактную сварку и является ее модификацией. Но его конструкция имеет отличительную черту — в ней отсутствуют клещи. Именно поэтому его можно считать аналогом электродуговой сварки, в которой ток проходит сквозь корпус автомобиля. Один контакт сварки присоединяется к поверхности, а вторым выступают насадка и шток.

Инверторное устройство

Основной деталью устройства является пистолет, который можно сделать из аналогичного приспособления для строительного клея или от полуавтоматической сварки. Многие интересуются, как собрать пуллер своими руками. Схема довольно простая.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое обратная связь

Источник: https://pochini.guru/instrument/spotter-po-chertezham

Как сделать своими руками споттер: преимущества самодельного оборудования, выполнение аппарата из инвертора

Споттер представляет собой аппарат, предназначенный для выполнения точечной сварки. Это оборудование широко используется при выполнении рихтовки и восстановлении кузова автомобиля. Благодаря простоте конструкции таких аппаратов сделать своими руками споттер не составит особого труда.

Необходимо лишь использовать качественный инвертор, на основе которого выполняется сварочное оборудование.

Особенности применения

Если изначально споттеры использовались лишь при выполнении различных кузовных работ с автомобилями, то сегодня благодаря универсальности этого оборудования имеется возможность его использования в быту для качественной точечной сварки. С помощью самостоятельно изготовленных сварочных аппаратов выполняются всевозможные металлоконструкции, заборы из арматуры, осуществляется правка поверхностей кузовных панелей без необходимости разборки обшивки.

Основным назначением споттера является именно ремонт и восстановление кузовных панелей автомобилей. В том случае, когда выровнять детали изнутри невозможно, а их демонтаж представляет определенные сложности, используются споттеры, позволяющие выполнять качественную сварку, которая в последующем будет отлично защищена от появления коррозии.

Принцип работы

На сегодняшний день существует несколько вариантов электрических схем споттеров, которые изготавливаются из инвертора, трансформатора и старого аккумулятора. Самодельные аппараты функционируют по принципу молотка, позволяя вытягивать кузовные элементы без локальной покраски, а качество точечной сварки при использовании рабочего пистолета позволяет обеспечить максимально надежную и долговечную фиксацию кузовных элементов.

Самодельный споттер имеет несколько режимов работы:

  • Сварочный режим, с использованием угольного электрода, когда вся работа выполняется на минимальной мощности.
  • Кратковременный режим, при котором направляющую закрепляют с помощью специальных колец и вытягивают металл при его точечном разогреве.

Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели аппаратов для точечной сварки, которые выполнены на базе инвертора. Такие устройства имеют специальный дополнительный пистолет, с помощью которого осуществляется точечный разогрев соединяемых металлических элементов.

Устройство на базе инвертора

Самодельные аппараты точечной сварки, выполненные на основе сварочного инвертора, отличаются простотой конструкции, имеют необходимую для работы с большинством металлов мощность и с легкостью могут быть изготовлены своими руками.

Простейшие споттеры могут состоять из следующих элементов:

  • Корпус инвертора.
  • Кабель.
  • Острый пруток или электрод.
  • Пистолет стаддер.

Проще всего изготовить такой аппарат для контактной сварки используя инверторы, к которым через кабель крепят сварочный пистолет. Можно использовать как уже готовые покупные пистолеты стаддеры, так и изготовить их самостоятельно на базе металлического пистолета для герметика.

Преимущества самостоятельно изготовленных споттеров:

  • Возможность вытягивания металлических деталей без повреждения оригинального лакокрасочного слоя.
  • Удобство в эксплуатации.
  • Универсальность применения.
  • Возможность выполнения осадки металла с использованием графитовых электродов.
  • Наличие двух и более режимов выполнения сварочных работ.
  • Простота конструкции.
  • Доступная стоимость используемых компонентов.

Можно найти различные схемы изготовления инверторных споттеров. Можно подобрать как простейшие модели, которые предназначены для их бытового использования, так и профессиональные установки, сочетающие мощность, универсальность применения и расширенные возможности.

Для самостоятельной сборки аппарата потребуются следующие компоненты:

  • Контактная группа на 220 Вольт.
  • Диодный мост.
  • Реле управления на 30А.
  • Трансформатор, который понижает напряжение на 12 Вольт.
  • Тиристор на 200 Вольт.
  • Кнопки управления.

Подключение к сети осуществляется при помощи диодного моста и трансформатора. Тиристорная цепь и контактная диодная группа в инверторе повышает напряжение, после чего ток подается по кабелю на рабочий сварочный пистолет.

Используемый транзисторный диодный блок должен выдерживать максимально высокие показатели выходной силы тока, которые достигают 1500 Ампер. Управлять мощностью выходного сварочного тока можно при помощи шины, которая устанавливается вместо вторичной обмотки.

Несмотря на кажущуюся сложность, даже начальных навыков чтения электросхем и работы с радиодеталями будет достаточно для самостоятельного изготовления споттеров, которые могут использоваться не только в быту, но и для выполнения различного рода кузовных работ.

Необходимо лишь подобрать качественную схему исполнения аппарата для контактной сварки, и в последующем полностью придерживаться имеющейся на руках документации.

Корпус и кабели

Коробку изготовленного самостоятельно споттера можно выполнить из подручных металлических материалов. Проще всего использовать для этой работы корпус от старого компьютера. Наличие работающего вентилятора будет дополнительным плюсом, что позволит снизить температуру, позволяя улучшить продолжительность работы устройства без его отключения на обязательное охлаждение.

Внутри корпуса необходимо установить несколько вентиляторов, которые работают от 12 Вольт и позволяют осуществлять качественное охлаждение силовой части инвертора. Проще всего использовать компьютерные вентиляторы, которые напрямую подключаются к блоку управления и работают постоянно или по сигналу от температурных датчиков.

Наличие внутри корпуса компактных вентиляторов позволяет продлить время непрерывной работы устройства при максимальных показателях мощности.

Сварочные кабели лучше всего использовать уже готовые покупные с сечением не меньше 1 миллиметра на 10 Ампер мощности максимальных показателей тока. Для массы используют кабели с длиной не более 150 сантиметров, а рабочий провод выполняется не длиннее 250 сантиметров. В противном случае может отмечаться потеря силы тока, что отрицательно сказывается на работе аппарата и качестве сварки.

