Лэп — что это: классификация линий электропередач, виды, воздушные, высоковольтные, кабельные лэп
Как можно обозначит значение линий электропередач? Есть ли точное определение проводам, по которым передается электроэнергия? В межотраслевых правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей есть точное определение. Итак, ЛЭП – это, во-первых, электрическая линия. Во-вторых, это участки проводов, которые выходят за пределы подстанций и электрических станций. В-третьих, основное назначение линий электропередач – это передача электрического тока на расстоянии.
Железные опоры ЛЭП
Классификация
По тем же правилам МПТЭЭП производится разделение ЛЭП на воздушные и кабельные.
Но необходимо отметить, что по линиям электропередач производится также передача высокочастотных сигналов, которые используются для передачи телеметрических данных, для диспетчерского управления различными отраслями, для сигналов противоаварийной автоматики и релейной защиты. Как утверждает статистика, 60000 высокочастотных каналов сегодня проходят по линиям электропередач. Скажем прямо, показатель значительный.
Воздушные ЛЭП
Воздушные линии электропередач, их обычно обозначают буквами «ВЛ» – это устройства, которые располагаются на открытом воздухе. То есть, сами провода прокладываются по воздуху и закрепляются на специальной арматуре (кронштейны, изоляторы). При этом их установка может проводиться и по столбам, и по мостам, и по путепроводам. Не обязательно считать «ВЛ» те линии, которые проложены только по высоковольтным столбам.
Что входит в состав воздушных линий электропередач:
- Основное – это провода.
- Траверсы, с помощью которых создаются условия невозможности соприкосновения проводов с другими элементами опор.
- Изоляторы.
- Сами опоры.
- Контур заземления.
- Молниеотводчики.
- Разрядники.
То есть, линия электропередач – это не просто провода и опоры, как видите, это достаточно внушительный список различных элементов, каждый из которых несет свои определенные нагрузки. Сюда же можно добавить оптоволоконные кабели, и вспомогательное к ним оборудование. Конечно, если по опорам ЛЭП проводятся высокочастотные каналы связи.
Строительство ЛЭП, а также ее проектирование, плюс конструктивные особенности опор определяются правилами устройства электроустановок, то есть ПУЭ, а также различными строительными правилами и нормами, то есть СНиП. Вообще, строительство линий электропередач – дело непростое и очень ответственное. Поэтому их возведением занимаются специализированные организации и компании, где в штате есть высококвалифицированные специалисты.
Классификация воздушных линий электропередач
Сами воздушные высоковольтные линии электропередач делятся на несколько классов.
По роду тока:
- Переменного,
- Постоянного.
В основе своей воздушные ВЛ служат для передачи переменного тока. Редко можно встретить второй вариант. Обычно он используется для питания сети контактной или связной для обеспечения связью несколько энергосистем, есть и другие виды.
По напряжению воздушные ЛЭП делятся по номиналу этого показателя. Для информации перечислим их:
- для переменного тока: 0,4; 6; 10; 35; 110; 150; 220; 330; 400; 500; 750; 1150 киловольт (кВ);
- для постоянного используется всего один вид напряжение – 400 кВ.
При этом линии электропередач напряжением до 1,0 кВ считаются низшего класса, от 1,0 до 35 кВ – среднего, от 110 до 220 кВ – высокого, от 330 до 500 кВ – сверхвысокого, выше 750 кВ ультравысокого. Необходимо отметить, что все эти группы отличаются друг от друга лишь требованиями к расчетным условиям и конструктивным особенностям. Во всем остальном – это обычные высоковольтные линии электропередач.
Источник: https://onlineelektrik.ru/eprovodka/cabeli/lep-eto-provodnaya-ili-kabelnaya-liniya-peredachi-elektroenergii.html
Что такое вибрация и пляска проводов, от чего зависят эти явления
На проводах и грозозащитных тросах высоковольтных линий электропередач возникают различные механические нагрузки и напряжения. Например, при ветре наблюдается такое явление как вибрация или пляска проводов. Что это такое, какие могут быть последствия и методы борьбы вы узнаете из этой статьи.
Определение
Вибрацией проводов называются периодические колебания провода или троса в пролете между опорами ЛЭП. Колебания происходят с частотой от 3 до 150 Гц в вертикальной плоскости под воздействием ламинарного воздушного потока. В результате образуются стоячие волны, двойная амплитуда которых может быть больше диаметра провода или троса, но при этом не превышает 0,005 длины волны.
Пляской называются устойчивые периодические колебания, с большей чем в предыдущем случае амплитудой и меньшей частотой — от 0,2 до 2 Гц. Таким образом образуются стоячие волны амплитудой от 0,3 до 5 метров, а в некоторых случаях и больше.
Явление наблюдается на линиях электропередач, проводах контактной сети и грозозащитных тросах.
К контактной сети также применяется понятие «автоколебания», хотя в сущности это одно и тоже. Еще одно название — Эоловы вибрации.
Так главным отличием вибрации от пляски является частота.
Вибрация едва заметна глазу из-за высокой частоты, меньшей амплитуды и числа полуволн, а пляска — это сильные колебания с большей длиной волны и амплитудой.
Причины возникновения
Вибрация проводов и тросов воздушных ЛЭП возникает при ламинарном потоке воздуха (при ветре скоростью 0.5-7 м/с, при большей скорости поток становится турбулентным), направление которого перпендикулярно или находится под некоторым углом к ним.
Тогда потоки воздуха обтекают цилиндрическую поверхность провода и возникает круговой поток, при этом в верхней его части (на рисунке ниже точка А) скорость этого потока больше чем в нижней (точка В).
Происходит это из-за срывов вихрей воздуха с верхней и нижней стороны, в результате чего появляется дисбаланс давлений.
Отсюда возникает не только горизонтальная, но и вертикальная составляющая давления потоков воздуха (ветра).
Если частота образования вихрей совпадет с частотой (одной из) собственных колебаний провода, то начнутся его колебания в вертикальной плоскости.
Собственными называются колебания, возникающие в системе при отсутствии переменных внешних воздействий, в результате начального отклонения. Как происходит с гитарной струной.
В определенных точках возникнут пучности волн, в них амплитуда будет максимальной. Те точки, которые будут оставаться неподвижными, называются узлами. В них будут происходить угловые перемещения провода, простым языком – он будет изгибаться и вращаться. Возникают стоячие волны, когда длина волны равна или кратна расстоянию между опорами (длине пролёта).
Частота вибраций прямо пропорциональна скорости ветра и может быть вычислена по формуле:
f=(0,185V)/d,
где f – частота колебаний, V – скорость ветра, d – диаметр, 0,185 – характерное в этом случае число Струхаля.
Из формулы видно и то, что чем тоньше провод, тем с большей частотой он вибрирует. При этом особо опасны скорости ветра 0,6-0,8 м/с, поскольку при скорости ветра больше 5-8 м/с амплитуды малы и не опасны. Как правило, явление возникает в пролётах длиной более 120 метров, при увеличении расстояния только усиливается. Особенно это важно при протяженности пересечения ВЛ более чем 500м, например, через реки и водоёмы.
Отличием пляски от вибрации в первую очередь является амплитуда – она больше и может достигать 12-14 метров, а также большей длинной волны. Характер и траектория движения при пляске повторяет форму вытянутого эллипса, с отклоненной осью на 10-20 градусов от вертикальной линии.
При гололеде (наледях и обледенении линии) диаметр провода увеличивается исходя из формулы, приведенной выше – уменьшается частота колебаний и увеличивается длина волны вибраций.
Гололед появляется не равномерно, а с подветренной стороны. В результате провода и тросы становятся не цилиндрическими, а неправильной формы. При такой форме во время ветра возникает подъёмная сила, на рисунке ниже Vy.
Она и вызывает пляску. Слева изображены волны пляски в пролёте между опорами, а с права – обледеневший трос и огибающий его воздушный поток.
Пляска возникает при большей скорости ветра, чем вибрации, а именно 5-20 м/с, под углом к линии в 30-70 градусов. Колебания происходят с меньшей частотой и большей амплитудой.