На обоих концах кабеля крепят резьбовые соединения для фиксации сварочного пистолета и подключения его к инвертору. Качеству соединения следует уделить должное внимание, так как от этого зависят потери силы сварочного тока. На обратной стороне силового кабеля для массы устанавливают быстрозажимный зажим или используют клеммы с резьбовым креплением.

Выполнение рабочего пистолета

Основным рабочим элементом споттера является сварочный пистолет, который позволяет осуществлять точечный разогрев металла. Если планируется постоянно использовать оборудование, то предпочтительно приобрести уже готовый заводской пистолет, который отличается простотой конструкции, надежностью и долговечностью. Если же споттер изготавливается для нерегулярного использования, то вполне по силам собрать рабочий пистолет из подручных приспособлений.

Проще всего выполнить его из монтажного клеевого пистолета, к которому приделывают надежную и удобную ручку из текстолита или других непроводящих ток материалов. В клеевом пистолете делаются соответствующие отверстия для направляющих, к которым в последующем фиксируется используемый электрод. Кабель от инвертора подключается к пистолету и при нажатии на спусковой крючок происходит подача короткого мощного импульса.

Кронштейн-держатель, который фиксирует сварочный электрод, выполняется из медной трубки прямоугольного или квадратного сечения. В качестве электродов используют медные прутки с диаметром 8—10 миллиметров.

Можно найти различные схемы и варианты изготовления пистолета для контактной сварки, которые подразумевают смену электрода без разборки выполненного устройства.

Сборка обратного молотка

Одним из преимуществ использования споттера является быстрая замена рабочих инструментов, что расширяет функциональные возможности такого оборудования. Для выполнения рихтовочных и сварочных кузовных работ используется обратный молоток или как его еще называют по-другому инопуллер. Изготовить своими руками простейший обратный молоток не составит труда. Выполняют его на основе металлического монтажного пистолета.

От старого монтажного пистолета отрезается часть, которая держит баллон с герметиком и монтажной пеной. На освободившуюся площадку приваривают три прутка, диаметром не более 10 миллиметров. К свободным концам прутков фиксируют сваркой кольцо, которое делается из прутка с сечением 6—10 миллиметров. Диаметр кольца не должен превышать 100 миллиметров.

У штока пистолета обрезают упоры и изогнутую часть. Вместо них приваривается крепление, к которому в последующем подсоединяют кабель от сварочного инвертора. Крепление кабеля можно выполнить при помощи двух гаек и болта с резьбой в М10.

С помощью обратного молотка может осуществляться высококачественная точечная сварка и рихтовочные работы без повреждения оригинального лакокрасочного покрытия.

При желании можно приобрести уже готовые обратные молотки, которые различаются диаметром рабочего органа и предназначены для использования на споттерах с различной мощностью.

Споттер из сварочного аппарата

Проще всего изготовить своими руками споттер из сварочного аппарата. В таком случае потребуется лишь дооснастить агрегат тиристором и диодом с требуемыми параметрами, что позволит осуществлять импульсную сварку. Дополнительно сварочный аппарат может оснащаться втягивающим реле, которое позволяет регулировать мощность подачи импульса.

Споттер из сварочного аппарата выполняется в полном соответствии с имеющейся схемой, а всё что останется сделать — это приобрести или изготовить самостоятельно рабочий пистолет и обратный молоток. Отдельные схемы исполнения споттера подразумевают возможность переключения режимов работы, когда используемый инвертор может работать как классический сварочный аппарат, так и устройство для точечной сварки.

Сделать споттер своими руками не составит особой сложности. Выполнить такое устройство для контактной точечной сварки можно из инвертора или старого сварочного аппарата. Необходимо лишь иметь на руках качественную схему, по которой будет выполняться сборка аппарата.

Изготовить используемые рабочие пистолеты и обратные молотки можно из приспособлений для распыления монтажной пены и герметика.

Выполнение такого оборудования своими руками позволит существенно сэкономить на покупке техники, изготовленной промышленным способом, при этом функциональные возможности самодельного оборудования не будут отличаться от дорогостоящих покупных агрегатов.

Источник: https://220v.guru/elementy-elektriki/svarka/kak-svoimi-rukami-sdelat-spotter-iz-invertora.html

Cпоттер своими руками: как сделать самодельный кузовной споттер из сварочного аппарата или аккумулятора, чертежи или схемы для этого

Практический каждый может собрать самодельный сварочный споттер, не нужно быть специалистом в области электротехники или механики. Точечная сварка споттером активнее всего применяется при исправлении вмятин на кузовах автомобилей.

Единственное, что заставит вас поломать голову, это принципиальная схема, в которой нужно разобраться. Это схема самого простого из разных видов споттеров.

Принципиальная схема

Главным узлом споттера будет сварочный трансформатор, а напряжение, передаваемое на его обмотку, подается по диодному мосту, в котором присутствует транзистор. Управление данным сопротивлением происходит путем изменения напряжения передаваемого маломощным трансформатором.

Необходимые материалы для сборки:

  • Сварочный трансформатор;
  • Питающий трансформатор;
  • Диодный мост, способный работать при напряжении не менее 5-8 В;
  • Набор диодов (12В);
  • Тиристор (молоток);
  • Переменное сопротивление, номинальное значение которого 100 Ом.

Самым труднодоступным элементом в данной схеме является сварочный трансформатор. При желании его можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно приобрести или изготовить магнитопровод, площадь рабочего сечения которого будет более 350 кв. миллиметров.

Чтобы защититься от болезненного удара током, и не допустить поломки, нужно во первых соблюдать инструкции по работе со споттером, и хорошо заизолировать обмотки самодельного трансформатора.

Для этой цели подойдут:

  • Картон или бумага;
  • Лакоткань;
  • Пропитанная парафином ветошь.

Концы обмотки должны иметь достаточную длину, чтобы их было возможно соединить с клеммами, и с электрической цепью установки.

Изготовление корпуса

Первое, за что стоит взяться это за изготовления основы для закрепления самодельного споттера. Для нее лучше выбрать материал на основе диэлектрика. Для изготовления неподходящего корпуса, лучше составить подробный чертеж, и указать расположение основных узлов конструкции.

Хорошим вариантом для корпуса может послужить старая микроволновка или сварочный аппарат. Нужно удалить лишнее оборудование и поместить новое, так, чтобы нагрузка была равномерно распределена по объему короба. Если вы планируете часто перемещать споттер, можно установить колесики на нижней части корпуса.

Комплектующие

Изготовленный споттер нуждается в оснащении следующими ключевыми элементами:

  • Пистолет-манипулятор;
  • Сварочные кабели;
  • Обратный молоток (инопуллер).

Для того, чтобы правильно подобрать сварочные кабели нужно знать, что на каждые 10 ампер максимально возможного значения тока, нужно применять 1 кв. мм сечения. Длина рабочего кабеля не должна превышать трех метров, а кабеля массы двух. В противном случае будут велики потери напряжения.

Концы кабелей необходимо оснастить соединительными элементами для подключения их к пистолету и споттеру. Для подключения к споттеру лучше использовать быстросъемные клеммы, а для соединения с пистолетом будет наилучшим вариантом резьбовое сечение. Ознакомьтесь перед сборкой с фото споттера и основных узлов устройства.

Рабочий пистолет

Если вы планируете регулярно использовать споттер, то лучшим решением будет приобретение заводского пистолета.

Это обуславливается тем, что пистолет является главным рабочим элементом, и будет постоянно подвергаться воздействию высоких токов, а при неисправности может причинить вред человеку, использующему его.

Но если применение будет ограниченно частными случаями, вполне возможно изготовить его собственноручно.

Для основы можно взять стандартный клеевой пистолет или манипулятор со старого сварочного аппарата. Нужно изготовить изолированную рукоятку для манипулятора, для этой цели отлично подойдет текстолит, из которого нужно вырезать две симметричные прямоугольные части.

В ручке необходимо установить кронштейн для крепления электрода от рабочего кабеля. Также при желании можно оснастить ручку лампочками, которые будут сигнализировать о наличии напряжения.

Для создания кронштейна идеально подойдет медный пруток. С ним будет соединен электрод от рабочего кабеля, лучше чтобы данный электрод можно было вынимать из устройства, не прибегая к разбору рукоятки.

Самодельный обратный молоток

Если предыдущие пункты были выполнены, то сложностей возникнуть в дальнейшем не должно. Изготовление обратного молотка самостоятельно является экономически выгодным предприятием, так как заводские молотки стоят достаточно дорого.

Лучше всего подойдет для этой цели та часть манипулятор для монтажной пены, в котором располагается баллон с содержимым. К освободившемуся участку приваривается 3 прутка, которые станут стойками.

В штоке устройства нужно удалить упор и изогнутую часть, а на ее место устанавливается кронштейн, для присоединенния кабеля от споттера.

Источник: https://aomur.ru/stanki-i-instrumenty/kak-izgotovit-spotter-svoimi-rukami.html

Споттер своими руками

Понятие spotter, его русское название споттер, спотер, спот, с английского переводится как «указатель цели» или от основы слова – «точка». Это оборудование, которое относится к одному из видов сварочных аппаратов и по смыслу полностью отвечает своему наименованию.

Споттер – аппарат для односторонней точечной сварки, действующий по принципу токового сопротивления. Работа системы споттера заключается в выделении определенного количества тепловой энергии в зоне соприкосновения со свариваемым материалом во время прохождения тока.

Купить споттер

Делятся споттеры на два вида: трансформаторы и инвертора. Трансформаторный споттер своими руками изготовить можно, а вот инверторный собирается только в промышленном производстве. Spotter используется для процесса кузовных работ авто, где действия полуавтомата или ручных инструментов не принесут желаемых результатов. Споттером удаляются вмятины, путем вытягивания.

Из чего состоит споттер и как им пользоваться

Споттеры визуально представляют собой аппарат, который состоит из коробки, кабеля, пистолета (стаддера) и острого прута (электрода). В коробке находится вся система сварочного аппарата, в том числе трансформаторы или инвертора.

Сам процесс точечной сварки для кузовных работ авто выглядит так: на месте поврежденного металла приваривается крепеж, к которому закрепляется споттер и с помощью дополнительных механизмов или вручную вытягивается вмятина. Этот способ удобен тогда, когда выровнять поверхность кузова изнутри неудобно или невозможно.

При этом существует много преимуществ работы с таким специализированным оборудованием – минимум сил, быстро и без рисков нанести больший ущерб.

https://www.youtube.com/watch?v=eowNlOMulyA

Для того чтобы максимально быстро и четко произвести кузовные работы авто нужно соблюдать определенный порядок и технологию процесса, а также учесть небольшие нюансы:

  • Поверхность, которая была деформирована, сначала нужно зачистить от любого вида покрытий (лака, краски, ржавчина). Этот этап работы очень важен, потому что от качества соединения двух металлов будет зависеть и результат всего процесса.
  • К поверхности, которая будет корректироваться, нужно присоединить контакт заземления.
  • На уже очищенную поверхность поврежденного места металла следует приварить крепеж, через который будет присоединен споттер.
  • К приваренному крепежу производится захват пистолетом споттера, после чего вмятину вытягивают. Для коррекции поверхности используется обратный молоток, гидроцилиндры, стапели и так далее. Учитывая толщину металла, нужно определить каким именно приспособлением лучше рихтовать вмятину, чтобы не навредить кузову. Допустим, обратный молоток нельзя использовать для алюминия, и оцинкованный кузов возьмет не каждый споттер.
  • После завершения рихтовки кузова приваренная деталь скручивается, а контактное место зачищается шлифовальной машинкой.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Твердотельное реле что это

Как сделать споттер своими руками

Зная устройство сварочного аппарата, можно смело решиться сделать споттер своими руками. Самодельный Spoter будет состоять из подручных деталей, купить нужно только то, чего дома, обычно, не бывает (если желающий собрать споттер не мастер-ремонтник).

Суть устройства такова: блок управления передает на стаддер ток, который доходит до электрода, на котором перемещается обратный молоток (металлическая болванка).

С помощью обратного молотка корректируется деформированный участок поверхности кузова авто.

Купить сварочный аппарат такого типа не всегда может быть целесообразно, тем более что стоимость качественного оборудования не так уже и мала. Потому рассмотрим устройство аппарата, чертежи и разберемся как быстро и из чего сделать самодельный споттер. Разберем по схеме блок управления, трансформатор и пистолет.