Внешние отличия явлений этих двух явлений вы можете увидеть на сравнив следующие два видео:
Опасность
Давайте разберемся чем опасна пляска и вибрация на ВЛЭП. Пляска опасна тем, что провода колеблются не синхронно, а амплитуда может достичь такой величины, что может произойти перехлест с тросом грозозащиты, или между собой. Из-за чего происходят электрические разряды, со всеми вытекающими последствиями. Для предотвращения схлестываний в некоторых случаях устанавливаются изолирующие распорки между проводящими частями линий.
Вибрация в свою очередь несёт разрушающие воздействия на жилы проводников, также возможны обрывы линии на соединениях и зажимах или выходах из зажимов.
Методы борьбы
Поскольку опасность вибрации и пляски заключается в выходе из строя ВЛ, обрывах и замыканиях, мы рассмотрим основной метод защиты от неё.
Установка виброгасителей является основным методом устранения рассмотренных явлений. Они бывают различных типов. Общей чертой является то, что выполнены в виде стержня с грузилами на концах, который подвешивается за среднюю часть на тросах и проводах. Тип виброгасителя подбирается в соответствии с длиной пролёта и диаметром проводника, согласно таблице 2.5.9. ПУЭ, п. 2.5.85 (Глава 2.5 ПУЭ).
Источник: https://samelectrik.ru/vibraciya-i-plyaska-provodov.html
Опоры ЛЭП
Опора воздушной линии электропередачи — это сооружение, необходимое для удержания проводов и оптоволоконных линий связи, грозозащитных тросов на определенном расстоянии от земли и друг от друга.
Именно от надежности и качественного исполнения данных элементов зависит, насколько стабильно будет функционировать система передачи электроэнергии, будет ли она безопасна для потребителей и пр. Благодаря современному оборудованию и проверенным технологиям производства ЗАО ЧЗМК изготавливает металлические опоры ЛЭП, соответствующие самым строгим стандартам и требованиям. Этому способствует и строгий контроль качества продукции и обязательные плоскостные и объемные сборки.
Рассматриваемые изделия, произведенные специалистами Челябинского завода металлоконструкций, обладают сравнительно небольшим весом и способны выдерживать значительные нагрузки. Современные технологии позволяют производить двухцепные и многоцепные опоры, которые удобны при проведении монтажных работ в ограниченном пространстве.
ОЛЭП можно разделить на типы по следующим признакам:
- по назначению;
- способу закрепления в грунте;
- конструкции; количеству цепей;
- материалу изготовления и т. д.
В зависимости от того, как подвешены провода, данные конструкции делятся на:
- промежуточные (провода закрепляются в специальных поддерживающих зажимах);
- анкерного типа (служат для натяжения проводов, которые в этом случае закрепляются в натяжных зажимах).
По конструктивному решению ствола — трех типов:
- башенные;
- портальные;
- вантовые.
В зависимости от способа закрепления на фундаментах различают: свободностоящие и опоры на оттяжках. Также они класиифицируются как сооружения гибкой и жёсткой конструкции.
Основные разновидности конструкций
- Промежуточные — используются, когда необходимо поддержать провода и тросы, однако они не рассчитаны на нагрузки, оказываемые натяжением проводами вдоль линии.
- Анкерные — прочные и жесткие изделия, которые воспринимают продольную нагрузку оттяжения проводов и тросов. Как правило, устанавливаются на прямых участках трассы при необходимости перехода через разнообразные преграды (например, инженерные сооружения).
- Концевые — устанавливаются в начале или конце линии. Они воспринимают нагрузку от одностороннего натяжения проводов и тросов.
- Угловые — устанавливаются на углах поворота трассы воздушной линии. Воспринимают равнодействующую сил натяжения тросов и проводов смежных пролетов. При углах поворота до 15-30° и небольших нагрузках используются угловые промежуточные конструкции. Если же углы поворота больше, оправданно применение угловых анкерных разновидностей.
- Специальные имеют несколько разновидностей. Транспозиционные изменяют порядок расположения проводов, ответвлительные помогают устройству ответвлений от магистральной линии, перекрестные возводятся в случаях, если пересекаются воздушные линии двух направлений, а противоветровые — для увеличения прочности линии. Также встречаются переходные опоры, которые необходимы при переходах линии электропередач через инженерные сооружения.
В зависимости от способа закрепления в грунте олэп можно разделить на два типа:
- металлоконструкции, которые устанавливаются в грунт.
- конструкции, устанавливающиеся на фундамент: классические (каркасные конструкции, устойчивость которых достигается заливкой бетоном или пригрузом песчано-гравийной смеси) и узкобазовые (с креплением на железобетонную или стальную винтовую сваю, стальную трубу).
Материалы для изготовления
- Дерево — самый дешевый материал для изготовления опор ЛЭП напряжения 6, 10 и 35 кВ. Главный недостаток конструкций такого типа — их недолговечность. Даже при обработке специальными антисептиками, которые приостанавливают процесс гниения, они служат всего лишь 15-25 лет. Они имеют А-образную или П-образную конструкцию и до сих пор активно используются в странах СНГ.
- Бетон, армированный металлом (железобетонные опоры). Главным преимуществом этого материала является коррозионная стойкость. Однако значительный вес, хрупкость и разрушение бетона в грунте из-за губительного воздействия влажности и перепадов температур делают конструкции даного типа ненадежными в работе.
- Композит — сравнительно новый материал, который стремительно набирает популярность в США, Канаде и скандинавских странах, а также в Китае. Опоры, сделанные из этого материала, устойчивы и хорошо переносят суровый климат.
- Металл или сталь специальных марок. Главные преимущества: металлические опоры ЛЭП — это их высокая прочность и способность выдерживать значительные механические нагрузки, а также универсальность, благодаря которой их можно применять при строительстве конструкций различных уровней напряжения. Металлические опоры могут изготавливаться из стального уголкового проката или из гнутого стального профиля постоянного и переменного сечения. Высокие переходные изделия могут быть изготовлены из стальных труб. Их элементы соединяются при помощи сварки или болтов. Во избежание образования коррозии металлическую поверхность необходимо защищать с помощью горячего оцинкования, цинконаполненного композитного покрытия или грунтовки. На сегодняшний день именно металлические ОЛЭП являются самым проверенным, надежным и экономически выгодным способом строительства линий электропередач.
Металлические опоры ЛЭП
Основные разновидности:
- металлические решетчатые;
- многогранные;
- открытого профиля треугольного и квадратного сечения;
- из стальных труб.
Решетчатые являются каркасом из стального проката, детали которого скрепляются с помощью болтов. Они очень экономичны при перевозках благодаря компактности деталей и относительно небольшому весу всех компонентов, использующихся для возведения ЛЭП.
Металлические опоры решетчатого типа применяются для строительства воздушных линий электропередачи. Они подходят для эксплуатации в местности, где температура воздуха может опутиться до -65°C.
Такие опоры изготавливаются из стали 09Г2С, С345 по ГОСТ 27772-88.
Металлические многогранные – это сложная конструкция в виде конуса-многогранника, которая также изготавливается из стального листа. В процессе производства этот лист изгибают в нужном направлении и продольно сваривают. Такая конструкция может состоять из нескольких секций и достигать 40 метров в высоту. Многогранные конструкции считаются более выгодными и экономичными, зарекомендовали себя как более надежные и имеют форму, удобную для транспортировки.
При строительстве опор линий электропередач металлоконструкции занимают лидирующее положение на рынке и по объему готовой продукции. Это неудивительно, потому что главные достоинства данных сооружений — долговечность, простота транспортировки и монтажа, а также экономичность. Основной материал, который используется для этого — листовая сталь толщиной около 3 мм.
Изготовление металлических, деревянных и железобетонных опор линий регламентируется соответствующими государственными стандартами. В странах СНГ принята маркировка металлических и железобетонных конструкций, в которой зашифрованы условия их использования, назначение, класс напряжения, взаимное расположение проводов на опоре и т.д.