Блок питания своими руками

Блок питания состоит из трансформатора и диодного моста, который собирается на диодах Д226Б. Они необходимы для зарядки емкости С1. В свою очередь конденсатор открывает тиристор V9, после нажатия кнопки S3. Тиристор помещается в диагональ моста, от которого питается обмотка (первичная) трансформатора Т2.

Когда тиристор открыт – происходит процесс сварки, а после того, как емкость исчерпает свой заряд, происходит закрытие тиристора, и, соответственно, работа устройства прекращается. После отпуска кнопки S3 конденсатор C1 снова начинает заряжаться. Длительность импульса регулируется резистором переменным R1.

Трансформатор обязательно должен быть мощным.

Тиристор ПТЛ 50 можно поменять на ТЧ 40, а также на ТЧ 80. Можно составить другую схему, в которой вместо ПТЛ 50, питающего обмотку трансформатора, использовать симистор. Управляется симистор оптопарой, а диодный мост заменить на стабилизатор по микросхеме LM317.

Как стабилизатор, можно использовать любой блок питания, который даст хотя бы 10 Вольт. Переменный резистор RP1 устанавливается в цепи провода микросхемы и им можно корректировать напряжение для зарядки конденсатора. Этой манипуляцией регулируется продолжительность импульса для сварки.

В случае короткой длительности сварки, следует увеличить емкость С4.

Споттер своими руками: мотаем трансформатор

В процессе создания споттера своими руками, самой трудоемкой работой считается изготовление трансформатора. Обмотка занимает длительное время, но без этого этапа результата не будет (разве что в наличие есть лишний трансформатор).

Мотать можно на Ш-образном и кольцевом железе. Провод для второй обмотки можно брать медный или алюминиевый. Изоляцию между мотками нужно делать хорошую из лакоткани или бумаги трансформаторной в несколько слоев (5-6).

Бумагу можно, для надежности, пропитать парафином.

Самодельный обратный молоток

Обратный молоток нужен для рихтовки кузовной поверхности. Сначала нужно собрать пистолет и присоединить его к блоку управления. Для этого берется толстый кабель, который присоединяется к электроду, а на кнопку нужно вывести три провода.

Длина электрода должна быть в пределах 40-45 см, а в диаметре 12-16 мм. На электрод одевается тяжелая болванка. Она и будет обратным молотком, перемещаться должна свободно.

На конец электрода нужно приварить острый наконечник, которым и производится контакт с поверхностью кузова при рихтовке авто.

Силовой соединяющий кабель должен иметь сечение равное или большее, чем шина вторичной обмотки трансформатора. Рекомендуемая длина проводов не должна превышать 2,5 м. На этом, подведем итоги: изготовить споттер своими руками реально.

Купить споттер

Источник: https://kuzovspec.ru/oborudovanie/spotter-svoimi-rukami/

Споттер из сварочного аппарата, изготовленный своими руками: функции и характеристика, правила изготовления

В хозяйстве и строительстве часто используют аппарат для сварки. Любители автотранспорта считают незаменимой вещью споттер – сварочный аппарат точечной сварки, который используется для устранения кузовных дефектов и ремонта автотранспорта. Если не хватает средств на приобретение такого оборудования, можно попробовать изготовить споттер своими руками. Самостоятельно сделать этот инструмент – дело несложное, если есть руки, желание и небольшие знания электрики.

Применение споттера

Этот инструмент используется для кузовных сварочных работ, чтобы выправить поверхность кузова без разборки обшивки автомобиля. Споттер очень удобен в том случае, если требуется рихтовка деталей кузова, когда производители установили ограничение доступа из-за конструктивных особенностей.

Осуществляя кузовные работы, с помощью споттера осуществляют приваривание специального крепежного инструмента к деформированной детали автомобиля. Далее за этот крепежный инструмент вытягивают деформированный металл при помощи обратного молотка. Помимо этого, споттер способствует нагреву металла, способствуя таким образом быстрому возврату необходимой формы и жесткости.

Функции и свойства производственного споттера

Поставленный на производственный поток инструмент обладает множеством положительных функций:

  • присоединение ремонтных шайб сварочным аппаратом;
  • точечная сварка, осуществляемая посредством металлического электрода, необходимая для вытягивания металла панели;
  • осуществление прогрева углеродным электродом металлической детали с его дальнейшим охлаждением;
  • конструкция споттера делает его простым и очень удобным в эксплуатации;
  • этот инструмент имеет два режима сварки: режим постоянного включения, требующий применения углеродного электрода, и режим с кратковременным включением, регулируемый по времени, в процессе которого осуществляется приваривание шайб и металлического электрода;
  • имеется принудительная система охлаждения и термостат, который отключает сварочный аппарат в случае его перегрева, а также автоматически включает его, когда необходимая температура сварки достигнет нужного значения.

Это сварочное устройство имеет следующие характеристики:

  • для нормального функционирования необходимо напряжение в 220 В;
  • предельная мощность составляет 10 кВт;
  • напряжение вторичной обмотки аппарата для сварки – 7,8 – 9 В;
  • таймер;
  • тяговое усилие для иглы – больше 100 кг;
  • частота переменного тока – 50 – 60 Гц;
  • пределы установки времени – 0 – 1,2 секунды;
  • тяговое усилие для шайбы – больше 100 кг;
  • вес – 32 кг;
  • максимальный рабочий ток – 1300 А.

Изготовление споттера своими руками

Стоит такое устройство очень дорого, поэтому многие изготавливают споттер своими руками.

Требуемые материалы для этого:

  • сварочный трансформатор;
  • привод 12В;
  • диодный мост;
  • контактор 220 В;
  • тиристор на напряжение 200 В;
  • реле 30 А;
  • кнопка.

Перед тем как приступить к изготовлению споттера своими руками, следует обезопасить себя от случайного удара током, поэтому используют резиновый коврик и соблюдают правила техники безопасности.

Сварочный аппарат является идеальной основой для споттера своими руками. Важно изменить его таким образом, чтобы он на выходе подавал от 1500 А.

Собирают споттер следующим образом:

  • С аппарата снимают вторичный слой.
  • После этого необходимо выяснить, сколько витков может потребоваться на 1 В. Чтобы это выполнить, на первичную обмотку необходимо обвернуть медную изолированную проволоку, после чего измерить количество вольт. Полученная цифра делится на число витков проволоки. Итоговый результат определяет нужное количество витков.
  • Из снятого вторичного слоя изготавливают шину таким образом, чтобы сечение составляло 160 мм2, не меньше, а напряжение – 6 В.
  • Если сечение будет меньше этого значения, ее разделяют на несколько частей и скрепляют матерчатой изолентой. Количество частей зависит от первоначального показателя. Например, если сечение составляет 40 мм2, то шину следует разделить на 4 части.
  • Потребуется 2 шины с обмоткой из малярного скотча и изоленты. Изоляцию лучше всего проводить следующим образом: сначала будет слой изоленты, потом – скотча и затем снова изоленты. Открытые края необходимо заклепать.
  • Полученные шины наматывают на трансформатор. Это довольно сложно, поэтому потребуется помощник и молоток. Необязательно добиваться плотного сцепления трансформатора и первички. Главное, чтобы шина располагалась ровно и не имела никаких повреждений.

Если мощности хватает, то прибор своими руками почти готов. Осталось только изготовить пусковое устройство.

На рукоятке споттера имеется кнопка, через которую привод 12 В управляет реле. Это реле необходимо, чтобы перекрыть провод, имеющим напряжение в 220 В. Имея такое устройство, точечная сварка осуществляется легко и безопасно.

Сварочный пистолет изготавливается из полуавтомата, однако к нему следует изготовить небольшие дополнения, необходимые для крепления к прибору рихтовки. Внутри полуавтомата фиксируют ось из латуни.

Под клещи используют обычную трубу 20х20 мм. Силовой провод, соединяющий трансформатор и пистолет, должен иметь такое сечение, которое будет идентично или больше, чем сечение шины. Рабочий кабель, соединяющий трансформатор и пистолет, изготавливается обычно из коммутирующего провода, имеющего термоизоляцию. Обязательно учитывают тот момент, что нагреваясь, этот слой начинает стягиваться.

Заключение

Изготовление споттера своими руками – дело несложное. Работа с ним требует навыков в сварочном деле. Кроме того, обязательно следует соблюдать правила эксплуатации прибора и правильно проводить сварку. Таким образом, осуществляется качественная работа по ремонту деформированных частей кузова.

Источник: https://stanok.guru/oborudovanie/svarochnyy-apparat/spotter-iz-svarochnogo-apparata-izgotovlennyy-svoimi-rukami.html

Как сделать споттер из сварочного аппарата своими руками

Споттер — необходимая техника для человека, работа которого связана с ремонтом авто и, в частности, устранением с их поверхности вмятин. Дело в том, что именно такая техника помогает при кузовной рихтовке авто в местах, где затруднен доступ изнутри, позволяя выравнивать поверхность снаружи.

Визуально устройство представляет собой изделие, состоящее из коробки, пистолета или стаддера, проводов, а также электрода. Коробка содержит в себе всю систему аппарата сварки.

Принцип действия аппарата состоит в следующем: на деформированную поверхность авто приваривается крепеж, к которому, в свою очередь, прикрепляется споттер.

Деформация вытягивается, и поверхность приобретает первозданный вид при помощи работы дополнительного механизма или вручную. Как обычный, так и самодельный, споттер позволяет сэкономить ваше время, обеспечит легкую и безопасную работу, а также отсутствие рисков нанесения ущерба.

Весь процесс сварки продолжается не больше нескольких секунд, что позволяет сохранить целостность кузова.

Изготовление споттера из сварочного аппарата своими руками

Если вы обращали внимание на расценки споттеров в магазинах, то наверняка расстроились. За самую простую модель с минимумом функционала просят чуть ли не месячную зарплату.

Однако существует способ изготовить споттер своими руками. Для этого вам понадобятся комплектующие от старой бытовой техники и сравнительно недорогие детали, а также грамотная и простая схема.

Навыки работы с электроникой, вопреки распространенному мнению, необязательны.

Устройство споттера

Существует немало схем, на которых показано, как сделать споттер. Вот одна из них:

Схема самодельного споттера

Устройство самого простого споттера, составленного из сварочного прибора, таково:

  • трансформатор для сварки;
  • тиристор, предназначенный для работы с напряжением 200 В;
  • привод на 12 В. В качестве него можно использовать трансформатор от некоторых видов старой техники;
  • реле 30 А;
  • диодный мост;
  • кнопка (к ней особые требования не выдвигаются);
  • контактор на 220 В.

Прежде чем начать изготовление споттера, обезопасьте себя от вероятного удара током — положите под ноги коврик из резины, а также соблюдайте правила техники безопасности при работе с электроприборами.

Сварочный аппарат – отличная основа для самостоятельно сделанного рихтовочного приспособления.

Для вашего будущего устройства для точечной сварки важно, чтобы на выходе у техники была сила тока от 1500 А. Принцип работы по сборке следующий:

  • снимите с техники вторичный слой;
  • посчитайте, сколько требуется витков на 1 В. Для этого вам понадобится обвернуть проволоку из меди на первичную обмотку. После этого замерьте количество вольт, а полученные данные поделите на количество проволочных витков. Так вы получите количество необходимых витков на 1 В напряжения;
  • соорудите шину из вторичной обмотки техники. Сечение шины должно быть больше или равно 16 мм, а напряжение – 6 В. Если у вас получилось сечение с меньшим диаметром, поделите его на составные части, а затем скрепите при помощи скотча;
  • вам потребуется 2 шины, на которых будет находиться изоляционная обмотка. Проводите изоляцию последовательно: наносите слой изоленты, после — скотча, а потом — снова изоленты;

Обмотка вторички

  • шины, которые получились у вас в процессе работы, намотайте на трансформатор. Для этого вы можете воспользоваться дополнительным инструментарием или прибегнуть к посторонней помощи. Необязательно плотно скреплять первичную обмотку с трансформатором — достаточно ровной посадки шины;
  • измерьте мощность: если она соответствует нужным параметрам, вы уже почти закончили делать споттер своими руками. Если мощность не достигает нормы, измените подключение проводов к первичной обмотке.

Далее вам потребуется изготовить сварочный пистолет. Основой для него может стать сварочный полуавтомат, однако он требует изготовления для него дополнительных крепежей к рихтовочному прибору. Внутри сварочного полуавтомата фиксируется латунная ось (М10).

Сварочный пистолет

Для клещей сойдет обычная труба с размерами 20х20 мм. Проводник, при помощи которого соединяется пистолет с трансформатором, обязан быть снабженным сечением, равным или большим сечения шины. Чем короче и толще у вашего прибора будут провода, тем эффективнее он будет работать.