Условная система обозначения для металлических опор ВЛ35 — 330 кВ
Буквенное обозначение | Расшифровка значения |
П, ПС | промежуточные опоры |
ПВС | промежуточные опоры с внутренними связями |
ПУ, ПУС | промежуточные угловые |
ПП | промежуточные переходные |
АУ, У, УС | анкерно-угловые |
А | анкерные |
К, КС | концевые |
Б | железобетонные (не распространяется на опоры 500 кВ) |
М | Многогранные |
Отсутствие Б | стальные |
ПК | Промежуточные композитные |
Цифры, которые обычно указываются после буквенных обозначений, являются характеристикой класса напряжения. Цифры, которые указываются через дефис, обозначают типоисполнение опоры и количество цепей: одноцепная линия — нечетное количество, двух- и многоцепные — четное. Цифра, идущая после знака «+» является характеристикой высоты приставки к базовой металлической опоре. Система обозначений соответствует конструкторской документации заводов-изготовителей.
Для заказа расчета стоимости вашего объекта, можете позвонить по телефону (351) 253-28-21. Наши специалисты ответят на все ваши вопросы и рассчитают цену.
Источник: http://metcon.ru/opory/
| Создание топоосновы корпоративной ГИС ОАО «Мосэнерго» и дешифрирование ЛЭП по космоснимкам
Еремченко Е.Н., РЦ ГИС ИФВЭ, [email protected],
Кузнецов О.В., ЗАО «Совинформспутник», [email protected],
Гречищев А.В., DATA+, [email protected]
Для энергетических компаний задача создания корпоративной ГИС (КГИС) особенно актуальна. Это во многом диктуется спецификой объектов, болезненной чувствительностью экономики и общества даже к временным неполадкам в работе электросетей, недостаточным опытом географически корректного представления объектов энергетики.
Для ОАО «Мосэнерго» эта задача даже более актуальна, чем для других территориальных подразделений РАО ЕЭС.
Причины — высокая урбанизированность Московской области, очень высокое удельное энергопотребление, быстрое развитие пригородных зон, требующее модернизации имеющихся ЛЭП и прокладки новых, острая необходимость учета объектов собственности, разбросанных на больших территориях.
К картографическому представлению объектов электроэнергетики, которые являются источниками повышенной опасности, предъявляются особые требования.
Они должны быть отображены с высокой степенью достоверности, на подробной и актуальной топографической основе, с учетом современных требований к точности и информационной насыщенности.
В этом залог эффективного использования в дальнейшем ГИС-инструментария, позволяющего сэкономить огромные средства и оптимизировать процессы общего корпоративного управления предприятием и эксплуатации ЛЭП.
С возникновением и развитием геоинформатики появилась возможность создания т.н. растрово-векторных ГИС, позволяющих совместно использовать цифровые карты местности и ее космические изображения. Такие геоинформационные системы сочетают в себе достоинства как топографических карт, так и космических снимков, и могут использоваться для всестороннего пространственного анализа на основе детальной информации о местности.
Задачи КГИС
С учетом вышесказанного руководством ОАО «Мосэнерго» было принято решение о создании корпоративной ГИС компании, в основу которой положена именно растрово-векторная картографическая основа, создаваемая на базе российских космических снимков.
Картографическую основу для КГИС необходимо было создать в максимально сжатые сроки, поскольку электрические сети постоянно обновляются и перестраиваются, и данные по ним быстро устаревают.
Набор данных для ГИС должен корректно отображать современное состояние местности, обеспечивать необходимую точность определения местоположения объектов и обладать необходимой информационной насыщенностью, позволяющей использовать его в качестве средства поддержки принятия управленческих и оперативных решений.
Основными исполнителями работ по созданию картографической основы для КГИС были выбраны Региональный центр геоинформационных систем института физики высоких энергий (г. Протвино, Московской обл.) и ЗАО «Совинформспутник», действовавшие в рамках договора о научно-техническом сотрудничестве. Давнее партнерство двух организаций позволило воспользоваться отлаженной структурой взаимодействия и положительно сказалось на быстром развертывании работ.
https://www.youtube.com/watch?v=zYhkRZbzlss
В соответствии с техническим заданием, перед исполнителями работ были поставлены следующие задачи:
- создание обзорной растрово-векторной картографической основы на территорию всей Московской области;
- создание планов повышенной детальности в пределах коридоров шириной ~200 м вдоль линий электропередачи высокого напряжения (35-500 кВ) и распределительных сетей напряжением 6-10 кВ и других объектов электроэнергетики;
- определение точного географического местоположения всех энергетических объектов и нанесение их на картографическую основу.
Работы по созданию топоосновы КГИС были разбиты на несколько этапов. На первом из них — пилотном — требовалось отработать методику и выполнить весь комплекс работ для одного из тринадцати региональных предприятий ОАО «Мосэнерго». На следующих этапах — последовательно применять отработанную технологию на территории остальных предприятий электрических сетей ОАО «Мосэнерго».
В качестве полигона для отработки методики были выбраны «Подольские электрические сети» (ПЭС). В его ведении находятся энергообъекты на территории Домодедовского, Подольского, Серпуховского и Чеховского районов Московской области. Они охватывают весь спектр ситуаций, возникающих как при эксплуатации ЛЭП, так и при их дешифрировании и отображении на картографической основе.
Работы были распределены следующим образом:
«Совинформспутник» обеспечивает первичную обработку космических снимков и составляет растрово-векторную топооснову общего назначения.
РЦ ГИС занимается созданием тематического набора данных по энергообъектам предприятия на основе как результатов дешифрирования космических снимков, так и данных полевой съемки.
Картографическая основа
Была сформирована следующая концепция набора растрово-векторных данных:
1. При создании картографической основы максимально широко используются данные дистанционного зондирования (ДДЗ) — космические снимки высокого и среднего разрешения.
2. Конечный продукт содержит как векторные слои, так и растровую подложку. В качестве растра используются космические снимки двух типов: панхроматические — высокого разрешения и мультиспектральные — среднего разрешения.
3. Картографическая основа состоит из двух компонент — обзорной (на всю Московскую область) и повышенной детальности (в пределах коридоров линий электропередачи).
4. Обзорная топооснова, информационно эквивалентная картам масштаба 1:50 000, создается векторизацией по ДДЗ. Точность восстановления истинных координат на местности 30-40 метров.
5. Планы повышенной детальности, информационно соответствующие картам масштаба 1:10 000, создаются по космическим снимкам в пределах узких полос вдоль линий электропередачи. Точность определения взаимного расположения объектов — не хуже 5-7 метров, в то время как абсолютная точность не превышает 30-40 метров.
6. Обзорная картографическая основа комплектуется цифровой моделью рельефа, представляемой в соответствии с требованиями, предъявляемыми к топографическим картам М 1:100 000. Она включает как традиционное представление рельефа посредством горизонталей и отметок высот, так и представление рельефа местности в виде регулярной матрицы высот.
Для КГИС «Мосэнерго» выбрана правая плоская прямоугольная метрическая система координат. Начало отсчета координат (X=0, Y=0) вынесено за пределы Московской области и помещено западнее и южнее крайней западной и крайней южной точек границы области, что позволяет избежать отрицательных значений координат при пользовании созданными картографическими материалами. Применяемые картографическая проекция и система координат отличны от государственных.
Для удобства пользования растровыми и векторными данными картографической основы территория Московской области разделена на прямоугольные фрагменты размером 20Х20 км в принятой системе координат. Номенклатура листов складывается из названия ряда (буквы латинского алфавита от A до P) и номера колонки (арабские цифры от 1 до 17).
Программные средства
При подготовке растрово-векторных данных корпоративной ГИС АО «Мосэнерго» на территорию ПЭС использовались современные цифровые методы создания картографических материалов. Задачи решались с помощью следующих программных продуктов:
- ERDAS IMAGINE — трансформирование и координатная привязка космических снимков, их тематическая обработка;
- ArcInfo — подготовка векторных данных, проверка данных на топологическую корректность, редактирование и окончательная доводка информации;
- Модуль GRID — создание цифровой модели местности;
- ArcView GIS 3.2 — создание и заполнение баз данных семантической информации для объектов картографической основы.
Окончательное представление данных выполняется в среде ArcView GIS 3.2.
Данные
Для подготовки обзорной картографической основы ПЭС использовались космические снимки, полученные камерой МК-4 (КА «Ресурс-Ф»).
При этом, для повышения точности дешифрирования объектов местности применялись изображения трех спектральных каналов (черно-белые снимки в различных спектральных зонах), на основе которых синтезировались цветные изображения местности с разрешением 6 м (метод создания композитных изображений высокого разрешения). На рис.