Из чего еще делаются споттеры

Помимо сварочного автомата для рихтования авто и полуавтомата, для понижения затрат на сборку изделия некоторые мастера пытаются сделать споттер своими руками из:

  • трансформатора, стоящего в микроволновой печи. Считается, что меньший размер сечения на приборе снижает количество рабочего тока, делая прибор не таким эффективным и быстрым;
  • инвертора;
  • аккумулятора от авто. Здесь главное — не забывать заряжать аккумулятор до и после использования.

Споттер из аккумулятора от авто

Особенности эксплуатации

Самодельная техника позволит вам качественно восстанавливать вмятины на авто в течение нескольких минут без необходимости перекрашивать кузов.

Эксплуатация самодельного споттера

Существует несколько особенностей эксплуатации сварочного прибора:

  • Все время контролируйте, какова работоспособность каждой составляющей прибора. К сожалению, во время эксплуатации нередко случается разрыв проводки, а также перегревание прибора.
  • Проводите самостоятельную диагностику либо обращайтесь к специалистам. Сегодня существует достаточно мастеров, ремонтирующих споттеры для авто любого типа, даже самодельные.
  • При сборке учитывайте, что размер сечения алюминиевых проводов должен составлять 2 мм2, а медных — в 2 раза меньше.
  • Изолируйте вторичную обмотку лаковой ткани или парафинированной бумагой.
  • Для удобства эксплуатации выведите все элементы управления на лицевую панель, а для управления сделайте корпус вашего прибора.
  • Предусмотрите, где будут располагаться точки для проводов работы и заземления. Не допускайте длины проводов 2,5 м и больше — это негативно скажется на функционировании прибора.

Источник: https://okuzove.ru/materialy-i-instrument/kak-sdelat-spotter-iz-svarochnogo-apparata.html

Самодельный споттер своими руками

Споттер для рихтовки идеально подходит для аккуратной работы с вмятинами и повреждениями корпуса авто. Минимальные подготовительные работы с элементами машины, восстановление до первозданной формы, и быстрая последующая обработка места под покраску, поспособствовали внедрению этого устройства во все СТО и мастерские.

Но при работе в собственном гараже нет смыла покупать дорогой аппарат. Взамен магазинного, можно изготовить самодельный споттер. Для этого необходимо знать как собрать трансформатор, чем манипулировать напряжением для импульса, и из чего сделать рабочие элементы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое шаговое напряжение

Хорошими помощниками начинающему конструктору окажутся схемы и видео самодельного споттера из Сети.

Схема и принцип действия

Для создания споттера своими руками важно понимать процесс, происходящий внутри аппарата. Схема управления напряжением может отличаться, но основная суть в следующем:

  • При подключении сварочного устройства в сеть, ток поступает на первый трансформатор. После понижения напряжения (V) и повышения силы (А), ток передается на диодный мост.
  • Диоды связаны с реле и переключателем. Они передают напряжение дальше, на конденсатор для зарядки.
  • Для выработки сварочного тока задействуют второй трансформатор и стоящий перед ним тиристор.
  • При срабатывании реле и переключении на вторую цепь питания, происходит отключение конденсатора и отдача напряжения на тиристор.
  • Последний, открывается и пропускает ток дальше на второй трансформатор.
  • Для регулировки сварочного напряжения в цепи предусмотрен пропуск через сопротивление.
  • Выдаваемый импульс зависит от характеристик конденсатора и параметров сопротивления, которым можно увеличить время продолжительности подачи напряжения.
  • После разрядки конденсатора, тиристор закрывается и цикл повторяется.
  • Длина импульса варьируется от 0.1 до 0.5 с. Более точные настройки можно сделать при помощи микроконтроллера (МК), вставляемого в схему дополнительно.

Основные составляющие для споттера

Для создания самодельного споттера необходимо подобрать ряд элементов, отвечающих за обеспечение процесса преобразования тока и возможность импульсной сварки. Некоторые детали можно изготовить самому, другие придется выбирать и покупать в магазине. Ключевыми являются:

  • Трансформатор №1, для создания сварочного тока. Его можно сделать из неработающей микроволновой печки.
  • Диодный мост с параметрами 5-8V, и составляющими, способными работать при 12V.
  • Трансформатор №2, для подпитки рабочих элементов цепи.
  • Тиристор. Возможна модель ПТЛ-50 или иные версии.
  • Переменный резистор, с минимальным сопротивлением от 100 Ом.
  • МК для более «продвинутых» версий.

Приступаем к делу

Как сделать споттер своими руками хорошо видно на видео в интернете. После зрительного ознакомления можно приступать к сборке. Начинать следует с главного элемента — расчета трансформатора, и продвигаться к менее значительным.

Самодельные споттеры изготавливаются из элементов микроволновой печи. Но для понижения мощности, и выработки достаточной силы тока, устройство необходимо модернизировать. Поэтому, с трансформатора удаляется вторичная обмотка. Действовать необходимо осторожно, чтоб не повредить изоляционное покрытие.

Создание новой вторичной обмотки производится проводом с минимальным сечением 50 квадратных мм. Его наматывают в три витка и изолируют. Выбранный вариант позволит получить необходимый ток для сварки. Иногда для создания споттера своими руками переделывают инверторный аппарат.

Схема споттера может включать и полностью самодельный трансформатор, управляющий остальными процессами. Свой основной узел можно собрать из Ш-образного сердечника. Для первичной обмотки подойдет провод с сечением 2.5 мм квадратных, который наматывается в количестве 200 витков. Равномерное распределение поспособствует правильной работе и меньшему нагреву аппарата. Вторичная обмотка содержит семь витков провода с сечением 50 мм квадратных.

Надежную изоляцию между слоями можно выполнить бумагой от кассовой ленты. Весь трансформатор стоит пропитать шеллаком. Заранее предусматривается достаточная длина концов первичной обмотки, чтобы присоединить шнур питания, и вторичной, для крепления к клеммам последующей цепи.

Сварка споттером не имеет строгих критериев по оборудованию, и вариации трансформаторов могут отличаться. Хорошо будет работать аппарат с составляющими:

  • кольцевой сердечник диаметром 150 мм;
  • первичная обмотка кабелем 1.8 мм в количестве 255 оборотов;
  • вторичная обмотка с медной шиной 6.5х4, хорошо распределяющая напряжение, в семь витков и три слоя.