1 показан фрагмент синтезированного (композитного) снимка МК-4 на район города Домодедово. На рис. 2 представлено изображение, соответствующее обзорной векторной топооснове, подготовленной в результате дешифрирования космического снимка.
Рис. 1. Фрагмент синтезированного (композитного) снимка МК-4. Район города Домодедово Московской области.
Рис. 2. Обзорная векторная топооснова, полученная прямым дешифрированием космического снимка (рис. 1).
Обзорная топооснова дополняется цифровой моделью рельефа местности, удобной при анализе ландшафта. В частности, ЦМР может использоваться при построении профилей местности, определении взаимной видимости между точками местности, для построения карты уклонов местности, при решении гидрологических задач и пр.
С применением ЦМР и космических снимков может быть выполнена 3D-визуализация интересующего участка местности, что позволяет «осматривать» ее с разных сторон, изменять высоту и угол зрения, менять освещенность и пр. Огромные возможности для этого предоставляют, например, ERDAS Virtual GIS и модуль ArcView 3D Analуst. На рис.
3 показан пример цифровой модели рельефа на территорию ПЭС, где темно-коричневые тона соответствуют понижениям, а светлые — более высоким участкам местности.
Рис. 3. Цифровая модель рельефа (ЦМР) на территорию ПЭС.
Векторные слои топоосновы повышенной детальности создавались по снимкам более высокого разрешения. В частности, на территорию ПЭС для этой цели применялись панхроматические снимки, полученные камерой КВР-1000 (КА «Комета»), и снимки ДК-2, полученные альтернативной камерой, имеющие разрешение на местности 2 метра. На рис. 4, 5 и 6 показан фрагмент космического снимка высокого разрешения и изображение векторных слоев, как результат его дешифрирования и векторизации.
Рис. 4. Фрагмент космоснимка высокого разрешения, использовавшегося при векторизации.
Рис. 5. Векторные слои, полученные в результате дешифрирования снимка (рис. 4).
Рис. 6. Векторные слои, полученные в результате дешифрирования снимка (рис. 4).
Космические снимки позволяют решить широкий спектр задач.
Во-первых, они представляют собой практически идеальную, обильно насыщенную разнородной пространственной информацией среду для быстрой оценки характера местности.
Во-вторых, по ним можно непосредственно идентифицировать и локализовать объекты, что позволяет значительно сократить время и средства по сравнению с классическими способами определения местоположения объектов на местности.
В-третьих, космические снимки, в том числе и архивные отечественные, являются в целом гораздо более новым, «свежим» источником информации, чем имеющиеся сегодня топографические карты.
Некоторые особенности работ
В соответствии с техническим заданием, на картографическую основу наносились не только трассы прохождения линий электропередачи, но и опоры ЛЭП.
Источник: https://www.esri-cis.ru/news/arcreview/detail.php?ID=2405amp;SECTION_ID=60
Сигнальные шары-маркеры для дневной маркировки воздушных линий связи и ЛЭП
С 1 ноября 2010 года в России разрешены полеты малой авиации класса G, не требующие разрешения, нужно только уведомить органы управления воздушным движением.
Верхняя граница для воздушного пространства класса G зависит от региона и варьируется от 300 м (Ростовская область) до 4500 м (субъекты федерации, расположенные в восточной части Сибири).
Из-за малой высоты полетов и отсутствия диспетчерского разрешения встает необходимость маркировать воздушные линии связи и ЛЭП в зонах полетов малой авиации. Рекомендация по такой маркировке внесена в стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-21.1-001-2017 «Распределительные электрические сети напряжением 0,4-110 кВ.
Требования к технологическому проектированию». Различают дневную маркировку (маркер не светится, а только отражает свет) и светоограждение (маркер сам излучает свет). В данной статье мы будем вести речь только о дневной маркировке. Предназначенные для нее устройства называются «сигнальные шары-маркеры» и обозначаются аббревиатурой СШМ.
Стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-2.2-016-2016 «Маркеры для воздушных линий электропередачи.
Маркировка опор и пролетов ВЛ» устанавливает следующее требования по маркировке ЛЭП напряжением 35 кВ и выше, проходящих вблизи взлетно-посадочных полос: «Дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь элементы и конструкции воздушных линий вблизи аэродрома или вертодрома, выступающие за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6000 м от их внутренних границ». Также, вне зависимости от размещения относительно аэродрома, дневную маркировку (окраску), СШМ и светоограждение должны иметь опоры воздушных линий высотой 100 м и более.
СШМ и светоограждение на ЛЭП с напряжением 35 кВ и выше также должны быть, вне зависимости от расположения линии относительно аэродрома, на переходах через озера и судоходные реки, а также при пересечении автомобильных дорог IА, IБ, IВ. При этом СШМ и светоограждение устанавливаются не только на грозозащитные, но и на фазные провода (если этих проводов несколько и они расположены в одной плоскости, помечают только крайние провода).
В ряде случаев допускается установка только СШМ без светоограждения, данные варианты перечислены в СТО 34.01-2.2-016-2016. Например, вполне можно обойтись только СШМ, если в данном районе из малой авиации заведомо летают только самолеты, которые выполняют авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, ведь такие работы производятся в светлое время суток. Также указанный стандарт описывает принципы размещения СШМ на проводах.
СШМ могут быть белого, красного и оранжевого цвета. В том случае, если на самом высоком уровне в ЛЭП находится более одного провода, применяется чередование маркеров двух цветов — красного и белого или красного и оранжевого. Выбор между красным и оранжевым цветом делается исходя из того, какой из указанных цветов будет наиболее заметен на фоне окружающего пейзажа.
Согласно действующим российским нормам, СШМ, используемые в зоне полетов малой авиации, при пересечении дорог и водных преград, должны иметь однотонную расцветку. Тем не менее, в продаже можно встретить и СШМ, раскрашенные в два цвета, как правило, это комбинация белого и красного или белого и оранжевого. В России такие маркеры применяются там, где не летает малая авиация, но происходит массовая миграция птиц.
Маркеры яркой двухцветной раскраски отпугивают птиц, не позволяя им получать травмы от столкновения с проводами.
Требования к СШМ
На первый взгляд, что может быть проще — шар, выкрашенный в определенный цвет и снабженный креплениями к проводу? Но на самом деле, СШМ — настоящий продукт высоких технологий!
Начнем с того, что СШМ должен совмещать в себе прочность, малый вес и устойчивость к воздействию дождя. При этом СШМ изготавливается обязательно из диэлектрического металла, в противном случае будет возрастать емкость между проводником и землей. Для предотвращения растрескивания и выцветания шар покрывают специальным составом, защищающим пластмассу от воздействия ультрафиолетовых лучей, либо используют присадки к материалу, защищающие от действия ультрафиолета.
Материал, из которого изготавливается крепеж, не должен вызывать электрохимической коррозии при контакте с проводом, на который установлен. Напомним, что в современных воздушных ЛЭП применяются провода из алюминия, либо из алюминия и стали: внутри находится стальной трос, оплетенный алюминиевой проволокой. Соответственно, не должна возникать электрохимическая коррозия при контакте крепежа с алюминием.
Должен ли СШМ быть полностью герметичным? Оказывается, нет. При эксплуатации СШМ в широких пределах меняется температура окружающей среды. При снижении температуры воздух сжимается, и через небольшие трещины или неплотности внутрь засасывается влага.
Внутри шара на донышке скапливается влага, которая оттуда практически не удаляется. Масса маркера увеличивается, что может привести к растяжению и даже обрыву проводов. При наступлении морозов образовавшийся лед может деформировать маркер.
Вот почему в СШМ должны быть предусмотрены дренажные отверстия в количестве не менее двух.
И, конечно, СШМ должен выполнять свою главную функцию, а, именно, быть хорошо видным издалека. Шар должен быть различим на расстоянии не менее 1000 м в воздухе и 300 м с земли.
Какие сигнальные шары-маркеры выбрать?
Перечисленным требованиям полностью соответствуют, например, СШМ RedDot OMARK. Эти маркеры можно использовать на воздушных линиях и ЛЭП напряжением от 35 кВ до 1000 кВ. Дальность наблюдения — не менее 1200 м. Выпускаются в двух вариантах — диаметром 600 мм и 800 мм.
Благодаря применению в качестве материала для корпуса полиэстера, армированного стекловолокном, масса шара составляет 6,9 и 9,0 кг соответственно. Толщины стенок 3 мм для используемого материала вполне достаточно, чтобы обеспечить необходимую прочность.
Но, если СШМ планируется использовать в сложных условиях, прочность маркера можно повысить, установив в него специальные армирующие стержни (приобретаются дополнительно).
Сигнальные шары-маркеры RedDot OMARK в разных цветовых вариантах
Доступны следующие варианты расцветки: оранжевый, красный, белый, оранжево-белый, красно-белый. Опционально можно установить на СШМ отражающую ленту.
Отдельно следует отметить кабельный зажим, конструкция которого обеспечивает надежную фиксацию на проводе. Зажим выполнен из алюминиевого сплава, но болты, шайбы и гайки сделаны из нержавеющей стали, так как они не соприкасаются с проводом и не создают для него угрозу коррозии. Данную модель СШМ можно крепить на провода диаметром от 6,5 до 55 мм.
Столь широкий диапазон диаметров проводов является важным преимуществом RedDot OMARK — у ближайшего конкурента ширина этого диапазона почти в два раза меньше.
Какое это имеет практическое значение? Если ваша компания строит или обслуживает ЛЭП с самыми различными видами, не нужно приобретать СШМ для различных диаметров, достаточно иметь на складе только одну модель, которую можно установить практически на любые провода, массово используемые на ЛЭП.
Проблема хранения и перевозки также упрощается благодаря особой конструкции маркера. В разобранном виде маркеры компактно складываются один в другой, экономя место на складе, а также уменьшая необходимое количество рейсов грузовой машины для доставки.
Источник: https://skomplekt.com/signalnye-shary-markery-dlia-lep/
Как устроены опоры ЛЭП?
Что может быть обыденнее линий электропередач? Опоры ЛЭП — одно из самых распространенных инженерных сооружений, и они все время у нас перед глазами. Однако и в этой сфере тоже есть свои технологические тонкости и даже простор для технического прогресса. Не очень заметные для нас воздушные линии электропередач обретают новый облик и новую конструкцию.
Чаще всего мы представляем себе опору ЛЭП в виде решетчатой конструкции. Лет 30 назад это был единственный вариант, да и в наши дни их продолжают строить. На место строительства привозят набор металлических уголков и шаг за шагом свинчивают из этих типовых элементов опору. Затем приезжает кран и ставит конструкцию вертикально.
Такой процесс занимает довольно много времени, что сказывается на сроках прокладки линий, а сами эти опоры с унылыми решетчатыми силуэтами весьма недолговечны. Причина — слабая защита от коррозии. Технологическое несовершенство такой опоры дополняет простой бетонный фундамент.
Если сделан он недобросовестно, например с применением раствора ненадлежащего качества, то спустя какое-то время бетон растрескается, в трещины попадет вода. Несколько циклов заморозки-оттаивания, и фундамент надо переделывать или серьезно ремонтировать.
Трубки вместо уголков
О том, что за альтернатива идет на смену традиционным опорам из черного металла, мы спросили представителей ПАО «Россети». «В нашей компании, которая является крупнейшим электросетевым оператором в России, — говорит специалист этой организации, — мы давно пытались найти решение проблем, связанных с решетчатыми опорами, и в конце 1990-х начали переходить на гранные опоры.
Это цилиндрические стойки из гнутого профиля, фактически трубы, в поперечном сечении имеющие вид многогранника. Кроме того, мы стали применять новые методы антикоррозионной защиты, в основном метод горячего цинкования. Это электрохимический способ нанесения защитного покрытия на металл. В агрессивной среде слой цинка истончается, но несущая часть опоры остается невредимой».
Помимо большей долговечности новые опоры отличаются еще и простотой монтажа. Никаких уголков больше свинчивать не надо: трубчатые элементы будущей опоры просто вставляются друг в друга, затем соединение закрепляется. Смонтировать такую конструкцию можно в восемь-десять раз быстрее, чем собрать решетчатую.
Соответствующие преобразования претерпели и фундаменты. Вместо обычного бетонного стали применять так называемые сваи-оболочки. Конструкция опускается в землю, к ней крепится ответный фланец, а на него уже ставится сама опора.
Расчетный срок службы таких опор — до 70 лет, то есть примерно в два раза больше, чем у решетчатых.
Опоры электрических воздушных линий мы обычно представляем себе именно так. Однако классическая решетчатая конструкция постепенно уступает место более прогрессивным вариантам — многогранным опорам и опорам из композитных материалов.
Почему гудят провода
А провода? Они висят высоко над землей и издали похожи на толстые монолитные тросы. На самом деле высоковольтные провода свиты из проволоки.
Обычный и повсеместно применяемый провод имеет стальной сердечник, который обеспечивает конструктивную прочность и находится в окружении алюминиевой проволоки, так называемых внешних повивов, через которые передается токовая нагрузка. Между сталью и алюминием проложена смазка.
Она нужна для того, чтобы уменьшить трение между сталью и алюминием — материалами, имеющими разный коэффициент теплового расширения. Но поскольку алюминиевая проволока имеет круглое сечение, витки прилегают друг к другу неплотно, поверхность провода имеет выраженный рельеф. У этого недостатка есть два последствия.
Во‑первых, в щели между витками проникает влага и вымывает смазку. Трение усиливается, и создаются условия для коррозии. В результате срок службы такого провода составляет не более 12 лет. Чтобы продлить срок службы, на провод порой надевают ремонтные манжеты, которые также могут стать причинами проблем (об этом чуть ниже).
Кроме того, такая конструкция провода способствует созданию вблизи воздушной линии хорошо различимого гула. Происходит он из-за того, что переменное напряжение 50 Гц рождает переменное магнитное поле, которое заставляет отдельные жилы в проводе вибрировать, что влечет их соударения друг с другом, и мы слышим характерное гудение. В странах ЕС такой шум считается акустическим загрязнением, и с ним борются. Теперь такая борьба началась и у нас.
«Старые провода мы сейчас хотим заменить на провода новой конструкции, которую разрабатываем, — говорит представитель ПАО «Россети». — Это тоже сталь-алюминиевые провода, но проволока там применяется не круглого сечения, а скорее трапециевидного. Повив получается плотным, а поверхность провода гладкая, без щелей.
Влага внутрь попасть почти не может, смазка не вымывается, сердечник не ржавеет, и срок службы такого провода приближается к тридцати годам. Провода схожей конструкции уже используются в таких странах, как Финляндия и Австрия. Линии с новыми проводами есть и в России — в Калужской области. Это линия «Орбита-Спутник» длиной 37 км. Причем там провода имеют не просто гладкую поверхность, но и другой сердечник.
Он выполнен не из стали, а из стекловолокна. Такой провод легче, но прочнее на разрыв, чем обычный сталь-алюминиевый».
Однако самым последним конструкторским достижением в данной области можно считать провод, созданный американским концерном 3M. В этих проводах несущая способность обеспечивается только токопроводящими повивами. Там нет сердечника, но сами повивы армированы оксидом алюминия, чем достигается высокая прочность.
У этого провода прекрасная несущая способность, и при стандартных опорах он за счет своей прочности и малого веса может выдерживать пролеты длиной до 700 м (стандарт 250−300 м). Кроме того, провод очень стоек к тепловым нагрузкам, что обусловливает его использование в южных штатах США и, например, в Италии.
Однако у провода от 3M есть один существенный минус — слишком высокая цена.
Оригинальные «дизайнерские» опоры служат несомненным украшением ландшафта, однако вряд ли они получат широкое распространение. В приоритете у электросетевых компаний надежность передачи энергии, а не дорогостоящие «скульптуры».
Лед и струны
У воздушных линий электропередач есть свои естественные враги. Один из них — обледенение проводов. Особенно это бедствие характерно для южных районов России. При температуре около нуля капли измороси падают на провод и замерзают на нем. Происходит образование кристаллической шапки на верхней части провода. Но это только начало.