Трансформатор №2, для питания других элементов цепи, можно купить готовый. Основное требование — 12V на вторичной обмотке. Если данные выходящего тока отличаются, то дополнительная обмотка, по образцам на видео в Сети, поможет довести его состояние до нужного уровня.

Тиристоры и диоды

Для самодельного создания споттера важен тип тиристора. Оптимален ТПЛ-50. Но понимая основные требования для его работы, возможна подборка другой модели. Критерии выбора:

  • 220 V обратное напряжение;
  • создание импульсного тока с минимальной величиной 45 А (меньшего будет недостаточно для сварки).

Диоды подбираются по таким же параметрам. Тогда во время процесса не возникнет разности напряжения и перегревов. Если внедрять в схему споттера МК, то временная длина импульса устанавливается более точно, что улучшает сварочный процесс. Микроконтроллер приобретается отдельно и его установка в схему самодельного устройства совершенствует управление. Также, вместо диодного моста можно установить симисторы.

Конденсаторы и резисторы

Переменный резистор, отвечающий за настройку параметров тока посредством сопротивления, необходимо подобрать с минимальной величиной в 100 Ом. Так можно регулировать необходимую силу тока для сварки. Мощность рассеивания здесь значения не имеет. Конденсатор, выдающий необходимый разряд, должен обладать емкостью от 1000мкФ, а его поддерживаемое напряжение равняться 25V.

Изготовление корпуса и рабочих инструментов

Для самодельного споттера стоит продумать простой корпус, позволяющий закрыть токонесущие детали от контакта с внешней средой. Для этого необходимо диэлектрическое основание, либо подкладки под крепления трансформаторов на железную основу. Достаточно металла 0.5 — 0.8 мм толщиной. Боковые панели рекомендуется сделать съемными, чтобы легко получать доступ для обслуживания и ремонта.

Охлаждение кулером не предусматривается в самодельных споттерах ввиду малой загруженности аппарата и короткой импульсной сварки. Для естественной вентиляции в боковых стенках корпуса сверлятся отверстия (до 20 шт, диаметром 4 — 5 мм). На верхней крышке размещают рукоятку для ношения.

С лицевой стороны корпуса подготавливаются выходы под крепление кабелей и силового шнура. В самых простых моделях стоит предусмотреть:

  • вывод тумблера включения;
  • световой диод работы сети;
  • показатель V;
  • показатель А;
  • тумблер или кнопку переключения режимов.

Пистолет и обратный молоток можно купить в магазине. Они уже оснащены небольшими кабелями и разъемами. Приобретя их можно сразу приступать к тестированию споттера. Но для совсем экономной модели, если в гараже имеется много подручных материалов, пистолет делается на основе клеевого аналога (по форме) монтажного инвентаря. В нем удаляется внутренняя часть и вставляется кронштейн для фиксации электрода.

Самодельные споттеры могут быть простыми и более сложными, с схемой управления на МК. Но главное, что по качеству работы они не будут уступать бюджетным моделям заводского производства, и смогут помочь в исправлении вмятин на автомобиле.

Источник: https://svarkalegko.com/oborudovanie/spotter-svoimi-rukami.html

Сборка своими руками и применение споттера из сварочного аппарата: схемы работы самодельных споттеров

Споттер – это аппарат для точечной сварки, который широко используется для рихтовочных автомобильных работ. Очень часто такие работы требуют максимальной геометрической точности и знания всех кузовных панелей, размещенных на автомобиле. И редко когда качественную рихтовку можно выполнить без специальных устройств, в частности, споттера.

Сегодня мы расскажем о том, как собрать споттер своими руками и какова схема его работы. Так, самодельные споттеры позволят сэкономить немалые деньги, если вы их сделаете из сварочного аппарата.

Особенности применения споттера

Такое приспособление, как споттер используется для следующих нужд:

  • кузовные сварочные работы;
  • правка кузовной поверхности без разборки обшивки.

Особенно споттер удобен при рихтовке деталей кузова, к которым затруднен доступ из-за тех или иных конструкционных особенностей. При ремонте кузовных деталей с применением споттера из сварочного аппарата нужно приварить к деформированной детали специальный крепеж, который посредством обратного молотка вытягивает испорченный металл. Также споттер способен нагревать его, поэтому к металлу быстро возвращается быстрая жесткость и форма.

Как работает споттер?

Есть несколько электрических схем споттера, который можно собрать не только из инвертора, но также из старого аккумулятора или трансформатора. Самодельный споттер действует по принципу молотка, работает точечным образом, но в обратную сторону. Это выглядит так:

  • обратный молоток направляющей зафиксирован к поврежденному участку на кузове;
  • по направляющей может двигаться только молоток в виде шайбы, которая прикладывает усилие к точке ее фиксации.

Обычный споттер имеет два режима работы;

  • кратковременный, когда направляющую нужно закрепить в нужной точке специальными кольцами;
  • сварочный – сварка осуществляется на минимальной мощности с применением угольного электрода.

Споттер своими руками на основе инверторов

Споттер из сварочного аппарата наиболее распространен среди самодельных приборов, несмотря на то, что есть и другие схемы их сборки. Так, споттеры своими руками можно собрать и не из сварочных аппаратов, но они будут менее мощными.

Споттер является ответвлением контактной сварки, однако, в отличие от нее, конструкция споттера исключает наличие клещей, именно поэтому этот аппарат можно считать аналогом электродугового сварочного аппарата, где напряжение пропускается через автомобильный корпус. Один контакт присоединен к кузову, а в качестве второго контакта выступает шток и насадка.

Ниже предлагаем вам ознакомиться с самой простой схемой споттера на основе сварочного аппарата, которую при желании вы можете и доработать.

Схема инверторного споттера

Споттер, собранный своими руками из сварочного аппарата, включает в себя два ключевых элемента:

  • сварочный инвертор;
  • тиристорное реле.

Для самостоятельно сборки данного аппарата вам будут нужны:

  • тиристор на 200 вольт;
  • трансформатор, понижающий на 12 вольт для кнопочного управления реле;
  • реле на 30 ампер;
  • мост диодный;
  • контактная группа (220 вольт);
  • кнопка управления.