Шапка под своей тяжестью постепенно проворачивает провод, подставляя замерзающей влаге другую сторону. Рано или поздно вокруг провода образуется ледяная муфта, и если вес муфты превысит 200 кг на метр, провод оборвется и кто-то останется без света. В компании «Россети» есть свое ноу-хау по борьбе со льдом.
Участок линии с обледеневшими проводами отключается от линии, но подключается к источнику постоянного тока. При использовании постоянного тока омическое сопротивление провода можно практически не учитывать и пропускать токи, скажем, в два раза сильнее, чем расчетное значение для переменного тока. Провод нагревается, и лед плавится. Провода сбрасывают ненужный груз.
Но если на проводах есть ремонтные муфты, то возникает дополнительное сопротивление, и вот тогда провод может и перегореть.
Другой враг — высокочастотные и низкочастотные колебания. Натянутый провод воздушной линии — это струна, которая под воздействием ветра начинает вибрировать с высокой частотой.
Если эта частота совпадет с собственной частотой провода и произойдет совмещение амплитуд, провод может порваться. Чтобы справиться с данной проблемой, на линиях устанавливают специальные устройства — гасители вибрации, имеющие вид тросика с двумя грузиками.
Эта конструкция, имеющая свою частоту колебаний, расстраивает амплитуды и гасит вибрацию.
С низкочастотными колебаниями связан такой вредный эффект, как «пляска проводов». Когда на линии происходит обрыв (например, из-за образовавшегося льда), возникают колебания проводов, которые идут волной дальше, через несколько пролетов. В результате могут погнуться или даже упасть пять-семь опор, составляющих анкерный пролет (расстояние между двумя опорами с жестким креплением провода).
Известное средство борьбы с «пляской» — установление межфазных распорок между соседними проводами. При наличии распорки провода будут взаимно гасить свои колебания. Другой вариант — использование на линии опор из композитных материалов, в частности из стеклопластика. В отличие от металлических опор, композитная имеет свойство упругой деформации и легко «отыграет» колебания проводов, нагнувшись, а затем восстановив вертикальное положение.
Такая опора может предотвратить каскадное падение целого участка линии.
На фото отчетливо видна разница между традиционным высоковольтным проводом и проводом новой конструкции. Вместо проволоки круглого сечения использована предварительно деформированная проволока, а место стального сердечника занял сердечник из композита.
Опоры-уникумы
Разумеется, существуют разного рода уникальные случаи, связанные с прокладкой воздушных линий. Например, при установке опор в обводненный грунт или в условиях вечной мерзлоты обычные сваи-оболочки для фундамента не подойдут. Тогда используются винтовые сваи, которые ввинчивают в грунт как шуруп, чтобы достичь максимально прочного основания.
Особый случай — это прохождение ЛЭП широких водных преград. Там используются специальные высотные опоры, которые весят раз в десять больше обычных и имеют высоту 250−270 м. Поскольку длина пролета может составлять более двух километров, применяется особый провод с усиленным сердечником, который дополнительно поддерживается грузотросом.
Так устроен, например, переход ЛЭП через Каму с длиной пролета 2250 м.
Отдельную группу опор представляют конструкции, призванные не только держать провода, но и нести в себе определенную эстетическую ценность, например опоры-скульптуры. В 2006 году компания «Россети» инициировала проект с целью разработать опоры с оригинальным дизайном.
Были интересные работы, но авторы их, дизайнеры, часто не могли оценить возможность и технологичность инженерного воплощения этих конструкций.
Вообще надо сказать, что опоры, в которые вложен художественный замысел, как, например, опоры-фигуры в Сочи, обычно устанавливаются не по инициативе сетевых компаний, а по заказу каких-то сторонних коммерческих или государственных организаций. Например, в США популярна опора в виде буквы M, стилизованной под логотип сети фастфуда «Макдоналдс».
Статья «Высокая энергия» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2015).
Источник: https://www.popmech.ru/technologies/214841-kak-ustroeny-opory-lep/
Охранная зона ЛЭП: назначение, размеры, нормативные документы
Практически все владельцы земельных участков, через которые проходят провода воздушных высоковольтных линий, задаются вопросом о связанных с этим ограничениях.
Мы подготовили информационную подборку, дающую представление о том, что представляет собой охранная зона ЛЭП и ее основные назначения.
Помимо этого будут приведены выдержки из нормативных документов, с указанием обременений для пользователей или владельцев участков, расположенных на пути прохождения воздушных и подземных электромагистралей.
Что называется охранной зоной воздушной ЛЭП?
По сути, это условный пространственный коридор, внутри которого расположена ВЛ (воздушная линия). Высота коридора равна длине опоры ЛЭП, а ширина охранной зоны определяется расстоянием от двух вертикальных проекций от внешних проводов (h на рис.1).
Наглядное представление охранной зоны
Характерно, что ширина зоны ЛЭП, при ее прохождении над водной поверхностью, больше чем на суше. Подробно о размерах охранных зон будет рассказано в разделе об их границах установления.
Подобные санитарно-защитные зоны предусматриваются и для других электросетевых объектов, например, электрических подстанций и подземных КЛЭ (кабельные линии электропередач).
Охранная зона КЛЭ
Обозначения:
- H – Глубина залегания подземной электромагистрали.
- L – Расстояние от электромагстрали до края зоны отчуждения.
Назначение охранных зон ЛЭП
Основная задача введения подобных ограничений предотвратить прямые и косвенные факторы негативного воздействия электрического тока на человеческий организм. К первым относятся поражения электротоком при непосредственном контакте с проводом ВЛ или от шагового напряжения. При обрыве провода вероятность таких последствий довольно велика, поэтому для электромагистралей устанавливается зона отчуждения определенных размеров.
Под косвенными факторами подразумевается пагубные воздействия электрополя высокой напряженности. Еще в прошлом веке была установлена причастность электромагнитных излучений к развитию различных патологий в человеческом организме. У тех, кто проживает в зоне отчуждения ЛЭП, более подвержен риску развития дисфункций ЦНС, сердечнососудистых патологий, нарушений нейрогормональной регуляции и т.д.
По мере удаления от электромагистралей интенсивность электрополей в охранной зоне снижается, соответственно, уменьшается и их негативное воздействие.
Диаграмма распространения электромагнитных излучений возле опоры ЛЭП с напряжением 330-500 кВ
Классификация охраняемых территорий с ЛЭП
Для электросетевого хозяйства принята следующая классификация охранных коридоров:
- Отчуждение территории вдоль ВЛ, проложенных по суше. Принцип разграничения был рассмотрен выше (см. рис. 1).
- Территории вдоль подземных КЛЭ (см. рис. 2).
- Отчуждение пространства возле подводных КЛЭ. Коридор ограничивается вертикальными плоскостями, условно расположенных на расстоянии 100,0 м по обе стороны кабеля, поверхность воды считается верхней границей.
- Охранные коридоры при пресечении ЛЭП водного пространства. В данном случае ширина коридора зависит от того, является ли судоходным участок водной поверхности, если да, то расстояние от внешнего кабеля до границы – 100,0 м. В противном случае ширина рассчитывается как для суши.
- Радиус охранной зоны трансформаторных подстанций. Защитный радиус устанавливается исходя из принадлежности к определенному классу напряжения, потолком считается высшая точка объекта сетевого хозяйства.
Санитарные нормы и правила деятельности и нахождения человека в зоне ЛЭП
Согласно правилам СНиП, установлена определенная зависимость между классом напряженности линий электропередач и размером охранной зоны вокруг ЛЭП. Помимо этого санитарными правилами четко указывается какое расстояние считается допустимым между ЛЭП и жилыми зданиями или другими хозяйственными объектами.
Безопасные расстояния устанавливаются в соответствии с мощностью ЛЭП, согласно санитарным нормам допустимый уровень напряженности не должен превышать 1,0 кВ/м. Ниже приведена таблица, с действующими нормами. Наглядно зависимость зоны отчуждения от мощности ВЛ показана на рисунке.
Безопасное расстояние от ЛЭП, в зависимости от класса напряженности
Помимо санитарных норм необходимо учитывать требования ПУЭ, имеет смысл рассмотреть их детально.
Требования ПУЭ
В 7-й редакции (р. 2 гл. 2.5) указаны следующие нормы:
- Если ВЛ 0,4 кВ – 1 кВ располагается параллельно газопроводу, то расстояние между ними должно превышать высоту электроопоры. В тех случаях, когда магистрали пересекаются, над газопроводом устанавливается незаземленный защитный навес (экран), предохраняющий трубопровод в случае обрыва ЛЭП. Ширина экрана должна выступать за проекцию внешней магистрали ЛЭП на дистанцию, зависящую от класса напряженности:
- Для ВЛ 20,0 кВ — 3,0 метра.
- ВЛ 35,0 кВ – 110,0 кВ – 4,0 м.
- 150,0 кВ – 4,50 м.
- 220,0 кВ – 5,0 м.
- 330,0 кВ – 6,0 м.
- 500 кВ – 6,50 м.
- Поскольку допускается прохождение ЛЭП над некоторыми видами нежилых зданий (цеха, склады и т.д.), расстояние между ними и внешними воздушными линиями считаются безопасными в следующих случаях:
- 20,0 кВ – не менее 2-х метров.
- 35,0-110,0 кВ – от 4-х м.
- 150,0 кВ > 5,0 м.
- 220,0 кВ и более – 6,0 м.
При этом существуют ограничения, согласно которым в зонах отчуждения запрещается строительство школ, детских садов, спортивных площадок, а также других объектов с массовым пребыванием людей.
- ЛЭП запрещается проводить над жилыми объектами, единственное исключение — линии ввода.
- Между ЛЭП и расположенной параллельно дорогой допустимо расстояние не менее Х+5 м, где Х – высота электроопоры. В тех случаях, когда линии пересекают автодорогу, относящуюся к 1-й категории, требуется установка анкерных опор.
- Если электромагистрали проходят рядом с технологическими объектами, где хранятся или используются взрывоопасные или пожароопасные вещества (например, АЗС), то допустимое расстояние определено полуторной высотой электроопоры.
- Высота ЛЭП от земли определяется классом напряженности последней и типом местности, допустимые расстояния приведены ниже.
Допустимые расстояния от проводов до земли
Обратим внимание, что в населенных пунктах, увеличено допустимое расстояние от проводов до земли. Подробную информацию об этом можно найти в ПУЭ последней редакции.
Какая деятельность запрещена?
В зоне отчуждения недопустимо производить действия способные нарушить безопасное функционирование сетевого хозяйства и стать причиной создания нештатных ситуаций различных степеней сложности. К таковым действиям относится:
- Забрасывание на ВЛ посторонних предметов, а также их размещение на столбах и опорах электрических сетей.
- Возводить строения, перекрывающие доступ к подстанциям, опорам или другим электросетевым объектам или же загромождать различными предметами пути прохода и подъезда.
- Запускать летучие змеи, дроны или другие летательные аппараты.
- Входить внутрь огражденной зоны и зданий электросетевого хозяйства (трансформаторные или распределительные подстанции и т.д.).
- Разводить костры в охранных зонах ВЛ, подземных КЛЭ или других объектов элетрохозяйства.КЗ на землю из-за разведенного под ЛЭП костра.
- Организовывать мусорные полигоны или свалки в зонах отчуждения, сливать ГСМ или едкие вещества, сбрасывать высокотонажный груз.
- Использовать трал или производить сброс якоря рядом сподводным ЭЛК.
- Проход водного транспорта с палубной надстройкой или другим механизмом выше допустимого размера и т.д.
Запрещено устраивать свалку в охранной зоне ЛЭП
Получение разрешения на проведения работ
Приведем перечень работ, для которых необходимо получить письменное разрешение на допустимость их выполнения в коридоре безопасности:
- Проведение любых строительных работ.
- Изменение ландшафта , затопление, мелиорация участка или другие террапреобразования.
- Валка леса, вырубка кустарников или отдельных деревьев, в том числе и фруктовых, а также их посадка.
- Проведение земляных работ на глубину, превышающую 30 см или 45 см на вспахиваемой почве (возле подземных КЛЭ).
- Углубление дна водоемов и ловля рыбы, в том числе и промышленная (в охранной зоне подводной КЛЭ).
- Прохождение водного транспорта, если между проводами электролиний и судном (в самой высокой точке) расстояние менее допустимой нормы. При этом в расчет необходимо принимать загруженность судна, также текущий уровень воды.
- Проезд автотранспорта и спецтранспорта или провоз габаритного груза под ВЛ, если расстояние от дорожного полотна до высшей точки транспортного средства выходит за установленные пределы (как правило, это 4,50 м).
При высоте транспорта более 4,5 м проезд под ЛЭП должен быть согласован
Порядок установления границ и размера охраняемой зоны ЛЭП
В нормативных документах указывается, что устанавливаться охранные зоны должны на всех электросетевых объектах в соответствии с текущими правилами безопасности.
Согласование границ коридоров безопасности производится электрокомпанией, в чьей собственности находятся электросетевые объекты. Контроль над этой процедурой возложен на местные органы управления, занимающиеся энергетикой. Поданные заявки на установку зон отчуждения рассматриваются на протяжении не более 15-ти рабочих дней, после чего составляется соответствующий акт.
По завершении описанной выше процедуры подается заявление в федеральную структуру, отвечающую за ведение кадастра. После рассмотрения заявки сведения об таких охранных коридорах вносятся в кадастр, после чего установление считается состоявшимся.
Ограничения.
Участки, через которые проходят ЛЭП не подлежат изъятию, но на их использование накладывается ряд обременений, необходимых для обеспечения безопасной работы энергосистем. К таковым ограничениям использования относится строительство объектов, производство определенных работ и другие действия, предусмотренные Правилами.
Владельцы или собственники таких участков вправе их продавать или сдавать в аренду.
Наличие обременений обязательно должно быть внесено в документы, подтверждающие право собственности. В качестве такового может выступать кадастровый паспорт или другой документ подтверждающий право собственности.
Основным ограничением в данном случае является запрет на возведение жилья. При получении соответствующего разрешения можно строить под ЛЭП хозяйственные объекты. Нарушение требований обременения влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафов, в установленных Законом размерах. Для физлиц это сумма соответствует 5-10 размерам минимальной зарплаты. Юридическим лицам придется заплатить штраф в размере 100-200 минимальных зарплатных ставок.
Источник: https://www.asutpp.ru/ohrannaja-zona-ljep.html
��������� ����� ��������������
������� / �������� ���������� / ��������� ����� ��������������
�� ������ ������ ������������ ������������ ����������� �������������. ����� ��������� ������������� ������� �� ���������� ����� ������ ���������� �� ������������ ����������� �������������� �������.
� �������� ������� ������ ����������� ��������, ������� �������� � �������� ���������� � ����. ���������� �������� ���������� � ���������������� ���������������� �� �������� �� ������� ��� ����������� ������-�������. ��� ��� ������� ��������� ����� ��������������.
���������� ����������� ��������� ����� ���������������, ����� ������ �� ����������� ������������ � ������������.
����������� ��������� � ��������� ����� ��������������
������� �������� ������������� �� ���������� � ����������� ������������ ������������� ��������� ������� ���������� � ������������. ������� ����� ��������� � ����������� ������� ��� ��������� � ������ ��� ������ ���������� � ��������.
����� ���� ��� ����� ������� ������������ ������� �� ������� ������������. ������������� ��������� ����� ��������������� ��������� �� 25-30% �������, ��� ������������ ������ ��� ������ ��� ������. ������ ��� ������������� ������� ����� �������������� �������� ����������� �����������. ��� ���� ����������� ����������� ������������ ����� � ������� ��� ������������� ���� ��������� �������.
������� ��������������� ����� �������������� �������� �� ��������. ������ �� �������� ������� ������������ ����������, ��� ������ � ������ ����������.
���������� ��� �������� ���������� ��� ������������ ��������� � ��������� ����� ��������������:
- ��� �������� ������� ������������ �������� �������� �������������� ������� �������� �� ��������� ����������;
- ����� ������ ���� ����������� ��� ������������, ����� � ��������.
������������ ������� ���������� ����� �� ������ ��������� ����������� �� ���������� �������� ������� �� �������� ������������� �������. ��������� �����, ����, ������, ��������, ��������� ����������� �� ������ �������� ������ ����� ��������������. ������� ��� ������������� ������� ����������� ��������� ������������ �����������, ������������� �������.