Посредством диодного моста трансформатор подключают к сети, а к мосту, при этом должен быть подключен тиристор электронного реле. Трансформатор предназначен для запитки управляющей ветки тиристорной цепи.

Схема работы споттера выглядит следующим образом:

  • при нажатии кнопки S3 включается разрядка конденсатора С1, и на какое-то время включаются резистор R1 и тиристор V9;
  • далее подается переменное напряжение на первичную трансформаторную обмотку с помощью диодов Д232;
  • происходит процедура сваривания деталей и электрода;
  • при разрядке конденсатора С1 тиристор закрывается, а обмотка силового трансформатора обесточивается;
  • при таком положении дел сварочный процесс подходит к концу, а конденсатор С1 продолжает заряжаться от трансформатора Т1 для последующих работ.

Помните, что диодный мост и тиристор могут быть заменены симисторами. Самодельные споттеры должны быть тщательно продуманы с конструктивной точки зрения. Он должен корректно работать независимо от габаритов и вложенных средств.

Материалы

Железа для споттера нужно выделять в объеме от 35 до 40 квадратных сантиметров. На тиристоре перегревов не бывает, они бывают лишь на участках, которые расположены после кабеля. Также сильно греется шток из черного металла диаметром на 16 мм. Желательно, чтобы он был сделан из латуни.

Что касается кабеля для споттера, то нужно выбирать с площадью сечения порядка 70 квадратных миллиметров, а для массы и молотка будет достаточно его длины 1,7 и 2,1 м соответственно. Также потребуется предусмотреть импульсное управление на тиристоре ТЧ-40.

Сначала вторичная трансформаторная обмотка наматывается с применением медной шины размером 6,5 на 4 в третьей обмотке. Также ее можно заменить на алюминиевую. Потом на вторичную обмотку нужно добавить еще две. Окончательный вариант аппарата состоит их алюминиевой трансформаторной обмотки на 250 квадратных миллиметров, что равно 5 обмоткам по шесть витков.

Уделяйте пристальное внимание внешнему виду обратного молотка, в роли которого выступает электрод. Чаще всего рукоять делают на основе клеевого пистолета, а рабочий кабель имеет термоизоляционный слой и коммутирующий провод. Также помните, что при нагреве слой термоизоляции начинает стягиваться.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Самодельный или заводской споттер, имеющий промышленное назначение, обладает рядом таких важных функций:

  • соединение деталей посредством сварки ремонтных шайб с использованием споттера;
  • сварка точечным методом с применением металлического электрода, которая вытягивает металл панели;
  • возможность прогревать металлические детали углеродным электродом и затем их охлаждать. Благодаря такой функции сварочного аппарата можно выполнять осадку металлов;
  • особенности конструкции споттера делают его очень простым и удобным в плане эксплуатации;
  • наличие двух сварочных режимов в споттере. Первый режим постоянного включения с применением углеродного электрода, а второй – с кратковременным включением, который регулируется по времени. Он используется с применением металлического электрода и часто используется для приварки шайб;
  • наличие в споттере принудительной системы охлаждения и термостата для отключения сварочного аппарата при перегреве и автоматического его включения при нужной температуре для сварки.

Основные технические характеристики устройства:

  • 220 вольт – требуемое напряжение питающей сети для нормальной работы споттера;
  • 56-60 Гц – требуемая частота сети переменного тока;
  • 10 кВт – максимально допустимая мощность;
  • 1300 А – максимально возможный рабочий ток;
  • около 8-9 В – напряжение для вторичной обмотки аппарата для сварки;
  • 0-1,2 секунд – предел установки времени;
  • два рабочих сварочных режима – таймер при точной сварке и непрерывный режим при обычной сварке и темперировании;
  • 15 процентов – производительность при точечной сварке деталей из металла с учетом максимальной выходной мощности;
  • 75 процентов – производительность при угольном варе с учетом максимальной выходной мощности;
  • от 100 кг и больше – тяговое условие для иглы;
  • 100 кг и выше – тяговое условие для шайбы;
  • 380 на 290 на 840 мм – длина, ширина и высота изделия;
  • 32 кг – вес конструкции.

Как сваривать детали с помощью споттера?

Существует признанная технология работы с помощью споттера, которую определили мастера кузовных ремонтов. Она актуальна при ремонте труднодостижимых деформированных частей кузова на автомобиле. Часто такая схема работы применяется по отношению к деформированным дверям автомобиля, крыльям и другим частям транспорта. Она актуальна везде, где усилия направлены к внешней стороне рабочей поверхности и где расположен деформированный участок конструкции.

Точечную сварку выполняют с помощью поступающего тока, а затем локальная поверхность выравнивается упором или инерционным молотком. Благодаря таким манипуляциям достаточно быстро поврежденная часть автомобиля вытянется в исходное положение.

Потом деформированная и выровненная поверхность шлифуется. Это нужно делать так, чтобы точки были удалены от сварки и рабочая поверхность была гладкой. Не забывайте об обязательном заземлении для корпуса, также от аккумулятора должна быть отсоединена отрицательная клемма.

Технология сварки с помощью споттера выглядит следующим образом:

  • деформированный участок на автомобильной детали тщательно зачистите, пока не будет видна поверхность металла;
  • прикрепите к подготовленной поверхности заземлительный контакт;
  • приварите крепежные элементы;
  • захватите эти элементы с помощью специальных приспособлений и инструментов, которые будут нужны для плавки металлов;
  • вытягиваем деформированный участок поверхности металлической конструкции;
  • приваренный элемент можно с легкостью удалить своими руками с помощью вращательных движений;
  • очистите поверхность детали, которая ремонтировалась и приготовьте этот участок к шпатлевке.

Чтобы работать при помощи споттера, независимо от того, самодельный он или заводской, нужно иметь навыки сварочных работ. Также нужно соблюдать правила эксплуатации данного аппарата и выполнять правила проведения сварочных работ. Все это позволит отремонтировать деформированную часть автомобиля быстро и успешно.

Споттер станет незаменимым при выполнении всевозможных ремонтных работ на кузове автомобиля, требующих точечного сосредоточения. А как вы смогли убедиться, этот аппарат можно собрать и своими руками.

Источник: https://elektro.guru/elektrooborudovanie/svarochnye-apparaty/kak-svoimi-rukami-sobrat-spotter-iz-svarochnogo-apparata.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
220 вольт
Для любых предложений по сайту: [email protected]