������������� � �������������� ��������� ����� ��������������
����� �������� �������������, ������������� �� �������� �������, ���������� ���������� � ���������� ������� «��». ���������� �� �������� �� �������. ��� �������� ������������ ��� ������ ����������� �������� � ������� �������, ������, ������������. �� ����������� ��� �������������� ���������.
������� ������������� �������� �������� ���������������� � ������������ � ������� ������ ���������� ����������������. ��� ��������� ��������� ��������, ���������� � ������������ �����������.
� �������� ������������ ��������� ����� �������������� ��������������� ������������� ������� � ���������. ���������� �������� ������������� ����� ������ ����������� ��������, ������� ����� ��� ����������� �������. �������� ����� ����������� ������ �������� �� ������ ��������������� �������������, �� � ����������� ������ ������.
���������� ������������ �������������, ������� ����������� � �������������� ��������. �� ���� ����, ������������ � ��������, ������ ����� ����������� � ����������� ����. ��������� ����� �������������� ���������� ����������� ������������ ����������.
���������� ��������� ��������� ������:
- ����� ����������� ����: 1150, 750, 500, 400, 330, 220, 150, 110, 35, 10, 6 ��. ����� ����� ��������� �������� ����� 0,4 ��.
- ����� ����������� ���� �������� ������������� ��������� ������������� 400 ��.
� ����������� �� ��������� ���������� ��������� 5 ������� ������������. ������ �� ������������ ���������� �������������� �����������, ���������� ��������� ������������.
�������� ��������� �������������:
- ������ �����. �� ����� ���������� ���������� �� 1 ��.
- ������� �����. ���������� �������� ������������� �� 1 �� 35 ��.
- ������� �����. ������ ��������� �� ���������� �� 110 �� 220 ��.
- ������������ �����. ����� �������������� ��� �� 330 �� 500 ��.
- ������������� �����. ������ �������� �������� ������������� ����������� ���� 750 ��.
��� �������������� �����, ������� ����������� � ��������� ������ ������������ ������������.
�������� �������� ��������� ����� ��������������
� ��������� ��������� ����� ���������:
- ������ (��� ���������, �� �������� ���������� �������������);
- �������� (������������� ��������������� �������� � ������� ���������� ������� �����������);
- ���������;
- �����;
- ���������;
- ����������;
- ���������������;
- ����������.
������ �� ������������� ��������� ���������. �������� ��������� ����� ��������� ������������ �������, ������� ����������� ������������ � ���������� �������.
� ��������� ������� ����� ����� �������� �� �������������� �����������. ��� ����� ��������� ����������� ����������� ������������. ��� ��������� ���������� � ��������������� ������ ��������������� ����������.
������� � ����� ��������� ����� ���������������
����� � �������, ������� ����������� �� ��������� ���������������� ������������� ��������, ������������ ���������� ������������ ������������� �������, �������� ���������� ��������, ������� ��������� � �������.
����� ��� �������� �������� ������ ������������ ������������� ������ � ������� ������. ������� ��� ����� �������������� ����������� ��������, �����, ����������� ������ �������� �� ������ ��� ��������.
� ����� �� ������ ������� �� ������ ���, ������������� �� ������ ���������. � ������� ����� ������� ����� �������� �� 7, 19, 37 ��������� ��������, ���������� �������.
� ������ �������� ������������ ��������������� ����������, ������� ������ � ������� ����� �������� �� ����� ����.
����� ����������� ���������������� �������, � ������ ��������� ������ ������ ��������� �� ������ ��������. ��������, ��� ����� ���� ����� � �������� ��� ����� � ������.
��� ������������ ������� �� ������������ ������������.
�������� ��������� ����� ��������������
��������� ����� �������������� ������ ���� ����������� ����� �����, �� ����������� ��������� � ����� ��� ������ ����������� ����������. ������ � �������� ���������� ��������� ���������� ��� ���������� �������� �����������, � ����� ����������� ������. ������ �������� ������� �� ����������� �������� �����.
��� ���� ������������, ������� �������� ������������� �� 20 �� (� ��������� ������� �� 35 ��) ���������� ���������� �������� ���������.
��� ��������� ������ ����������� 35 �� ����������� ��������, ������� ����������� �� ���� ������ ��� ������ ���������� ��������.
�����, ���������� ������� ���� 35 ��, ������������ ��������� ��������� ���������� � ���������� ���������� ������������ ����. ����� ��������� ��������� � ������������ ����������� ������� ������������� �����. ����� �� ����������� ����� � ���������� ���������.
������ �������������, ���������� ������������ � ���������� ���������.
��������� ��������� ����� ��������������
������ ��� ���������� ����� ��������� � �������������, ������������ ������������ ���������� ��������������� ���������, � ���� ������� �����������:
- ������������ ��������� ����;
- ������������ ������� ������� � ������ ������������ ������ � �����������;
- ���������� ������� �������.
������� ������� ����������� � ��������������� ���������� � �����. � ������� �������������� ����� ���������, ������� ����������� ������������ � ����� ������.
��������� ����� �������������� ���� 1000 �
������������ ��������� ����� ������� �� ������������ �� 1000 � � ����� 1000 �. �� ������ ������ ������������ ����� � ���������� ����� ����� ��������. ����� ����� ����� ������� � �������� ��� �������� �����������. ������ ����� ���� ������ ������ ����������������. ������� ���������� 10 ��2.
����� � ����� �������, ���������������� ��� �������� ������������� ����������� ���� 1000�, ������������ �� ������������� ����������� ����������. ��� ����� � ������������ �������� �������� ����������, ���������� ��������, ������������� ���������� ����, ������ � �������.
���� �� ��������� ������ ���������������
���������-���������� ����� ����� (����) ���������� ������� ���������� ������������, ������� ��������� �������� ��������, ������ ������� ������, ���������� ���������������� � ���������������� �������. ����� �������� ������� �������� ����� ����� � �������������� �������.
���� ���������� ���� � ������ �������, �� ����� ������� ���������� ������� ������������� � ��������� �������, ������������������� � ���������� ����������, ���� ���������� ��������� ������ ���� ����������� � ������������� ������ �������� �����.
�����������, ������������� ��������� ����� ��������������
��������� ����������, ������������ ����� �������������� ����� ������ �� ��������, ������� �������� �������� �� ����� ������������� �������� ������������.
������������� ��������� ����� �������������� ���������� ��������� ������� � ������ ��������. ����� �������� �����������, ������� ���������� ����������� � ������������� ����� ��������������, ����� �������� ��� «��� ���», ������� ������� �� ���������� ������������ � �������� ��������.
������������ �� �������� �� «����������������� ����», ���������� �������� «��������» � ������. �� ������ �������� ���� ���� �����������, ������� ���������� ������ ����� ������������.
���������� ������� ��������� ����� ��������������
������ ��������� ����� ������������ � ������������ � �������������� �����������:
- ���������������� ������� ��� �������������.
- ���������� ������� �����������.
- �����, ����� ��������� � ������������� �� �������������� ��������.
- ����� ����� ����������� ������� � �����.
- ������ �������������.
- �����, ������� ����������� ��� ������ �������, ���������, ��������� ������� ��� ��������� ������������.
- ����� ������������ � �������� � �����.
- ����� ������������ ���������� �������.
� ���� ������� ���� ���������� �������� ��� ����������� ������� ������������.
����������� ������ � ������������� ��������� ����� ��������������
����������� ������ � ������������� �������� ��� ������������ ������� ������ �������� � ������� ��������� ��� �� ��-�� ���������� ����������� ��������� ����� ��������������.
� ���� �����:
- ����������� ��������� �����������������;
- ����� ������������� �� ������� ������. �� ����������� ��������� ��������������� �������;
- ����������� ����� ���������� � ������������ � ������;
- �������������� ��������� ������ �������� � ����������;
- ��� ������������� ����������� ��������� ��������� �������� ������.
����� ���������� ��������� ������ ������������ � ����� �������������� � �����.
������ ����� ������ �� �������� ��������.
������� ������ ���� ������:
������������ �������������� ������������
������������ ������������� ������� � ����������
������������� ��������
Источник: https://www.elektro-expo.ru/ru/ui/17136/